Технология «Час творчества» как средство развития активности и самостоятельности дошкольников»
статья

Одно из приоритетных  направлений дошкольного образования является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы способствующих созданию условий для развития у воспитанников инициативы и самостоятельности, направленных на успешную социализацию, развитие познавательных  способностей дошкольников, являющимися целевыми ориентирами определенными ФГОС ДО (п 4.6. ФГОС). 

В психолого-педагогической литературе много внимания уделяется вопросам развития самостоятельности детей дошкольного возраста.

Козлова С.А. считает, что для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умения действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях, ставить перед собой цель, планировать результат. По мнению, Смирновой Е.О., самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

После анализа  психолого-педагогической литературы, опыта работы дошкольных образовательных учреждений мы пришли к выводу, что необходимо использовать новые формы работы для развития детской самостоятельности в различных видах детской деятельности.

«Час творчества» (ЧТ) – это одна из организационных форм работы  с дошкольниками в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска», которая дает возможность создать благоприятную образовательную среду, оптимальные психолого-педагогические условия для развития самостоятельности и инициативности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Технология «Час  творчества» как средство развития активности и самостоятельности дошкольников»

(представлены материалы на Всероссийский конкурс «Мы работаем по ФГОС. Больше нет у нас вопросов». Организованном ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и журналом «Дошкольная педагогика», III место)  

Старший воспитатель

Петрова О.В.

г. Лесосибирск 2016

Одно из приоритетных  направлений дошкольного образования является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы способствующих созданию условий для развития у воспитанников инициативы и самостоятельности, направленных на успешную социализацию, развитие познавательных  способностей дошкольников, являющимися целевыми ориентирами определенными ФГОС ДО (п 4.6. ФГОС). 

В психолого-педагогической литературе много внимания уделяется вопросам развития самостоятельности детей дошкольного возраста.

Козлова С.А. считает, что для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умения действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях, ставить перед собой цель, планировать результат. По мнению, Смирновой Е.О., самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

После анализа  психолого-педагогической литературы, опыта работы дошкольных образовательных учреждений мы пришли к выводу, что необходимо использовать новые формы работы для развития детской самостоятельности в различных видах детской деятельности.

«Час творчества» (ЧТ) – это одна из организационных форм работы  с дошкольниками в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска», которая дает возможность создать благоприятную образовательную среду, оптимальные психолого-педагогические условия для развития самостоятельности и инициативности детей.

         «Час творчества» – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить  самостоятельность в творческих заданиях.

Технология ЧТ предполагает создание проблемной, значимой интересной ситуации, для нее характерны эмоциональная вовлеченность, интеграция различных видов детской деятельности, образовательных областей, предоставляется возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, услышать мнение о результатах своего творчества, самоутвердиться.

Структура проведения «Час творчества»

Разработка содержания общего сценария и площадок.

Необходимо определить:

- актуальности темы (тема  ЧТ может быть связана с календарными событиями, жизнью ДОУ, города, края, страны, юбилейными датами, сезонными периодами и т.д.). Собираются заявки от педагогов, что они могут представить на ЧТ, для проведения площадок могут привлекаться родители (законные представители), структуры ближайшего социального окружения (библиотека, музыкальная школа, центр дополнительного образования, выставочный зал и др.), затем на основе этих предложений составляется сценарий и методические разработки площадок, отвечающих общей тематике;

- площадки объединены только тематически, не закреплены за конкретным педагогом и за  видом деткой деятельности;

- частота проведения ЧТ 1-2 раза в месяц;

- из опыта проведенных мероприятий оптимальное количество площадок  5-6, это дает возможность  для предоставления выбора деятельности детей по интересам;  - задействуются: музыкальный, физкультурный зал и те группы, чьи воспитанники участвуют в часе творчества;

- состав участников - средняя, старшая,  подготовительная, группы; наполняемость 6-10 детей на каждой площадке.

Оповещение о предстоящем ЧТ

в форме:

- письма-приглашения;

- пригласительных билетов;

- рекламы или информационного письма: кто приглашает, куда, когда и где произойдет.

Определение времени и продолжительности:

- организационный момент (мотивирование детей на деятельность, выбор площадок) – до 10 минут;

- деятельность на площадках – 25 минут;

- итоговый сбор (представление продукта деятельности) 10-12 минут.

Общее время составляет - 45-50 минут.

Обеспечение безопасности:

- назначаются ответственные педагоги, которые проконтролируют общее количество участвующих детей;

- уход  и приход с площадок.

Размещение участников:

организационный сбор –  воспитанники входят в зал и рассаживаются по возрастным группам;

итоговый сбор  –  участники рассаживаются по составу площадок вместе с педагогом, представляющим площадку (по указателям, либо размещает ведущий).

Предварительная работа: в соответствии с тематикой,  проводиться предварительная работа в группах (беседы, наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание и т.д.).

