КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
статья
данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним из ключевых симптомов в структуре дефекта при общем недоразвитие речи, преодоление которого требует использование инновационных технологий. Формирование умений образовывать однокоренные слова у дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет повысить эффективность логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.shubina.docx | 60.07 КБ |
Предварительный просмотр:
К.О. Шубина
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад «Колосок»
Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п. Строитель
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Аннотация: данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним из ключевых симптомов в структуре дефекта при общем недоразвитие речи, преодоление которого требует использование инновационных технологий. Формирование умений образовывать однокоренные слова у дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет повысить эффективность логопедической работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, лексическая сторона речи, словообразовательные компетенции.
Богатый словарный запас является залогом успешного общения и школьного обучения детей.
Недоразвитие лексикой стороны речи является одним из ключевых симптомов в структуре дефекта при общем недоразвитие речи (ОНР). У старших дошкольников с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение в объеме активного и пассивного словаря, недостаточное количество родственных слов, антонимов, синонимов [1]. В связи с этим необходимо разрабатывать и использовать в логопедической практике новые технологии обогащения словарного запаса старших дошкольников с ОНР.
Для решения обозначенной проблемы нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было определение эффективности формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР (III) для обогащения активного и пассивного словарного запаса.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена диагностика уровня развития лексической стороны речи детей экспериментальной и контрольной группы с логопедическим заключением: «ОНР (III)» старшего дошкольного возраста. Количественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у 10 % (1 ребенок) детей экспериментальной и контрольной группы был выявлен уровень развития лексической стороны речи – «ниже среднего»; у 70 % (7 детей) детей был выявлен средний уровень развития лексической стороны речи; у 20 % (2 ребенка) детей был выявлен уровень развития лексической стороны речи – «выше среднего». Низкий и высокий уровень развития словарного запаса выявлены не были [2]. Объем словаря действий и словаря признаков ограничен, это объясняется тем, что дети стараются употреблять в речи слова, которые обозначают признаки и действия, хорошо знакомые им по личному опыту.
Качественный анализ результатов обследования показал наличие минимального количества однокоренных слов в активном словарном запасе у детей экспериментальной и контрольной группы.
Проанализировав результаты обследования лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР (III) нами было принято решение о разработке логопедического пособия «От слова к слову» по формированию словообразовательных компетенций у старших дошкольников с ОНР (III) с целью развития лексической стороны речи, а именно по формированию умений составлять цепочки родственных (однокоренных) слов по определенным лексическим темам.
Формирующий этап педагогического эксперимента, целью которого была апробация логопедического пособия «От слова к слову» проходил на базе МАДОУ «Детский сад «Колосок» п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области в 2018-2019 учебном году в экспериментальной группе.
Пособие включает в себя задания по формированию умений образовывать однокоренные слова по 16 лексическим темам: «Детский сад», «Мебель», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Человек», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Дом», «Профессии», «Транспорт».
На примере лексического материала каждой темы ребенок совместно с учителем-логопедом составляют цепочки однокоренных слов с опорой на предметные картинки. Далее со словами из составленных словообразовательных цепочек с опорой на картинный материал ребенок совместно с учителем-логопедом и самостоятельно придумывает предложения.
Лексическая тема «Овощи»
Овощ – овощевод – овощехранилище – овощной.
В овощах много витаминов.
Овощевод выращивает картофель.
В овощехранилище хранится урожай овощей.
Я люблю овощной салат.
В итоге занятий по каждой лексической теме ребенок самостоятельно называет цепочки однокоренных слов без опоры на картинный материал.
Работа по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (III) посредством составления словообразовательных цепочек по заданиям, представленным в логопедическом пособии «От слова к слову», проводится учителем-логопедом на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи два раза в неделю. Воспитатели закрепляют сформированные учителем-логопедом у детей навыки на занятиях «Ознакомление с окружающим миром», в режимные моменты. Родители закрепляют умения детей употреблять новые однокоренные слова в самостоятельной речи в домашних условиях с использованием логопедического пособия «От слова к слову».
На контрольном этапе педагогического эксперимента при повторном обследовании лексической стороны речи у детей экспериментальной и контрольной группы нами были использованы методики констатирующего этапа педагогического эксперимента с целью обеспечения полной идентичности оценки результатов. Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты сравнительного анализа условного распределения детей экспериментальной и контрольной группы в соответствии с выявленным уровнем развития
словарного запаса
Сравнительный количественный анализ показал, что логопедическая работа по развитию лексической стороны речи по пособию «От слова к слову» дала более эффективные результаты у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы. Эти факты подтверждаются наличием положительной динамики развития словарного запаса: 6 детей экспериментальной группы достигли высокого уровня развития словарного запаса (60%) и 4 ребенка имеют уровень развития словарного запаса – «выше среднего» (40 %). В контрольной группе 1 ребенок имеет высокий уровень развития словарного запаса (10%), у 7 детей уровень развития словарного запаса –«выше среднего» (70%) и 2 детей (20%) остались со средним уровнем развития словарного запаса.
В результате качественного анализа результатов повторного обследования словарного запаса детей экспериментальной и контрольной группы было установлено, что в речи детей экспериментальной группы значительно увеличилось количество однокоренных слов. Предметный словарь пополнился новыми именами существительными. Словарь признаков и словарь действий заметно увеличился. В активном словарном запасе детей экспериментальной группы появились слова, которые не знакомы им по личному опыту.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанное нами логопедическое пособие «От слова к слову» по развитию лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития посредством формирования словообразовательных компетенций способствует количественному и качественному увеличению объема пассивного и активного словарного запаса.
[1] Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2014. 280 с.
[2] Боровцова Л.А., Шубина К.О. Современные технологии обследования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III–IV уровня речевого развития // Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие обеспечения равных возможностей для получения качественного образования / ред. С.В. Соловьевой. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...
"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."
Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является...