Главные вкладки

    Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство коррекции речевых нарушений.
    материал по логопедии (старшая группа) по теме

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizatsiya_v_korrektsionnoy_deyatelnosti1.docx336.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство коррекции речевых нарушений.

    Муравьева Л. А., учитель - логопед

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска

    В нормативных документах РФ определен специальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. ФГОС ДО указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

    Существующая общепризнанная организация работы с детьми, имеющими нарушения речи (занятия индивидуальные и подгрупповые), предполагает ежедневный, кропотливый труд, требует от детей внимания и усидчивости, подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, ребенку трудно постоянно следовать правилам и требованиям взрослого. Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что результаты работы с детьми будут значительно выше, если работа ребенка будет побуждаться его внутренними мотивами.

    Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность. Поэтому в качестве мотива для исправления речевых недостатков, развития и совершенствования речи детей в своей работе использую театрализованную деятельность. Именно в ней создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства.

    (Показ слайда 2)

    Одним из видов театрализованной деятельности, который я широко применяю в своей практике, является инсценирование произведений художественной литературы, в основе которых лежит диалог. А точнее - использование небольших по содержанию текстов художественной литературы стихотворной формы с диалогическим содержанием: потешек, стихотворений, фольклорных миниатюр. А также сказок, небольших по содержанию прозаических произведений диалогического содержания..

    (Показ слайда 3)

    Инсценирование стихотворных, прозаических текстов, сказок, фольклорных миниатюр диалогического содержания способствует:

    - активизации речевой деятельности детей: развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, формированию речевого дыхания, правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи;

    - развитию общей и мелкой моторики;

    - совершенствованию сценического мастерства: развитию интонационной выразительности речи, мимики, жестов, эмоционального восприятия;

    - развитию коммуникативных качеств личности.

           Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. В старшем дошкольном возрасте происходят серьезные изменения в личности дошкольников. Появляется самооценка, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия. Прежде всего, его самокритичность направлена на оценку тех результатов, которые ему приходится демонстрировать другим. У многих детей старшего дошкольного возраста появляется стеснительность, они отказываются от выступлений на публику. В этом, казалось бы, нет ничего страшного. Однако чувство неуверенности может преследовать человека очень долго. Обычно такие дети не проявляют самостоятельности в познании и коммуникации.

    Инсценирование произведений художественной литературы  формирует у детей мотивацию, проявление волевых усилий, желание получить результат. Выступление в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышают собственную самооценку, помогают развитию уверенности, самостоятельности. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Исполняя роль, ребенок приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что важно для социального развития.

    (Показ слайда 4)

    Театрализованную деятельность осуществляю в двух направлениях:

    - включение в индивидуальные, подгрупповые занятия импровизацию как игровой прием и форму обучения детей;

    - нерагламентированная деятельность по желанию ребенка в рамках внедрения технологии «Игровая переменка».

          Основными формами организации театрализованной деятельности являются совместная деятельность взрослого и ребенка,

    Для инсценирования произведений художественной литературы осуществляю подбор текстов стихотворений, потешек, сказок, фольклорных миниатюр, прозаических произведений с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответная интонация содержания произведений легко усваивается детьми.  

          Рассмотрим ряд произведений, в содержании которых заложен диалог.

    (Показ слайдов 5, 6, 7)

    Диалогическое единство «вопрос – ответ» представлено в потешках: «Кисонька – Мурысонька», «Кисонька»,  «Зайка», а также в стихотворениях:  «Отчего ты черен, кот?», «Лягушкины покупки» (В. Орлов), «Медведь» (Г. Виеру), «Муравей» (А. Тараскин»).  Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме  и содержанию вопросы и ответы, вопросительную, побудительную и повествовательную интонации.

            Медведь (Г. Виеру)

              - Ты куда идешь, медведь?

     - В гору, елку присмотреть.

     - А зачем тебе она?

     - Новый год встречать пора.

     - Где поставишь ты ее?

     - В дом возьму к себе, в жилье.

     - Что ж не вырубил в лесу?

     - Жалко, лучше принесу.

    Лягушкины покупки  (В Орлов)

             - Откуда ты идешь,

    лягушка квакушка?

     - С базара домой, дорогая подружка.

     - А что ты купила?

     - Всего понемножку:

    Купила ква – пусту,

    ква – соль и в ква – ртошку.

               Муравей  (А. Тараскин)

     - Муравей, постой, постой,

    Почему спешишь домой?

     - Что ж не видишь, стрекоза,

    Надвигается гроза.

     - Если я спешу домой,

    Будет дождик проливной.

     

                 Кисонька

    • Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.
    • Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.

    -Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

    • Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
    • Не ешь одна, не ешь одна.

                 Зайка

     - Ну-ка, зайка, поскачи – поскачи!

     - Отчего не поскакать? Поскачу!

     - Лапкой, зайка, постучи – постучи!

     - Отчего не постучать? Постучу!

    Для чтения по ролям можно использовать  такие произведения: «Я знаю, что можно придумать…» (А. Барто), «Перчатки (С. Маршак), «Лягушонок» (А. Берлов), «Разговор лисы и зайца» (Н. Сладков).

                Разговор лисы и зайца (Н. Сладков)

      - Надо мне,  косой, побеседовать с тобой!

             - Не могу, лиса, прости, надо мне себя спасти.

             - От кого себя спасать? Здесь в лесу густом мы с тобой стоим вдвоем.

    - От твоих, лиса, зубов, от твоих, лиса, усов, от хвоста и лисьих глаз. Веры нет к лисе у на

                                    Перчатки

    (Английская песенка в переводе Л. Родина)

         Ведущий.    

       Шалунишки-котятки потеряли перчатки

       И не смеют взойти на порог.