Организационный сбор: объявляется тема ведущими или игровыми персонажами в доступной для детей форме. Акцентируется внимание на  цели ЧТ,  мотивирование детей на выбор площадок. В организационном моменте необходимо вовлечь всех присутствующих детей в общий процесс.

Выбор детьми площадок:

- при  выборе билетов на рекламируемые площадки необходимо предоставить к ним свободный доступ (на билетах изображены картинки с содержанием деятельности, которая будет осуществляться на площадке; количество билетов зависит от состава участников, и распределяются между площадками равномерно);

- необходимо, чтобы  дети при выборе площадки ориентировались на предлагаемый вид деятельности и не связывали ту или иную площадку с педагогом т.к. часто дети предпочитают своего воспитателя;

- выбрав площадку, дети подходят к педагогу с рекламой той или иной площадки в соответствии с билетом.

Деятельность на площадках:

Объединение детей на площадках разного возраста от педагога требует особенной подготовки, необходимо:

- ориентироваться на содержание Образовательной программы ДО;

- учитывать: возрастные особенности детей и разновозрастной состав групп детей на площадках;

- предоставить выбор инструментов и материалов;

- продумать способы выполнения заданий;

- вовлечь в деятельность, побудить каждого к активности;

- предвидеть  результат организуемой деятельности;

- получить конечный результат деятельность, за отведенное время выполнить творческое задание в полном объеме;

- продумать содержание вопросов, приемов на организуемой площадке для представления продукта деятельности детьми на итоговом сборе.

Итоговый сбор:

По завершению ЧТ проводиться итоговый сбор в музыкальном зале, каждая площадка в соответствии с общим сценарием  представляет свой продукт деятельности (дети представляют результат деятельности). 

Анализ мероприятия:

Педагоги собираются на обсуждение результатов проведенного мероприятия (рефлексия, выводы и предложения).

Педагоги в группах с воспитанниками проводят беседу для обмена мнениями детей о посещенных площадках.  Дети делятся полученным опытом.

Объединение детей разного возраста в небольшие группы для совместного выполнения задания позволяют сформировать у детей прочные способы сотрудничества, каждый член коллектива приносит свой индивидуальный опыт, способности, интересы, активно впитывают в себя то новое, что несут другие, чувствуют ответственность за общий результат, формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта.

Форма работы «Час творчества» дает возможность:

воспитанников:

- удовлетворение возрастных потребностей;

- возможность самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности дошкольника в наиболее успешной для него деятельности;

- развитие творческой инициативы;

- осознание результативности собственной деятельности как части общего дела;

- формирование положительных качеств: доброжелательность, взаимопомощь, взаимоподдержка, уверенность в себе и вера в свои возможности;

- овладение средствами общения и способами взаимодействия.

педагогов:

- возможность удовлетворять свои потребности в профессиональной  и личностной самореализации;

- продемонстрировать свои педагогические находки и достижения;

- умение взаимодействовать  в команде;

- проявление индивидуальности, творчества;

- выработка системы общих взглядов в развитии детской самостоятельности и инициативы;

- появление новых идей;

- одна из форм привлечения родителей к образовательному процессу.

Приложение.

Тема ЧТ «Ярмарка идей»

Автор - составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.

Цель: Создание условий взаимодействия детей разных возрастных групп для развития самостоятельности дошкольников путем предоставления свободного выбора творческой деятельности.

Задачи:

1.        Развивать творческий потенциал детей в соответствии с их интересами.

2.        Стимулировать ребенка активно вступать в общение, высказываться.

3.        Совершенствовать стиль партнерских взаимоотношений детей разных возрастов.

4.        Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, взаимоподдержки.

Целевая аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Материалы: билеты на каждую площадку по количеству участников, таблички с изображением продукта каждой площадки, столб с указателями площадок, костюмы Скоморохов.

Предварительная работа:

1.        Сбор инициативной группы для обсуждения темы «Часа творчества», определения возрастной категории участвующих детей, количество и тематика площадок заявленных для участия.

2.        Обсуждение сценария и методических разработок заявленных площадок.

3.        Определение мест проведения площадок их тематического оснащения, возможного количества участников на каждой площадке.

Ход мероприятия:

Сценарий общего сбора

Часть 1

Звучит ярморочная музыка, вбегает скоморох Могуша.

Могуша:

- Привет! Меня Могушею зовут

Я скоморох, где весело я тут как тут!

Услышал я про «Ярмарку идей»

И сразу поспешил к вам поскорей!

Входит скоморох Неумейка, вздыхает.

Могуша:

- А вот скоморох Неумейка, привет!

Тебя я не видел уж тысячу лет!

 Неумейка: (ворча)

- Могуша…, привет…

Ещё бы не видеться тысячу лет…

Могуша:

- Ты чем-то расстроен, смотрю Неумейка?

Печалью со мной поделися скорей-ка.

