Главные вкладки

    Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноярск,   2016.

    В статье представлено авторское видение развития у детей дошкольного возраста активности и самостоятельности средствами театрализации в условиях коррекционно - развивающей деятельности учителя - логопеда.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizatsiya_v_korrektsionnoy_deyatelnosti_uchitel3.docx21.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Л.А. Муравьева

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Сказка»

     г. Лесосибирск, Россия

    В статье представлено авторское видение развития у детей дошкольного возраста активности и самостоятельности средствами театрализации в условиях коррекционно - развивающей деятельности учителя - логопеда.

    Ключевые слова: воспитание инициативы и самостоятельности, театрализованная деятельность, инсценирование произведений художественной литературы диалогического содержания.

    В нормативных документах РФ определен специальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. ФГОС дошкольного образования указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

    Существующая общепризнанная организация работы с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает ежедневный, кропотливый труд, требует от детей внимания и усидчивости, подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, ребенку трудно постоянно следовать правилам и требованиям взрослого. Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что результаты работы с детьми будут значительно выше, если работа ребенка будет побуждаться его внутренними мотивами.

    Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность. Поэтому в качестве мотива для исправления речевых недостатков, развития и совершенствования речи, а также в целях развития активности и самостоятельности детей, в своей работе применяю театрализованную деятельность.

    Одним из видов театрализованной деятельности, который широко применяю в коррекционно - развивающей работе, является инсценирование произведений художественной литературы, в основе которых лежит диалог. Речевым материалом для инсценирования служат тексты художественной литературы стихотворной формы с диалогическим содержанием: интересные короткие стихотворения, потешки, фольклорные миниатюры, небольшие по содержанию прозаические произведения. Стихотворная форма текста наиболее благоприятна для активизации речевой деятельности, совершенствования сценического мастерства. Тонкий юмор таких произведений раскрывается перед детьми в ходе инсценирования и они с удовольствием откликаются на такой вид деятельности.

    Для инсценирования осуществляю подбор текстов стихотворений, потешек, фольклорных миниатюр, прозаических произведений с ярко выраженной формой диалога.

    Ролевой диалог, являясь частью непосредственной образовательной деятельности, способствует развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, формированию правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи. А также развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

    Инсценирование произведений художественной литературы формирует у детей мотивацию, стимулирует развитие самостоятельности и инициативы в создании образов различных персонажей, в достижении цели. Исполняя роль от имени определенного действующего персонажа, ребенок раскрепощается, вовлекается в творческий процесс личностного развития, стремится внести в исполнение роли личное, своеобразное, ищет способы и средства для выражения индивидуальности.

    Театрализованную деятельность осуществляю в двух направлениях:

    - включение в непосредственную образовательную деятельность импровизацию как игровой прием и форму обучения детей;

    - в нерегламентированной деятельности по желанию ребенка в рамках внедрения игровой технологии «Игровая переменка».

    Работа по инсценированию произведений проводится поэтапно. Применяю методику Н. С. Карпинской по использованию театрализованной деятельности на занятии. На первом этапе дети коллективно воспроизводят текст произведения. На втором  - детям по очереди предлагается читать за всех действующих персонажей. На третьем этапе дети выполняют творческие задания по совершенствованию сценического мастерства (развитие интонационной выразительности речи, мимики, жестов). На четвертом этапе осуществляется чтение по ролям.

    Наглядно - образный характер мышления детей позволяет сочетать инсценирование произведений с такими видами театра, как настольный, пальчиковый, ручной, театр с использованием игрушек. В распоряжение детей на выбор предоставляются необходимые материалы, атрибуты для воплощения передаваемого образа.

     Особое предпочтение отдается ручному театру. Во время инсценирования произведений пальцы рук детей «превращаются» в различных персонажей: животных, птиц, насекомых. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» [1: 3]. Такая форма работы особенно эффективна с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: общее недоразвитие речи, нарушение темпо-ритмического строя речи, ярко выраженную общую, мелкую, артикуляционную недостаточность, так как позволяет одновременно задействовать речеслуховой, двигательный, зрительный, тактильный, эмоциональный анализаторы.

    Неотъемлемой частью собственного педагогического опыта считаю создание условий для развития  и реализации творческой самостоятельности каждого ребенка:

    - создание доброжелательной психологической атмосферы сотрудничества, способствующей формированию основ творческой  активности и самостоятельности у ребенка;

    - предоставление детям равных возможностей для участия в инсценировках;

    - использование современных образовательных технологий, позволяющих  при формировании основ творческой самостоятельности оптимизировать педагогическую деятельность, выстраивать индивидуальную педагогическую линию для каждого конкретного ребенка, учитывая особенности его развития.

    Таким образом, применение средств театрализации в коррекционно- развивающей деятельности рассматриваю не только как способ исправления речевых нарушений, но и как основу для формирования у детей дошкольного возраста таких волевых качеств, как активность, инициативность и самостоятельность. Овладение этими качествами поможет дошкольникам стать более успешными в дальнейшей жизни.

    Список литературы:

    1. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей 4 – 6 лет: учеб. – метод. пособие / Т.Н. Доронова. – М.: Обруч, 2014. – 160 с.

    2. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ».  (6)

    3. Фадеева Н.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).  (1)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

    Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

    Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда

    Основные методы, приемы и структура дыхательной гимнастики в ДОУ....

    Конструкт коррекционной деятельности учителя-логопеда

    Данный  материал  поможет  обобщить и систематизировать знания детей об Урале, закрепить пройденные обобщающие понятия, сформировать  грамматически  правильную  речь...

    Статья «Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками»

    Статья "Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками"...

    Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя

    При достижении наиболее эффективных результатов в коррекционной деятельности, необходимо совместное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, которые решают определенноые коррекциооные задачи в с...

    Технология «Час творчества» как средство развития активности и самостоятельности дошкольников»

    Одно из приоритетных  направлений дошкольного образования является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы способствующих созданию условий для развития у воспитанников инициат...