Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете на тему: "Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка"
презентация

Щербакова Ирина Анатольевна

   Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация. 

  «ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pedsovet.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Слайд 2

Предметно - развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти, и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Понятие предметно-развивающей среды способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы. Она состоит из: крупной игровой площадки; игрового оборудования; игрушек; разных видов игровой атрибутики; игровых материалов.

Слайд 3

Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация. «ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке , при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками , авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Слайд 4

Принципы построения развивающей среды в группе: Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения». Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный». Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно проследить в изменяющемся уголке «изо деятельность + настольные игры». Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», « строительный», « гараж», «изо деятельность», «книжный» и «речевой».

Слайд 5

Развивающая среда нужна для того , чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного малыша, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка , но и способствовать развитию всех видов речи . Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми,застенчивыми, нерешительными.

Слайд 6

Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса , способствуют овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог. Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка . « В пустых стенах ребенок не заговорит!» – заметила в своё время великий педагог Елизавета Ивановна Тихеева.

Слайд 7

Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей .

Слайд 8

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются: Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями). Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Сенсорное развитие. Формирования способности к активной умственной деятельности. Знакомство с родным языком. Становление речи.

Слайд 9

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. Хочу уделить особое внимание зоне речевого развития или речевому уголку. Зона должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например: «Учимся говорить правильно» или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось здесь находиться и играть. Эту зону хорошо расположить рядом с книжным уголком.

Слайд 10

Речевой уголок должен отражать направления работы по развитию речи: развитие словаря ребёнка; работа над грамматическим строем речи (способы словообразования); развитие связной речи (составление творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); воспитание звуковой культуры речи (развитие фонематического слуха, закрепление чистого звукопроизношения); подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом, деление слов на слоги, анализ предложения); развитие мелкой моторики.

Слайд 11

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Главным атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, вызывать у детей речевой интерес и побуждать к речевой активности.

Слайд 12

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация « Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия , направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно- пространственная среда , как средство речевого развития детей в ДОУ

Небольшая информация раскрывающая смысл развивающей предметной - пространственной среды в ДОУ...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: "«Предметно-развивающая среда групп для развития двигательной активности детей»

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...

Консультация для воспитателей МАДОУ детский сад № 32 «Бусинка» на тему:«Предметно-развивающая среда как средство речевого развития детей»

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на фо...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЧАСЕ НА ТЕМУ: «Предметно-развивающая среда группы раннего возраста»

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимоде...

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей....

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...