Неумейка:

- На праздник меня пригласили друзья,

Сюрпризом я их удивить захотел.

Не зря Неумейкой назвали меня,

Идею сюрприза придумать никак не сумел…

Могуша:

- На праздник! Ребята, а вы любите праздники?

Могуша:

- Какие вы знаете праздники?

Могуша:

- Неумейка, огорчаться не надо, смотри веселей.

Сегодня здесь открыта «Ярмарка идей»!

Посмотри направо, посмотри налево,

Выбирай идею и берись за дело!

Рассматривают лотки с «идеями».

Могуша:

- Вот хорошая идея для праздника:

Устроить для гостей спортивное соревнование!

Неумейка:

- Я очень люблю спортивные состязания, и гостям понравится!

Могуша:

- Подарить подарки для друзей, это отличная идея для праздника!

Неумейка:

- Все подарки любят, идея что надо!

Могуша:

- А вот и музыкальная идея!

Неумейка:

- Верно, ну какой праздник без музыки!

Могуша:

- Чтобы на праздник пойти, надо принарядиться, как тебе такая идея?

Неумейка:

- Принарядиться на праздник, это друзьям очень понравится!

Могуша:

- А вот идея, посмотри, на празднике фокусы друзьям показывать!

Неумейка:

- Обожаю, волшебство и друзья мои то же!

Могуша:

- Выбирай Неумейка идею!

Неумейка:

- Ой, нет Могуша, сколько б я не выбирал,

Я выбрать не могу одну из всех затей.

Вот если бы мне кто-то показал

Что выйдет из предложенных идей.

Могуша:

- Позвать нам на помощь надо ребят,

Они тебе точно помочь захотят.

Пусть каждый свой выбор сделает смело

И вместе с друзьями берётся за дело!

Неумейка:

- А что получилось, в итоге покажут,

И как это делать подробно расскажут!

Могуша:

- Ребята, поможем Неумейки? Мы предлагаем вам выбрать билетик пойти на площадку и приготовить  там идею для праздника, а потом собраться снова в нашем зале и показать Неумейки, что вы приготовили.

Проходите и выбирайте билетик.

Дети расходятся по площадкам в соответствии с выбранными билетами.

Часть 2

Могуша:

- Ребята, мы вас с Неумейкой уже заждались, скорей расскажите нам о своих идеях к празднику.

Площадка №1 (дети представляют результат деятельности)

Неумейка:

- Отличная идея для праздника, мне очень нравится ребята!

Площадка №2 (дети представляют результат деятельности)

Неумейка:

- Замечательная идея к празднику, моим друзьям очень понравится!

Площадка №3 (дети представляют результат деятельности)

Неумейка:

- Для праздника, что надо идея, мои друзья будут очень рады!

Площадка №4 (дети представляют результат деятельности)

Неумейка:

- Это так здорово, спасибо ребята, за такую идею!

Площадка №5 (дети представляют результат деятельности)

Неумейка:

- Я так рад ребята, что вы мне помогли, такие замечательные идеи для праздника у вас получились, я непременно воспользуюсь ими и очень порадую на празднике своих друзей!

Могуша:

- Спасибо вам ребята за эти отличные идей, а теперь вам пора в группы, а нам идти на праздник к друзьям. До свидания, ребята! До новых встреч!

Площадка «Шубка для ежа»

Участники: дети подготовительной, старшей и средней групп.

Автор - составитель: учитель-логопед Муравьева Л.А.

Цель: Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей посредством интегрированной деятельности детей (ручной труд и развитие речи).

Задачи: 

Обучающие:

- формировать у детей умение воплощать творческий замысел  в плане выбора способа достижения цели с учетом своих навыков и возможностей.  

Развивающие:

- развивать умение целесообразно и уместно пользоваться интонационными средствами языка (интонацией, паузой, мимикой, жестами);

- развивать творческие способности детей при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Воспитательные:

- вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к миру животных.

Вид деятельности: ручной труд и заучивание стихотворного текста диалогического содержания.

Материал:

демонстрационный: плоскостные изображения животных на подставках для настольного театра; игрушка ежика, муляж ежика без наличия иголок, сделанного из пластилина, картонная подставка (полянка) под композицию.

раздаточный: такие же муляжи ежиков из пластилина на каждого ребенка; семена подсолнечника, шелуха сосновых шишек, сосновые иголки, горошины черного перца и гороха. 

Примечание: материал на отдельном столе, к которому есть свободный доступ, на нём дети могут выбрать всё, что требуется им для работы. 

Ход

Содержание деятельности:

Методы, приемы, формы организации

Дети входят в группу, становятся в круг.

- Ребята, давайте познакомимся. По очереди подайте руку соседу, стоящему справа от вас, при этом назовите свое имя. Улыбнитесь друг другу и гостям.

- Ребята, вы не забыли, какую цель поставили перед нами Неумейка и Могуша? Не забудьте про нее, а сейчас послушайте  вот такую историю:

Организационный момент.

