Почему система М.Монтессори одна из наиболее популярных во многих странах мира?
учебно-методический материал

Торянник Марианна Ивановна

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою методику с умственно отсталыми детьми  дошкольного возраста  в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Чем же этот метод привлекает педагогов и родителей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_metod_montessori.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Все дело - в среде

Вот самый главный принцип метода Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный список пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовленной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как, например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя. Ведь в группах Монтессори дети не сидят за партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга. Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы — это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает свои хаотичные представления о мире. В специально подготовленной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Коротко о главном

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Второе - это роль учителя. Главное место в Монтессори-пространстве принадлежит ребенку. А учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями крохи. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Самостоятельность - это залог успешной и счастливой жизни. Ольга Немцова, консультант - Евгения Ткачева, директор Монтессори-Центра «Волшебный ребенок»

Жизненная практика

В первую очередь - это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома. А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракций. Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики — автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память. Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития - поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие

Обучение математике также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет — все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Космическое развитие

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира — и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдых с детьми в Санкт-Петербурге. Наиболее популярные и интересные места.

В работе представлена краткая, но полная информация о том, куда пойти с детьми в свободное время....

Проект"Народов много-страна одна"

В ходе проведённых бесед, викторин, конкурсов у детей наблюдается недостаток патриотического воспитания.Проект направлен на то,  чтобы не только вызвать  в детях чувство восхищения родным го...

Программа патриотического досуга для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню народного единения России - "Народов много - страна одна"

Наш детский сад посещают дети разных национальностей, где они одинаково воспитываются, обучаются, развиваются, посещают НОДы и ДОПы, открытые мероприятия различной направленности. Равноправие - как он...

Сценарий муниципального фестиваля "Народов много-страна одна"

Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный регион. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия различных народов складывались традиции взаимопонимания и ...

Фестиваль, посвященый Дню народного единства «Народов много-страна одна» ноябрь 2023г.

Фестиваль народов России: «Народов много-страна одна»Ноябрь 2023г.4 ноября - Деньнародного единства. Внашим отделениипрошёл в видефестиваля на тему“Народов много-странаодна!” П...

Сценарий праздника "Народов много - страна одна" ко Дню народного единства

Цель: Формирование у старших дошкольников общероссийской гражданской идентичности.Задачи:Обучающие:Расширить знания детей о традициях и обычаях народов России, костюмах, хороводных и народных играх, п...