      - Мама, мама, прости! Мы не можем найти,
               Куда подевались перчатки!

       - Не найдете перчатки, так и знайте, котятки,
                Я не стану готовить пирог!

        Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,

        Я не стану готовить пирог!

    Ведущий.

    Испугались котятки, отыскали перчатки

    И к маме бегут со всех ног.

     -  Мама, мама, открой и пусти нас домой!

    Мы нашли на дороге перчатки!

     - Отыскали перчатки? Золотые котятки!
            Получайте за это пирог!

    Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,

    Получайте за это пирог!

    Рыжий кот и старушка-говорушка (Б. Брехт)

     -  Рыжий кот, вернись к старушке, одинокой говорушке!

     -  Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь: по утрам и вечерам в твоем доме тарарам!

     -    Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор? У старушки-говорушки рыжий кот  -  одна подружка!

     -   Я вернусь, но - чур-чур-чур! - не ругать за «мур-мур-мур»! У старушки-говорушки будет котик-говорушка.

    Зимний разговор через форточку (Б. Брехт)

     - Я  -  маленький воробей.

    Я гибну, дети, спасите... Я летом всегда подавал сигнал, Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите!

     - Сюда, воробей, сюда!  Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу!

    Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов и дети с удовольствием показывают сценки по мотивам этих миниатюр. Например, диалогическое единство «вопрос – ответ» прослеживается в следующих миниатюрах:

     - Ты пирог ел?

     - Нет, не ел.

     - А он вкусный был?

     - Очень!

               - Где ты, брат Иван?

     - В горнице.

               - Что делаешь?

     - Помогаю Петру.

     - А Петр что делает?

     - Да на печи лежит.

    - Я медведя поймал!

     - Так веди сюда!

     - Не идет.

     - Так сам иди!

     - Да он меня не пускает.

    - Егор,  Егор, укажи свой двор!

     - А вот мой двор, голубой забор!

    Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка).

    Хочу быть слоненком (Г. Остер)

        Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.

     - Я,  -  сказала мартышка,  -  могу быть акробатом в цирке.

     - А я, — похвастался попугай,  - могу магнитофоном.

        - А я могу канатом на корабле,  -  сказал удав.

     - А ты кем можешь?  -  спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил:

     - Я могу слоненком.

     - Подумаешь!  -  стали все смеяться.  -  Ты и так слоненок. Это неинтересно.

     - А вот и интересно,  -  обиделся слоненок.

    Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите  -  сходите, посмотрите.

    Божья коровка (К. Ушинский)

     - Посмотри, папа, какого я хорошенького, кругленького жучка поймал. Головка у него черненькая, крылья красненькие, а на крыльях пятнышки. Да жив ли он? Что-то не шевелится.

     - Жив, а только прикинулся мертвым. Это божья коровка, очень полезный жучок. Она, а еще больше ее гусеница истребляют множество вредной тли.

     - Посмотри, папа, жучок очнулся и влез мне на палец. Куда-то он полезет дальше.

     - А вот увидишь. Смотри, как он раздвигает свои твердые надкрылья и распускает из-под них настоящие крылышки – легкие и прозрачные.

    Вот и улетел. Какой же он хитрый жучок.

    (Показ слайда 8)

    Работа по инсценированию произведения проводится поэтапно. Использую методику Н. С. Карпинской по использованию театрализованной деятельности на занятии. На первом этапе дети коллективно воспроизводят текст произведения. На втором  - детям по очереди предлагается читать за всех действующих персонажей разучиваемого произведения. На третьем этапе дети выполняют творческие задания по совершенствованию сценического мастерства (развитие интонационной выразительности речи, мимики, жестов). На четвертом этапе осуществляется чтение по ролям.

    (Показ слайда 9)

    Исценирование текстов художественных произведений предусматривает:

    - стимулирование активности детей в организации самостоятельной театрализованной деятельности;

    - проявление самостоятельности детей в выборе произведений для инсценирования, вариантов постановки (вид театра);

    - распределение между собой ролей;

    - развитие самостоятельности и инициативы в создании образов различных персонажей;

      - развитие творческой самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

    Наглядно-образный характер мышления детей позволяет сочетать инсценирование произведений с такими видами театра, как настольный, пальчиковый, ручной театр, театр с использованием игрушек. Такая форма работы особенно эффективна с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР, ярко выраженную общую, мелкую моторику, артикуляционную недостаточность, так как задействует различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, тактильный, эмоциональный.    Ассоциация этих анализаторов способствует тому, что по проводящим путям центральной нервной системы устремляется мощный поток импульсов в кору головного мозга, вызывая активизацию всех ее зон, что повышает компенсаторные возможности органически пораженного центра.

    (Показ слайда 10)

    Неотъемлемой частью собственного педагогического опыта считаю создание условий для развития  и реализации творческой самостоятельности каждого ребенка:

    - создание доброжелательной психологической атмосферы сотрудничества, способствующей формированию основ творческой  активности и самостоятельности у ребенка;

    - использование современных образовательных технологий, позволяющих  при формировании основ творческой самостоятельности оптимизировать педагогическую деятельность, выстраивать индивидуальную педагогическую линию для каждого конкретного ребенка, учитывая особенности его развития.

    Таким образом, мы педагоги первичного звена системы образования закладываем основу для формирования таких волевых качеств как активность, самостоятельность и инициативность. Овладение этими качествами поможет дошкольникам стать успешными в дальнейшей жизни.

    Используемая литература:

    1. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей 4 – 6 лет: учеб. – метод. пособие / Т.Н. Доронова. – М.: Обруч, 2014. – 160 с.

    2. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ».  (6)

    3. Фадеева Н.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).  (1)

    \


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

    Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

    Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

    Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.

    Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...