Игровой метод знакомства детей друг с другом и педагогом.

Прием активизации мыслительной деятельности.

   Жил себе в лесу ежик. Он очень переживал, что был весь покрыт колючими иголочками: «Белочка не колется, зайчик не колется, мышка не колется, а я …», - думал ежик и от этого ему становилось очень грустно.

Однажды, когда ежик опять задумался про свои иголки, к нему подбежала белочка.

- А что это у тебя в лапках?  - спросил ежик.

- Расческа, - ответила белочка.

- Зачем она тебе?

- Чтобы расчесывать мою роскошную шубку, расческа делает ее гладенькой и красивой.   Разве ты не слышал, что в лесу готовится открытие  модного бала «Красивые  шубки» и я собираюсь блестать на нем!

От этой новости Ежику стало еще грустнее и, понурив голову, пошел он дальше. По дороге он встретил мышку.

- Почему ты такой грустный?- спросила мышка.

- Мои иголочки очень колючие, и только мешают мне, - поделился своей бедой ежик. А я так мечтаю пойти на бал «Красивых шубок»!

- Не говори так, - сказала мышка. Если они растут на твоей спинке, значит, для чего-то они нужны. Не успела мышка договорить, как на полянку выскочил испуганный зайчик.

- Спасайтесь!  - закричал он, - за мной гонится лисица, она съест любого, кто ей попадется!

Еще миг – и зайчика след простыл. Мышка быстро юркнула в норку. А что же было делать ежику? Осталось лишь свернуться и дрожать от страха.  Лисичка быстро подбежала к ежику и хотела схватить его зубами, да только сильно укололась, заскулила от боли и убежала прочь.  Как только опасность миновала, ежик снова высунул свои лапки и мордочку.

 - Так вот они для чего, мои иголочки! – радостно вскрикнул ежик.

- Ребята, вы можете представить, что бы могло произойти с ежиком, если бы у него не было иголок?

Слушание авторской сказки «Шубка для ежа» А. Кочубей в сопровождении показом настольного театра.

Метод – рассуждения. Дети высказывают свои предположения.

- Ребята, я вам сейчас покажу что-то интересное!

- Я не могу объяснить, как они оказались,  здесь? Мы лишь можем спросить у них и, если потребуется, предложить им свою помощь.

     

      Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы сейчас тебе поможем!

                                (Г.А. Пичугина)

- Дети, я предлагаю, чтобы каждый из нас обратился к своему ежику и

выразительно спросил у него:

 «Ежик, ежик, где гулял,

 Где колючки потерял?»

- А теперь предложим помощь:

«Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы сейчас тебе поможем!»

- Ребята, вспомните, о чем мечтал ежик в той истории, которую я рассказала?

- Какую бы помощь вы предложили своему ежику?

- А теперь, ребята, давайте вспомним, какую задачу поставили перед нами Неумейка и Могуша? - Как вы считаете, появление ежика на балу «Красивых шубок» может быть интересной идеей?

- Тогда дружно превращаемся в дизайнеров и принимаемся за изготовление красивой шубки для своего ежа!

Игровой прием - сюрпризности, способствующий возникновению интереса детей к предстоящей деятельности.

Демонстрируется лесная полянка, на которой несколько ежей без наличия иголок (заготовки из пластилина по количеству детей).

Чтение стихотворения с репликами диалогического содержания.

Заучивание стихотворения детьми. Методика заучивания:

хором и индивидуально (по желанию). Работа над интонационной выразительностью речи.

Словесный метод:

высказывание суждений детей (предполагается одно из предложений: сделать шубку для ежа, чтобы ежик тоже смог пойти на бал «Красивых шубок»);

ответы на вопросы, направленные на объяснение задач, стоящих перед детьми. Прием активизации мыслительной деятельности.

Игровой момент, вызывающий интерес к предстоящей деятельности. Прием первоплощения.

- Каждый дизайнер творчески подходит к выбору материала, из которого он изготавливает нарядную одежду. Выберите понравившийся материал и вы для изготовления шубки для вашего ежа.

Детям демонстрируется разнообразный материал, из которого можно сделать иголки ежику. Предлагается самостоятельно выбрать материал и воплотить свой замысел.

Организация самостоятельной деятельност детей.

Во время выполнения работы дети рассказывают, какой материал они выбрали, почему.

Развитие связного высказывания. Закрепление правильного произношения звуков речи.

Рефлексия.

- Мы сделали красивые шубки для ежа, чтобы он смог пойти на бал «Красивых шубок». Давайте подумаем, как мы можем представить нашу идею Неумейке и Могуше.

Организация мыслительной деятельности. Метод поискового характера.

Рассуждение детей, высказывание предложений. Подведение детей к выводу, представить идею в виде воплощения дизайнерского замыла; - сюрпиз появления ежика на празднике в нарядной шубке. Демонстрация шубок в сопровождении чтением стихотворения:

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы сейчас тебе поможем!

