Статья «Патриотическое воспитание дошкольников в аспекте реализации коррекционной деятельности учителя-логопеда»
статья по логопедии

В статье раскрываются пути реализации коррекционно-развивающих задач деятельности учителя-логопеда на материале русского фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Патриотическое воспитание дошкольников в аспекте реализации коррекционной деятельности учителя-логопеда»

Значимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Сегодня перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. Стала очевидной необходимость возрождения добрых семейных, народных традиций.

 Одно из важнейших средств патриотического воспитания – это художественное слово, всё разнообразие его форм и стилей, накопленных за историю русского народа. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. Народные сказки от поколения к поколению передают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества воспитывают любовь к традициям своего народа, способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Малые жанры устного народного творчества давно используются педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей. А мы, логопеды, используем особенности фольклора в коррекционной деятельности.

Фольклор-это прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Его формы могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения, формируем умение слушать и слышать, развиваем воображение и творческие способности.

 Практическое применение элементов фольклора на индивидуальных и подгрупповых занятиях в коррекционной деятельности.

Скороговорки. Цель работы над ними - научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности и сложные звукосочетания. Эти полезные грамматические упражнения тренируют ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и слова. В силу особенностей процессов запоминания и мышления у дошкольников, на начальном этапе работы со скороговорками мы активно используем мнемотаблицы.

 Благодаря такому «подспорью» дети с легкостью запоминают нужную информацию, учатся выстраивать связный текст, развивают речь, внимание и память. Самостоятельное создание мнемотаблицы стимулирует мелкую моторику.

Потешки - прекрасный речевой материал для развития фонематического слуха, формирования образности речи дошкольников, словесного творчества детей. Так, например, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка и заинька, серенький и серый. Использование потешек, пестушек в сочетании с пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, способствует развитию артикуляционных органов, мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации звуков.

По мотивам потешек и скороговорок мы создаем игры на основе визуально ритмических рядов, благодаря работе с которыми получается не только разнообразить процессы автоматизации и дифференциации звуков, но и отработать нарушения слоговой структуры.

 Русские народные сказки учат понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев, учат внимательно слушать, запоминать     интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста. Сказки -незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

В работе со сказками с помощью планшета «Логико- Малыш» увлекательнее идет систематизация освоенного материала, развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, связной речи, мелкой моторики.

Через игры-драматизации мы способствуем развитию монологической и диалогической речи воспитанников. Дети разыгрывают и моделируют сказки по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек, а также сделанных своими руками в технике оригами.

Использование элементов сказки «Заюшкина избушка» применяем для дифференциации звуков в рамках обучения грамоте. Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда, выяснили, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Следствием стала игра «В какой избушке звук живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

Считалка – коротенькие стишки для справедливого распределения ролей в игре. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность прокричать раздельно все слова. Считалки используем для закрепления поставленных звуков в речи. Они помогают быстрее освоить произношение поставленных звуков в словах и предложениях, отработать проблемы темпо-ритмического характера.

Мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи и в целом способствует активизации когнитивно-речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.

Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Статья «Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками»

Статья "Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками"...

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...