Стастья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР"
статья по логопедии

Дорофеева Татьяна Васильевна

В данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в организации педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР.

Вискова Ю.С.

Дорофеева Т.В.

Аннотация: в данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в организации педагогического процесса.

Abstract: this article deals with the use of health-saving technologies in the work of a speech therapist in preschool education with children with TNR. The paper presents various types of health-saving activities in the organization of the pedagogical process.

         Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая  деятельность, дети с ТНР, здоровье, коррекция.

В педагогике всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Ведь в наши дни сбережения здоровья ребенка является основным запросом в современном обществе.[1] 

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с увеличением численности данной группы в обществе и появляющимися новыми возможностями для их адаптации в мире.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Основным направлением нашей работы по  здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в нашем детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы).

Объем двигательной активности дополняем проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; дыхательной гимнастики.

После обеденного сна проводится “коррекционно-оздоровительный час”, который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под руководством воспитателя дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, артикуляционная гимнастика, воздушные ванны, хождение по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала.

         Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

     На каждое занятие включаем несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Для выработки полноценных движений  артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, используем артикуляционную гимнастику. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираем исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

       У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев,  является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

     Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики:

 с  речевыми упражнениями;

с использованием нестандартного оборудования;

су-джок терапией.

    Упражнения подбираем в соответствии с лексической темой.

    Для развития необходимых качеств общей и речевой моторики широко используем логопедическую ритмику. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.

Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.

Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.

Итак, на коррекционных занятиях с элементами логоритмики мы используем следующие моменты:

-дыхательная гимнастика

-пальчиковая гимнастика

-артикуляционная гимнастика

-массаж и самомассаж

-движения под музыку

-слушание музыки

-рисование в воздухе и на бумаге

-использование игровых ситуаций и драматизации

-физкультминутки

-выполнение заданий типа: дорисуй, раскрась, помоги.

Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.

 При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Физминутки повышают или удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивая кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Также для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий  проводится мышечная релаксация.

     Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях  используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему мы используем именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Игры в песке развивают фантазию. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Во-первых эта технология  стабилизирует эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

      Все вышеперечисленные компоненты проводим ежедневно, либо меняем в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.

      Здоровый образ жизни ребенка, к которому мы приучает его в образовательном учреждении, должен обязательно находить поддержку дома. В своей работе с семьями воспитанников мы  используем различные методы и приемы: проводим беседы, консультации, практические занятия, на которых рассказываем о приемах и методах подержания здоровья детей.

Для отслеживания результативности использования оздоровительных приемов во время организованной логопедом деятельности с детьми и эффективности  работы с родителями мной был разработан «Мой альбом здоровья», который включает в себя два блока.

         Первый блок заполняет  ребенок после занятий. Ежедневно, каждый ребенок отмечает свое настроение после организованной деятельности с детьми, используя для этого один из трех цветов (красный цвет - плохое настроение; желтый цвет -  хорошее настроение; зеленый цвет – отличное настроение) и  свое самочувствие (устал или не устал) геометрическими фигурами (треугольник – ребенок устал; круг – ребенок не устал и чувствует себя хорошо).

Второй блок – это блок для родителей, который они заполняют в выходной день совместно с ребенком (пишут, рисуют, наклеивают картинки) на тему: «Как мы укрепляли здоровье». После выходных альбом здоровья возвращается в группу, где все данные заносятся в сводную таблицу, в конце месяца выявляется семья – победитель (на шкафчик ребенка прикрепляется сердечко с надписью «Самые заботливые родители»), в конце каждого периода родители и дети получают грамоты, благодарственные письма, дипломы.

Итог 1

Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Итог 2

        Внедрение в логопедическую практику нашего детского сада здоровьесберегающих технологий позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.

Список литературы:

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2004 г.

  1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. –М.: Линка-пресс, 2000 г.
  2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  13. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  14. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
  15. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  16. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  17. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


[1] Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.– М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловило увеличение количества детей с ОВЗ в ДОУ, в то...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...