Площадка  «В гостях у фокусника»

Участники: дети подготовительной, старшей и средней групп.

Автор - составитель: воспитатель Метелкина Наталья Николаевна.

Цель: создание условий для формирования  интереса к исследовательской деятельности с помощью фокусов.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей со свойствами воды;

- активизировать и обогащать словарь детей  существительными, прилагательными, глаголами.

Развивающие:  

- развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с воздухом, водой;

- развивать самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

- формировать умение общаться  со сверстниками во время проведения опытов;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Вид деятельности: познавательно - исследовательская.

Материалы и  оборудование: ТСО, полиэтиленовые бутылочки с разной водой (газированная, питьевая), надувные шары,  разного цвета, таз с водой, кувшинки из бумаги (писчая, салфетки),  костюм фокусника, колпачки по количеству детей.

 

Ход

Содержание деятельности

Методы, приемы, формы организации

Дети входят в группу, звучит песня из мультфильма «38 попугаев» В. Шаинского,

Г. Остера «Ужасно интересно».

     Ребята, вы мне протяните свои ладошки, назовите свое имя, а я вам передам свое тепло ладошек,  вы мне в ответ улыбнитесь. Чувствуете тепло рук? Сожмите кулачки, прожмите к груди, а теперь, подуйте на ладошки, посмотрите, улыбнулись и наши гости.

     Ребята, нам нужно придумать идею сюрприза для Неумейки. Давайте подумаем,  какие сюрпризы могут быть на празднике. (Если дети не называют  фокусы, то нужно показать волшебную палочку, шляпы).

Организационный момент.

Игровой метод, дети знакомятся друг с другом, воспитателем.

Словесный метод – обсуждение идеи сюрприза.

      А кто такой фокусник?  Где можно увидеть фокусы? А какие фокусы вы видели? Для чего показывают фокусы?  А вы умеете показывать фокусы? Хотите, я вас научу  некоторым детским фокусам, а вы покажите  и расскажите о них Неумейке и Могуше. Воспитатель надевает колпак,  в руках волшебная палочка. Сим силябим - это главные слава фокусников.

Мотивирование детей на деятельность,

прием привлечения внимания детей способствует возникновению интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию.

Прием активизации мыслительной деятельности,  речи,  обогащение словаря, использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.  

Игровой прием - сюрпризности, дети наблюдают превращение воспитателя в фокусника.                                                        

      Сейчас я взмахну палочкой,  «вокруг себя повернись, в фокусников превратись», надеваю детям колпачки. Ну вот, у меня палочка, а у вас  колпачки, приступим к реализации нашей идеи. Ваша задача запомнить фокус, отгадать его секрет, а потом рассказать о нем Неумейке.

Игровой прием позволяет заинтересовать предстоящей деятельностью, дети перевоплощаются, обыгрывают.

Словесный метод, дети слушают, обсуждают, объясняют какие задачи перед ними стоят и как их выполнять.

     На всех праздниках, помещение,  украшают шарами, чем можно надуть шарик? Дети пробуют надуть шары разными способами.

Словесный метод - ответы на вопросы поискового характера.

Создание проблемной ситуации, которая модулирует реальность, дети делают предположения, предполагают результат.

Практический метод - надувание шаров насосом, воздухом.

      На столе стоят полиэтиленовые бутылки с простой водой и газированной, «дети самостоятельно открывают бутылку», рассматривают, где есть пузырьки, какая по цвету вода, что происходит  при взбалтывании?  В некоторых бутылках  при открывании было слышно шипение. Почему?

На столе  лежат воздушные шарики, разного цвета. Как с помощью бутылок с водой надуть шарик? Шарик надеваем на горлышко, шарик надувается при взбалтывании, Дети рассуждают, почему это происходит.

Вывод: Шарик надувается газом  (пузырьки), находящимся в воде.

Практический метод - элементарные опыты, обследование предметов формируются социально - нормативные характеристики, эмоциональная отзывчивость, любознательность, умение работать в паре, помощь младшим, приобретают навыки анализа, умения делать выводы.  

 

       На подносе стоят пластиковые бутылки по количеству детей, после взмаха палочкой и слов воспитателя «была водичка простой, а стала цветной» дети начинают взбалтывать воду в бутылках, вода окрашивается в яркие цвета.

 Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого фокуса? Почему вода окрасилась в разный цвет?

Дети  проверяют  на практике (кладут кисточкой густую гуашь на крышку, взбалтывают).

Практические методы - элементарные опыты, моделирование (выполнение трудовых навыков) обследование предметов.

Словесный метод  ответы на вопросы поискового характера.

Формируется умение анализировать, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах воды, растворяться в воде и изменять цвет), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

     Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги, лепестки закручены.

 Какие цветы растут на озере (в пруду)?

Ставит на стол таз с водой. Дети встают вокруг стола, берут по одному цветку и бережно опускают в таз. После волшебных слов «Эй, цветочки просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» дети наблюдают за раскрыванием лепестков.

 Ребята, как вы думаете, почему лепестки раскрылись? Какие раскрылись быстрее, почему?

Необходимо подвести к правильному ответу: бумага впитала в себя воду и лепестки под тяжестью воды распрямились и  легли на поверхность воды, цветки,  сделанные из салфетки, утонули, т. к.  быстрее впитали в себя воду.

Наглядный метод, метод наблюдения, игровые приемы.

Дети сравнивают, обобщают, анализируют.

Умение взаимодействовать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Метод наблюдения, где дети находят ответы на поставленные вопросы.

Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось вам быть фокусниками? Какие  фокусы вы  покажите на своем празднике? Каким фокусам мы научим Неумейку и Могушу? Кто сможет показать и рассказать  героям об этом?

Дети выбирают, каким фокусам будут учить героев,   кто будет фокусником, а кто помощником.

Подведение детей к представлению продукта деятельности на итоговом сборе.

Площадка: «Цветы небывалой красоты»

Участники: дети подготовительной, старшей и средней групп.

Автор - составитель: воспитатель Захаркова Алена Игоревна.                         

Цель: создание условий для самостоятельной совместной деятельности детей при работе с пластилином.

Задачи:

Обучающие:

- формировать желание детей изготавливать поделки из пластилина способом барельеф.

Развивающие:

- закреплять умение самостоятельно лепить предметы или их части круглой, овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев;

- использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках;

- развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать другим, умение договариваться между собой.

Вид деятельности: продуктивная деятельность.

Материал: пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-помощницы.

Предварительная работа: беседы о весне, подготовка образцов и карточек.

Ход

Содержание деятельности:

Методы, приемы, формы организации

Вводная часть

   Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрите, все ли вы знакомы друг с другом? Давайте познакомимся. Меня зовут Алена Игоревна, меня…  и т. д.

    Посмотрите, к нам в группу залетел воздушный  шарик, похожий на солнышко, а на нем  письмо. Посмотрим что же в письме.  Здесь задание, которое мы с вами должны разгадать.

Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – …(Весна)

Игра-знакомство, направленная на формирование доброжелательного взаимоотношения между детьми.

Сюрпризный момент для повышения эмоциональной активности детей.

Создание мотивации

А какое сейчас время года?

Что бывает в это время года?  

А как вы думаете, для чего нужны цвет?

А можно цветы дарить?

А по какому поводу можно дарить цветы?

Долго ли будут радовать человека сорванные цветы? Почему?

Какие цветы  не завянут?

А если делать цветы своими руками,  из какого материала их можно изготовить?

Метод вопросов для повышения познавательной активности и мотивации детей на деятельность.

Посмотрите,  на нашей выставке в музее есть цветы, сделанные своими руками, которые можно подарить кому-нибудь или украсить ими что-то и они  никогда не завянут и смогут долго радовать своей красотой.

Дети рассматривают готовые изделия.

Как и из чего они сделаны?

Какие вы внимательные, рассмотрели из чего цветы и как сделаны.

Я предлагаю нам с вами сделать такие цветы, которые мы сможем подарить Могуше и Неумейке.

Наглядный метод: показ готовых образцов для формирования желания детей изготавливать поделки из пластилина способом барельеф.

Для начала предлагаю вам немножко поиграть

Наши весенние цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши весенние цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают. В.И. Ковалько

Динамическая пауза с целью предупреждения утомления и снижения работоспособности детей.

У вас на столах находится все необходимое для работы, фон для цветов, пластилин разного цвета, стеки, дощечки, салфетки. Вы можете сами придумать свои цветы, или воспользоваться  карточками-помощницами, на которых можно рассмотреть, каким способом  сделать определенный цветок.

Подумайте, какие цветы вы хотите сделать, если кому-то нужна карточка-помощница, выберете себе и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей

Наглядный метод: использование карточек с изображением разных способов лепки с целью закрепить умение самостоятельно лепить предметы или их части круглой, овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев, использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках.

Предоставление выбора материалов и способов изготовления.

Рефлексия.

Славно вы поработали, какие замечательные цветы у вас получились.

 Что мы расскажем всем, когда вернемся в зал? А кто бы хотел рассказать всем, чему мы научились, и что с этим можно сделать?

Итоговая (обобщающая) беседа с целью подведения итога, выявление желания детей представить продукт деятельности на итоговом сборе.

         

                             Площадка «Как звери Машу встречали»

Участники: дети подготовительной старшей и средней групп.

Автор - составитель: музыкальный руководитель Шлыкова О.В.

Цель: Создание условий для развития творческой активности средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

Обучающие: 

- формировать  чувство ритмического рисунка, метрической пульсации.

