Главные вкладки

    Статья «Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками»
    статья (старшая группа)

    Статья "Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_proektnaya_deyatelnost_na_konferentsiyu.docx24.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

    Бунина О.В.

    МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит»

    г. Нижневартовск

    Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

    Это весьма полезно, а потому не только

     не следует этому мешать, но

    нужно принимать меры к тому,

    чтобы всегда у них было что делать.

       Ян Амос Коменский

    Современная жизнь ставит перед педагогами много новых проблем, среди которых наиболее актуальной является проблема увеличения количества детей с различными речевыми патологиями. Особенно остро эта проблема заметна специалистам коррекционной направленности. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с различными сопутствующими и сочетанными нарушениями различного генеза.  

    Все чаще специалистами диагностируется отягощенный анамнез вследствие различных причин, вызывающие речевые нарушения. Четко прослеживается динамика увеличения количества речевых патологий и тяжесть их проявлений, которая зачастую сопровождается сопутствующими заболеваниями, такими как, атопический дерматит, бронхиальная астма, гастропатологии, невротические реакции, мутизм и др. Безусловно, что любые заболевания, протекающие у ребенка не проходят бесследно и отражаются не только на его здоровье, но и интеллектуальном и речевом развитии.

    Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими множественные патологии, в том числе и речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат. В связи с чем, все чаще у коррекционных педагогов возникает потребность в поиске новых, эффективных  путей решения означенных проблем.

    Применяя на практике  достаточно обширный и апробированный арсенал специальных дидактических приемов и методов коррекционного воздействия на ребенка со стороны учителя-логопеда, стоит учитывать  и требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; а именно  «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

    Другими словами, ФГОС ДО предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать в социуме.
              Одной из таких педагогических технологий, которая позволяет развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышление является метод проектной деятельности.

    В последнее годы метод проектов в деятельности учителя-логопеда становится все более актуальным, востребованным и эффективным. Применение проектной деятельности на коррекционных  занятиях позволяет  перейти от традиционного воздействия на воспитанника, к качественно новому усвоению  и укреплению знаний, коррекции речевых нарушений на различных этапах логопедического воздействия.

    Внедрение проектной деятельности  в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе со старшими дошкольниками, это процесс, требующий от учителя-логопеда четкой постановки цели, планирование всей системы работы воспитанников на всех стадиях реализации проекта, прогнозирование конечного результата, и как общий итог – достижения положительной динамики в речевом развитии воспитанника.             При планировании такой деятельности необходимо учитывать тяжесть речевого нарушения, степень выраженности дефекта, необходимо учитывать объем речевой и звуковой нагрузки. Важным и значимым является вовлечь воспитанника в речевой проект, заинтересовать его, создать ту ситуацию, в которой ребенок сможет пропустить через себя ситуацию, «прожить» этот проект.

    Реализуя в коррекционной работе метод проектов, стоит четко понимать, что роль педагога сводиться к тому, чтобы задать траекторию движения, запустить сам механизм проекта, а не предложить воспитаннику готовое решение. Деятельность учителя-логопеда тем самым должна быть минимизирована.

    Стоит заметить, что в основе организации метода проектов лежит деятельностный подход. Иными словами, ребенок при такой организации коррекционного воздействия является активным созидателей, а не пассивным слушателем, который воспринимает готовую, переработанную, пусть даже и адаптированную под него информацию. Уже давно отмечено, что именно активный в специально организованной деятельности ребенок становится успешным, показывает более высокие динамические достижения, у таких воспитанников быстрее корригируется  звукопроизношение, совершенствуются навыки связной речи. Метод проектов интересен и тем, что вовлечь в его реализацию можно как одного воспитанника, так и подгруппу детей, тем самым решая вопросы развития у детей диалогической и монологической речи.

    ФГОС ДО заявляет родителей как равных участников коррекционно-образовательного процесса, что, безусловно, стоит принимать во внимание при организации проектной деятельности с воспитанниками. Метод проектов предполагает активное вовлечение в разработку идеи проекта всего окружения ребенка, а это в первую очередь его семья, родители. Именно со стороны родителей ребенок может получить часть той информации, которая необходима для реализации идеи проекта. Важным является и развитие детско-родительских отношений, дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.

    Стоит заметить, что у воспитанников  принимающие участие в реализации того или иного проекта: творческого, исследовательского, повышается интерес к выполнению заданий, вырабатываются устойчивые формы поведения, формируется критическое мышление к различным ситуациям, формируется устойчивая логическая последовательность в высказываниях. Помимо этого достигается одна из основных целей коррекционного воздействия – автоматизация правильного звукопроизношения в речевом потоке. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании.

    Одним из существенных преимуществ использования метода проекта в деятельности учителя-логопеда является возможность приблизить коррекционную среду к ситуации стихийного формирования речи — ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-либо. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют больший спектр применения, быстрее автоматизируются.

    Внедрение в коррекционно-образовательный процесс проектной деятельности позволяет соответствовать социальному заказу по формированию свободной, творческой личности,  владеющими в рамках возрастных особенностей всеми нормами русского языка, обеспечивает равные стартовые возможности на этапе завершения дошкольного образования, независимо от имеющихся речевых проблем. Метод проектов позволяет «открыть» коррекционно-образовательное пространство для родителей, которые становятся равными и значимыми участниками в достижении поставленных целей.

    Думается, что метод проектов как одно и эффективных и все более востребованных средств коррекционного воздействия призванных поддерживать детскую инициативу, войдет обязательной составляющей в общепринятую коррекционную практику.

    Список литературы

    1. Бочарова Е. Н., Дубяга И. А. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 151-153. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/

    2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с. 

    3.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с. 

    4. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24 

    5. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131 

    6.  Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11 








    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

    Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

    Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

    Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

    Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

    Статья "Об эффективности использования в логопедической практике проектной деятельности". Учитель - логопед Давыдова Г.А.

    В статье учителя - логопеда Давыдовой Г.А. освещён алгоритм реализации проектной деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

    «Метод проекта в коррекционной работе учителя-логопеда ГБДОУ».

    Статья:«Метод проекта в коррекционной  работе  учителя-логопеда ГБДОУ». Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционно...

    статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».

    Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием....