Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»
    консультация

    Несытова Анна Николаевна

    Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:

    “Расскажи мне – и я забуду
    Покажи мне – и я запомню
    Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…”

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

    Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:

    “Расскажи мне – и я забуду
    Покажи мне – и я запомню
    Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…”

    Доказано, что человек усваивает информацию так:

    -10% того, что слышит,
    -50% того, что видит,
    -70% того, что сам проговаривает,
    -90% того, что сам делает.

            Всё это к тому, что в общение с родителями происходит именно так.

            Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

    Среди различных принципов дошкольного образования(а именно: индивидуальный подход, доброжелательный стиль общения, и т.д.)  в соответствии с ФГОС ДО содержится принцип сотрудничества ОУ с семьёй.

    И одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача:  

    -  обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;

    - повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОУ и семьи(это традиционные родительские собрания, консультации и т.д.).

    Содержание и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться нетрадиционным разнообразием и не может быть единого стандарта,  т.к. жизненные задачи диктуют потребность  в новых знаниях и практических умениях взаимодействия педагогов с родителями.

    Главная цель педагогического коллектива ДОУ - уметь быть адекватными и внимательными к запросам семьи, компетентными в решении современных задач воспитания и образования.

    Для того чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий «сотрудничество» и «взаимодействие»:

    -«сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    -«взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

    Главные составляющие эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей это:

    -общение;

    -разнообразие форм и методов работы;

    -обязательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОУ.

    Решать задачи обеспечения эффективного взаимодействия с родителями невозможно без активного общения с ними. Что включает в себя понятие «общение?» Что значит «умение общаться»?

    Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

    В процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. Выделяют три составляющих общения:

    1-перцептивная составляющая 

    2-интерактивная составляющая

    3-коммуникативная составляющая

    Перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.

    Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, - это то, что мы говорим.

    Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействие в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партеров или обоих участников взаимодействия.

    Все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические.

    Вербальные средства – это слова, которые мы произносим в процессе общения.

    Невербальные– жесты, мимика, дистанции, позиции общения, позы и др.  

    Паралингвистические средства общения – тембр, темп голоса, интонация, паузы.

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

     Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями.

    Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным.   Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного, партнёрского, диалогового общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:

    1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

    • Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
    • Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

    2.Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

    3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

    4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно есть, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

    5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

    Мини-итог. Все родители разные, это взрослые люди, и педагогу ДОУ к каждому нужно найти определенный подход.

    Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Это ещё раз говорит о том, что отношения между педагогами ДОУ и родителями должны быть диалоговыми, конструктивно-партнёрскими. Формальность в этом случае недопустим


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей"Особенности организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ "

    В данной консультации описывается этапы развития патриатизма в воспитание дошкольников.Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в сво...

    «Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

    Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

    Консультация для воспитателей «Особенности организации детского творчества в летний период»

    Доклад для воспитателей«Особенности организации детского творчества в летний период»...

    Консультация для воспитателей "Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО "

    Консультация для воспитателей"Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО "...

    Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО

    Нормативно-правовые документы, которыми руководствуется учитель-логопед...