Статья "Об эффективности использования в логопедической практике проектной деятельности". Учитель - логопед Давыдова Г.А.
статья по логопедии (средняя группа)

В статье учителя - логопеда Давыдовой Г.А. освещён алгоритм реализации проектной деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об эффективности использования в логопедической практике проектной деятельности

           Ключевыми проблемами здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является нарушения осанки, из-за которой часто формируется аномальный прикус, и, как следствие, нарушается речевое дыхание и звукопроизношение. Поэтому, в условиях инклюзивного образования, учителю-логопеду целесообразно организовывать коррекционное обучение, независимо от интеллектуального нарушения и речевого дефекта ребёнка, в сообществе специалистов учреждения. Иными словами, речь идёт о создании проекта, который должен реализовывать миофункциональное направление. Кроме учителя- логопеда участниками проекта могут стать: воспитатель, воспитатель по физкультуре, конечно, родители и дети.

           Имеет смысл взаимодействовать с медицинскими работниками, ознакомленными с физическими проблемами детей экспериментальной группы, так как не каждому ребёнку можно рекомендовать определённый вид упражнений на коррекцию осанки или формирование речевого дыхания.

Не с каждым ребёнком можно использовать балансиры или упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

          После обследования речи детей, имеющих аномальный прикус, важно убедить родителей обратиться за консультацией к врачу ортодонту, к врачу ортопеду, пересмотреть детскую домашнюю мебель и внести изменения в двигательную активность ребёнка.

     Обследование учителя-логопеда не ограничивается заполнением речевой карты и созданием индивидуального маршрута сопровождения. Логопед наблюдает за умением ребёнка глотать и пережёвывать пищу, так как эти навыки являются показателем функциональности мимических и жевательных мышц.  Речь образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.  Ощущения от движения артикуляционных мышц, также как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на первом году жизни, в цепочке глотание-жевание-речь. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Положение кончика языка при инфантильном глотании - межзубное. Если глотание не переходит к соматическому типу это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков.

       Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи.  При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищечное давление. Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки Б, П. При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса.

      Для решения задач по формированию навыков правильного жевания и глотания для проведения ежедневной дыхательной гимнастики после обучения логопедом привлекается воспитатель. Для коррекции и формирования правильной осанки воспитатель по физкультуре вносит изменения в комплексы общеразвивающих и основных движений на физкультурных занятиях.

       Вся проектная деятельность планируется и анализируется по результатам достижений детей. Педагоги перед началом внедрения проекта должны ознакомиться с методической литературой и статьями, рекомендуемыми руководителем проекта. И крайне важной составляющей в проектной деятельности являются обучение и консультирование родителей. И только при соблюдении такого алгоритма в проектной деятельности можно добиться эффективности в работе с детьми с ТНР и иными нарушениями речи.

       Учитель-логопед высшей категории
ГБОУ г. Москвы Школа № 1360

                                            Давыдова Галина Анатольевна

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО".

Данная статья раскрывает возможности работы учителя-логопеда в современных условиях....

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя старшей компенсирующей группы на тему "Волшебные слова".

Данная деятельность направлена на воспитание нравственных чувств у детей 5-6 лет ....

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Фотоальбом профессиональной деятельности учителя-логопеда Давыдовой Веры Васильевны

Фотоальбом профессиональной  деятельности учителя-логопеда Давыдовой Веры Васильевны...

Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...

Стастья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР"

В данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в ...