Развивающие: 

- развивать коммуникативные навыки, способность взаимодействовать с детьми разного возраста;

- развивать способность выразительно передавать игровой образ.

Воспитательные: 

- воспитание нравственных качеств - доброты, отзывчивости, ответственности за выбранную роль.

Вид деятельности: театрализованная, музыкальная.

Материал: цветы, платок, маски зверей  (кошек, мышей, лягушек, петухов); музыкальные инструменты  (ложки, треугольники, маракасы, бубны).

Ход

Содержание деятельности:

Методы, приемы, формы организации

Ребята, Неумейка собрался пойти на праздник, но не знает, как развлечь гостей. А как вы думаете, что интересного можно делать на празднике?

Я предлагаю вам разыграть музыкально - театрализованную игру, которая называется «Как звери Машу встречали».

Жила была девочка Маша. Когда наступило лето, она как всегда  отправилась к  своей бабушке в деревню. А поехала она на поезде.

Прием активизации мыслительной  деятельности.

Прием создания игровой ситуации для привлечения внимания к деятельности.

Поиграем в музыкальный поезд. Если я буду играть нижнюю нотку «до», то вы будете говорить: «чух-чух-чух». А если услышите верхнюю «до», то скажете: «ту-ту»!

Дидактическая игра на различение звуков по высоте.

Вот и приехала Маша.

Ребята, кто из вас будет Машей? (Маши  завязывает  платок).

В деревне у бабушки было много зверей - кошки, мыши, лягушки, петухи. У меня на столе есть маски. Наденьте ту маску, каким зверем хотите быть.

Прием предоставления выбора детям роли.

Звери очень любили Машу и решили устроить ей праздник.

Чтобы договориться об этом, они собрались на цветочной полянке. Первыми на полянку прибежали шустрые мышата. Ребята, послушаем музыку и постараемся изобразить, как мышата прибежали на полянку.

Затем пришли веселые лягушата. Послушайте музыку. Как изобразите лягушат.

Затем пришли кошечки. Послушайте музыку, как кошечек изобразите.

А затем пришли важные петушки.           Изобразите, ребята, их под музыку.

Прием театрализации (мини-этюды) для воплощения образов персонажей.

Все звери собрались на полянке и решили устроить для Маши оркестр.

Пусть каждый пропоет свое имя.

Прием «музыкальная импровизация»

(детям предоставляется выбор, как себя представить).

Чтобы устроить оркестр звери выбрали музыкальные инструменты.

Предоставления выбора инструмента.

 

Прежде чем сыграть присядем на нашей полянке и прослушаем музыкальный отрывок.

Слушание музыкального отрывка (русская народная плясовая) с целью развития элементов культуры слушательского восприятия.

А теперь музыкальную тему подыграйте на инструментах.

А как вы думаете, у нас получился оркестр?

Чтоб оркестр играл слажено, нужно повторить всем вместе ритмический рисунок.

Давайте попробуем это сделать

(дети повторяют за педагогом ритмический рисунок).

 А сейчас украсим инструментами русскую плясовую.

Импровизация ритмических рисунков

на заданную музыкальную тему.

Стимулирование самостоятельности детей по импровизации оркестровок.

Пришла на полянку  Маша увидела зверей, очень обрадовалась и захотела поплясать.  Звери сыграли для Маши на инструментах.

(звучит русская плясовая, дети подыгрывают на инструментах, Маша исполняет танец импровизацию)

Прием сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности (двигательной импровизации, музицирования).

А затем звери и Машенька решили поиграть на полянке в веселую игру. Игра называется «Изобрази музыкальный инструмент».

 Сейчас под музыку ребята будут передавать платочек. У кого останется платочек, тот «Угадай-ка». Он выходит в круг и угадывает музыкальный инструмент по звучанию, называет его.  Остальные дети изображают, как играть на этом инструменте.  

Использование музыкальной игры направленной на активизацию опыта слухового восприятия и  проявления музыкальной эрудиции.

Рефлексия.

Что мы можем предложить Неумейке для проведения праздника? Как можно веселиться на празднике? (разыграть музыкальную сказку, организовать музыкальную игру, создать оркестр, станцевать).

Что мы сегодня узнали? Что бы вы хотели показать Неумейке?

Подведение детей к выводу представить итог  в виде сценки из музыкально-театрализованной игры «Как звери Машу встречали».

Тема: «Веселые мячики»

Участники: дети подготовительной, старшей и средней групп.

Автор - составитель: воспитатель Канчешина Светлана Олеговна.

Цель: создание условий для совместной творческой деятельности по изготовлению атрибутов к игре своими руками.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения детей изготавливать из разного материала мячи для игровой деятельности.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, ответственность за общее дело, умения договариваться, заботливое отношение к игровым персонажам.

Вид деятельности: продуктивная, двигательная деятельность.

