Главные вкладки

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
    статья

    данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним из ключевых симптомов в структуре дефекта при общем недоразвитие речи, преодоление которого требует использование  инновационных технологий. Формирование умений образовывать однокоренные слова у дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет повысить эффективность логопедической работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл st.shubina.docx60.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    К.О. Шубина

    учитель-логопед

    МАДОУ «Детский сад «Колосок»

    Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п. Строитель

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

    Аннотация: данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним из ключевых симптомов в структуре дефекта при общем недоразвитие речи, преодоление которого требует использование  инновационных технологий. Формирование умений образовывать однокоренные слова у дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет повысить эффективность логопедической работы.

    Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, лексическая сторона речи, словообразовательные компетенции.

    Богатый словарный запас является залогом успешного общения и школьного обучения детей.

    Недоразвитие лексикой стороны речи является одним из ключевых симптомов в структуре дефекта при общем недоразвитие речи (ОНР). У старших дошкольников с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение в объеме активного и пассивного словаря, недостаточное количество родственных слов, антонимов, синонимов [1]. В связи с этим необходимо разрабатывать и использовать в логопедической практике новые технологии обогащения словарного запаса старших дошкольников с ОНР.

    Для решения обозначенной проблемы нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было определение эффективности формирования словообразовательных навыков у  старших дошкольников с ОНР (III) для обогащения активного и пассивного словарного запаса.

    На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена диагностика уровня развития лексической стороны речи детей экспериментальной и контрольной группы с логопедическим заключением: «ОНР (III)» старшего дошкольного возраста. Количественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у 10 % (1 ребенок) детей экспериментальной и контрольной группы был выявлен уровень развития лексической стороны речи – «ниже среднего»; у 70 % (7 детей) детей был выявлен средний уровень развития лексической стороны речи; у 20 % (2 ребенка) детей был выявлен уровень развития лексической стороны речи – «выше среднего». Низкий и высокий уровень развития словарного запаса выявлены не были [2]. Объем словаря действий и словаря признаков ограничен, это объясняется тем, что дети стараются употреблять в речи слова, которые обозначают признаки и действия, хорошо знакомые им по личному опыту.

    Качественный анализ результатов обследования показал наличие минимального количества однокоренных слов в активном словарном запасе у детей экспериментальной и контрольной группы.

    Проанализировав результаты обследования лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР (III) нами было принято решение о разработке логопедического пособия «От слова к слову» по формированию словообразовательных компетенций у старших дошкольников с ОНР (III)  с целью развития лексической стороны речи, а именно по формированию умений составлять цепочки родственных (однокоренных) слов по определенным лексическим темам.

    Формирующий этап педагогического эксперимента, целью которого была апробация логопедического пособия «От слова к слову» проходил на базе МАДОУ «Детский сад «Колосок» п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области в 2018-2019 учебном году в экспериментальной группе.

    Пособие включает в себя задания по формированию умений образовывать однокоренные слова по 16 лексическим темам:  «Детский сад», «Мебель», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Человек», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Игрушки»,  «Дом»,  «Профессии», «Транспорт».

    На примере лексического материала каждой темы ребенок совместно с учителем-логопедом составляют цепочки однокоренных слов с опорой на предметные картинки. Далее со словами из составленных словообразовательных цепочек с опорой на картинный материал ребенок совместно с учителем-логопедом и самостоятельно придумывает предложения.

    Лексическая тема «Овощи»

    Овощ – овощевод – овощехранилище – овощной.

    В овощах много витаминов.

    Овощевод выращивает картофель.

    В овощехранилище хранится урожай овощей.

    Я люблю овощной салат.

    В итоге занятий по каждой лексической теме ребенок самостоятельно называет цепочки однокоренных слов без опоры на картинный материал.

    Работа по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (III) посредством составления словообразовательных цепочек по заданиям, представленным в логопедическом пособии «От слова к слову», проводится учителем-логопедом на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи два раза в неделю. Воспитатели закрепляют сформированные учителем-логопедом у детей навыки на занятиях «Ознакомление с окружающим миром», в режимные моменты. Родители закрепляют умения детей употреблять новые однокоренные слова в самостоятельной речи в домашних условиях с использованием логопедического пособия «От слова к слову».

    На контрольном этапе педагогического эксперимента при повторном обследовании лексической стороны речи у детей экспериментальной и контрольной группы нами были использованы методики констатирующего этапа педагогического эксперимента с целью обеспечения полной идентичности оценки результатов. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1. Результаты сравнительного анализа условного распределения детей экспериментальной и контрольной группы в соответствии с выявленным уровнем развития

    словарного запаса

    Сравнительный количественный анализ показал, что логопедическая работа по развитию лексической стороны речи по пособию «От слова к слову» дала более эффективные результаты у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы. Эти факты подтверждаются наличием положительной динамики развития словарного запаса: 6 детей экспериментальной группы достигли высокого уровня развития словарного запаса (60%) и 4 ребенка имеют уровень развития словарного запаса – «выше среднего» (40 %). В контрольной группе 1 ребенок имеет высокий уровень развития словарного запаса (10%), у 7 детей уровень развития словарного запаса –«выше среднего» (70%)  и 2 детей (20%) остались со средним уровнем развития словарного запаса.

    В результате качественного анализа результатов повторного обследования словарного запаса детей экспериментальной и контрольной группы было установлено, что в речи детей экспериментальной группы значительно увеличилось количество однокоренных слов. Предметный словарь пополнился новыми именами существительными. Словарь признаков и  словарь действий заметно увеличился. В активном словарном запасе детей экспериментальной группы появились слова, которые не знакомы им по личному опыту.

    Таким образом, можно сделать вывод, что разработанное нами логопедическое пособие «От слова к слову» по развитию лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития посредством формирования словообразовательных компетенций способствует количественному и качественному увеличению объема пассивного и активного словарного запаса.

     

    [1] Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2014. 280 с.

    [2] Боровцова Л.А., Шубина К.О. Современные технологии обследования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III–IV уровня речевого развития // Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие обеспечения равных возможностей для получения качественного образования / ред. С.В. Соловьевой. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 320 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

    Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

    Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...