Материалы и оборудование: альбомные листы, цветная и оберточная бумага, салфетки, вата, поролон, нитки, ленточки, скотч, фломастеры.

Ход

Содержание деятельности

Методы, приемы, формы организации

Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здоровается с гостями.

-Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,       Поздороваться нам нужно  

Здравствуй правая рука,                 Здравствуй левая рука,                         Здравствуй друг, здравствуй друг,      Здравствуй весь наш дружный круг.      Вместе за руки возьмемся,                                 И друг другу улыбнемся.  

Снятие эмоциональной напряженности.

Формирование доброжелательного взаимоотношения между детьми  разных возрастных групп. Установление контакта со всеми детьми.

Малоподвижная речевая игра «Здравствуй друг»

Ребята Неумейка пойдет на праздник. Скажите, а чем вам нравятся праздники?                                              Воспитатель подводит итог всего сказанного:                                                   Праздники запоминаются подарками, вкусной едой, а самое главное - весельем. Когда вам весело? Когда ты не один, а с друзьями и вы играете.

     Скажите, в какие игры вы любите играть больше всего?

А кто назовет игрушку, с которой любят играть и девочки и мальчики?

Прием вопросов требующих актуализации  знаний детей о праздниках и любимых играх.

Загадка про мячик:

Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет.
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает -
Ну, конечно, это …
 (А. Гришин)

Загадка-подсказка  с целью подведения к предстоящей деятельности.  

Назовите,  какие вы знаете игры с мячом?                                                                 Ребята, а вы знаете правила безопасности при игре с мячом дома или в группе?                                                       Ребята, а каким должен быть мячик, чтобы им можно было спокойно играть дома с друзьями?

Вопросы, требующие ответов - размышления направленные на выявление знаний о безопасной игре с мячом.

Из какого материала можно мяч сделать самим?

А вы хотите сделать его сами?

Подойдите к столу, посмотрите какие материалы здесь лежат, рассмотрите, обследуйте. Как вы думаете, пойдут ли эти материалы для наших мячиков и почему?

Мотивация на практическую деятельность.

Привлечение внимания к разнообразным материалам.

Вопрос, направленный на выявление знаний о подручных материалах.

Деятельность, направленная на обследовательские действия с различными материалами.

А теперь каждый может изготовить мяч из предложенного материала.

Один из способов изготовления мяча:

смяли бумагу, обмотали веревочкой - получились мячики.

      У нас получились мячики, которыми можно безопасно играть в помещении.

Ребята, как вы думаете, можем мы предложить Неумейке наши мячи для организации игры на празднике?                        

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Предоставление детям возможности выбора, инициативы, самостоятельности (при изготовлении мячей).

Коллективное обсуждение (активизация речи детей, определение качества изготовленных мячей).

Ребята, а кто играл в игру «Дарц»? Какие атрибуты нужны, для игры?                                                            

Мячи, которые мы изготовили, можно бросать в цель?

Сами мы сможем сделать цель?

Из чего ее можно быстро сделать?

Посмотрите на этот стол, здесь есть заготовки, давайте вместе сделаем.

      Один из способов изготовления цели: скотчем соединить альбомные листы, наклеить из самоклеящейся бумаги круги; прикрепить цель на стену и  бросать мяч в цель.

     Когда работа закончена, дети пробуют играть.

Вопросы, направленные на закрепление правил игры «Дарц».

Коллективная творческая деятельность детей – изготовление цели для игры, направленная на воспитание ответственности за общее дело.

Рефлексия.

Ребята, какую игру мы с вами изготовили? Из чего мы сделали мячи и цель? Как вы думаете, самостоятельно вы сможете сделать такую игру с друзьями?

Ребята давайте подумаем, как мы представим Неумейке нашу игру?

Обобщающая беседа, инициирование детей для представления продукта деятельности на общем итоговом сборе в музыкальном зале.  

Билеты

http://svetputi.ucoz.ru/_ph/6/2/178872176.jpg    http://st1.stranamam.ru/data/cache/2011oct/10/43/2745995_23121-700x500.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.

Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...

«Креативная игра-драматизация как средство развития инициативности и самостоятельности дошкольников, имеющих нарушение зрения»

На протяжении последнего времени приоритетным направлением моей профессиональной деятельности  является развитие инициативности и самостоятельности детей с нарушением зрения. Используя навыки про...

Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников

    Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как...

МАСТЕР-КЛАСС «Внедрение элементов ТРИЗ как средства развития активного творческого мышления дошкольников в ДОУ»

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задач...

Использование игровых упражнений по мелкой моторике рук как средство развития активного словаря младших дошкольников

В статье предствлены различные упражнений по моторике рук младших дошкольников, которые спосбствуют развитию речи детей....

Консультация для воспитателей "Технология КРОССЕНС, как средство развития критического мышления старших дошкольников"

Критическое мышление – это умение мыслить.И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжен...