Опыты с детьми
материал (младшая группа)

Руга  Татьяна  Владимировна

Материал для  родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx140.87 КБ

Предварительный просмотр:

                       

ВОДА

Опыт №1 «Вода жидкая, она может течь»

Цель: доказать на опыте, что вода жидкая и она может течь.

Материалы и оборудование: одноразовые стаканы, сосуд с водой.

Ход: дайте детям два стаканчика - один с водой, другой пустой. Предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется ли вода? Да, льется. Почему это происходит? Потому, что вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того чтобы дети лучше поняли, что означает слово «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он ... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Что еще бывает жидким? Сделайте вывод: вода жидкая, она может течь.

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: доказать на опыте, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится.

Материалы и оборудование: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Ход: В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт №3 «Вода не имеет формы»

Цель: доказать на опыте, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится.

Материалы и оборудование: кубик деревянный, шар, прозрачные сосуды разной формы.

Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (деревянный кубик, шар). Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменяют ли они свою форму? (НЕТ). А вода? Если мы нальем воды в круглую тарелочку, что с ней произойдет? (Она примет форму круглой тарелочки). А если воду налить в банку? (Примет форму банки). Дети наливают воду в емкости различной формы, наблюдают и делают выводы. Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №4 «Вода не имеет цвета»

Цель: доказать на опыте, что вода не имеет цвета.

Материалы и оборудование: стаканы одноразовые, молоко, одноразовые ложечки или палочки, акварельные палочки, стаканы с томатным и апельсиновым соком, белая гуашь.

Ход: перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. Предложите детям положить в стаканчики палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Обратите внимание детей на то, что в стаканчике с водой палочка видна, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, можно сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Растворите в прозрачных емкостях с водой акварельные краски, гуашь разного цвета. Добавьте стаканчики с апельсиновым, томатным соками и стаканчик с водопроводной водой. Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них.

А какого цвета вода? Есть у нее цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите сравнить полученный раствор с водой. Чем они отличаются? Пусть ребята окрасят воду в черный, зеленый, коричневый, малиновый, лимонный цвет с помощью пакетиков разного чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у нее цвет? Сделайте вывод: вода прозрачная, у нее нет цвета.

Опыт №5 «Вода не имеет вкуса»

Цель: доказать на опыте, что вода не имеет вкуса.

Материалы и оборудование: одноразовые стаканы с водой, стаканы с соком.

Ход: предложите детям попробовать через соломинку воду, чтобы определить, есть ли у нее вкус. Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если и это их не убеждает, пусть снова попробуют воду. Постарайтесь доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, сточки зрения свойств воды, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить. Да и в пресной воде рек, озер бывают разные примеси, поэтому она на вкус может быть разной. Сделайте вывод:v волы нет вкуса.

Опыт №6 «Вода не имеет запаха»

Цель: доказать на опыте, что вода не имеет запаха

Материалы и оборудование: кубик деревянный, шар, прозрачные сосуды разной формы.

Ход: предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет?). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Сделайте вывод: у воды нет запаха.

Опыт № 7 «Запах воды».

Цель: выяснить имеет ли вода запах.

Материалы и оборудование: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Ход: Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт № 8 «Что можно растворить в воде».

Цель: убедиться в том, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

Материалы и оборудование: одноразовые стаканы с водой, сахарный песок, соль, обычный песок, глина, камешки, растительное масло.

Ход: предложите детям попробовать растворить в воде сахарный песок, соль, обычный песок, глину, мелкие камешки и растительное масло. Обсудите, куда исчез сахар в стаканчике с водой, почему не исчез песок. Пусть дети попробуют воду, в которой растворились сахар и соль. Отличается ли вода по вкусу? Сделайте вывод: одни вещества растворяются в воде, другие нет.

ВОДА – ЭТО ЖИДКОСТЬ.

Цель: Формировать представление детей о свойстве воды – жидкость.

Игровой материал: Тарелочки разного размера, таз.

Ход игры: Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Налить воду в руки, она утекает. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, она течет, ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Её называют жидкостью.

УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА.

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

ВРЕМЕНА ГОДА

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Игровой материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры: Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима», в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

КАК ВОДА ГУЛЯТЬ ОТПРАВИЛАСЬ.

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Игровой материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

ВЕТКА В ВАЗЕ.

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Игровой материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход игры: Проехал мощный грузовик, и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала,

Но подняла её рука заботлива и нежно

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,

Из них появятся на свет зелёные листочки.

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».

Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА

Цель: Способствовать накоплению представлений о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет).

Игровой материал: Стаканчики с водой, краски, кисточки, игрушка (ложечку).

Ход игры: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Опустить ложку (игрушку) в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: вода прозрачна.

Окрасить воду (добавить краску).

Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной – изменяет цвет, становится менее прозрачной).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТНЫХ ЛЬДИНОК

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Игровой материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход игры: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

ВОДОПАД.

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Игровой материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход игры: Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

КАКАЯ ЛУЖА ВЫСОХНЕТ БЫСТРЕЕ.

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

КОРАБЛИКИ.

Содержание и оборудование: познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

СОБЕРЕМ ВОДИЧКУ.

Содержание и оборудование: научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки

ПЕНА.

Содержание и оборудование: научить детей делать пену из шампуня. В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

ВОЗДУХ

ЧТО В ПАКЕТЕ?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

ИГРЫ С СОЛОМИНКОЙ.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой.

Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

ВЕТЕРОК-ВОЛШЕБНИК.

Цель: Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Игровой материал: Султанчики, вертушки (флажки).

Ход игры: Подвижные игры «С султанчиками и вертушками». Наблюдение за ветром. Эксперимент «Послушный ветерок». Дыхательное упражнение «Легкий ветерок». Учить остужать еду, слегка подув на нее.

«ИГРЫ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ».

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы и оборудование: емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).

Ход: взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой — мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).

Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.

ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ

Цель: продолжать знакомить детей с воздухом, воздух сильно дует – сильный ветер; воздух слабо дует, слабый ветер, знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

Игровой материал: бумажные лодочки, таз с водой.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть лодочки из бумаги. Потрогать их. Опустить лодочки в воду и попробовать подуть на них. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Если дуть сильно - лодочка плывёт быстро, если слабо - лодочка плывёт медленно. Ветер сильный, ветер слабый. Так и настоящие лодки движутся благодаря ветру. Что происходит с лодкой, если ветра нет? (всё это дети могут продемонстрировать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

«МИР ГЛИНЫ».

Цель: показать разнообразие глины (серая, белая, голубая) и изучить из чего она состоит.

Материалы и оборудование: лупы, серая, белая и голубая глины

Ход: рассмотреть с детьми виды глины. С помощью лупы рассмотреть и изучить из чего она состоит. Глина состоит из слипшихся, очень мелких частичек, из которых получаются комочки.

«СВОЙСТВА ГЛИНЫ».

Цель: изучить свойства глины такие как: мнется, бьется, размокает.

Материалы и оборудование: глиняные предметы, кусочки глины, подставки для работы, емкости.

Ход: взять кусочек глины и помять её в руках. Какая глина? Мягкая. Что с ней можно сделать? Размять. Положить небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за её размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается.

«КАЧЕСТВО ГЛИНЫ».

Цель: изучить качество глины такие как: мягкость, пластичность, степень прочности.

Материалы и оборудование: глиняные предметы, кусочки глины, подставки для работы, емкости.

Ход: взять кусочек глины и скатать шар (глина мягкая, пластичная, её можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.

«РАЗНООБРАЗИЕ ПЕСКА»

Цель: рассмотреть разнообразие песка (морской, речной, озерный, карьерный) и изучить из чего он состоит.

Материалы и оборудование: коллекция песка, лупы, емкости.

Ход: с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. (Из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Песчинки разные по размеру — есть крупные и совсем маленькие, по цвету — темные и светлые, полупрозрачные, по степени блеска — блестящие и матовые. Это крохотные камешки. Дети рассматривают. В песке попадаются и ракушки, и камешки.

Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло

«СВОЙСТВА СУХОГО ПЕСКА»

Опыт № 1 «Легко сыплется»

Цель: убедиться на опыте, что сухой песок легко сыплется.

Материалы и оборудование: песок, подносы.

Ход: возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Да). Поэтому и говорят, что песок — сыпучий. Вывод. Песок — рыхлый, сыпучий в отличие от глины.

Опыт № 2 «Легко ли сдуть?»

Цель: убедиться на опыте, что сухой песок легко сдуваются с поверхности.

Материалы и оборудование: песок, подносы.

Ход: подуем на песок. Дети дуют от себя, в сторону, соблюдая правила безопасности. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются).

Теперь попробуем намочить песок. Проверим, изменились ли свойства влажного песка. Вода делает его тяжелым, он сдувается с большим трудом.

Вывод. Сухие песчинки легко сдуваются.

Опыт № 3 «Сухой песок рыхлый?»

Цель: убедиться на опыте, что сухой песок рыхлый.

Материалы и оборудование: песок, подносы, палочки.

Ход: возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в стаканчик с песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. В песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг задруга», и поэтому ее воткнуть легко.

Вывод. Воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый

«СВОЙСТВА МОКРОГО ПЕСКА»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

Я ПЕКУ, ПЕКУ, ПЕКУ ДЕТКАМ ВСЕМ ПО КОЛОБКУ.

Содержание и оборудование: Экспериментируем с мокрым песком. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

СЫПУЧИЙ ПЕСОК.

Содержание и оборудование: экспериментируем с сухим песком.

Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПЕСОК.

Содержание и оборудование: Научить детей получать разноцветный песок. Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.

ПЕСЧАНЫЙ КОНУС.

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

Опыт № 1 «Мокрый песок тяжелый»

Цель: убедиться на опыте, что мокрый песок тяжелый.

Материалы и оборудование: два ведерка, сухой и мокрый песок.

Ход: возьмем два ведерка. В одно насыплем сухой песок, а в другое — такое же количество мокрого. Сравните, какое ведерко тяжелее? Правильно, сухой песок легче влажного, потому что вес влажного песка увеличивает вода. Вот почему ветер разносит только сухой песок.

Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.

Опыт № 2 «Мокрый песок плотный»

Цель: убедиться на опыте, что мокрый песок плотный.

Материалы и оборудование: сухой и мокрый песок, подносы, палочки.

Ход: «посадите» палочку в мокрый и сухой песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый.

ОПЫТ С ПЕСКОМ ЧЕРЕЗ ЛУПУ.

Рассматривается через лупу сухой и мокрый пески. Видим, что сухой песок виден через лупу песчинками разного цвета и формы, а мокрый липнет.

ВЫВОД: мокрый песок потому и липнет, что песчинки соединяются.

«СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ ГЛИНЫ И ПЕСКА»

Опыт № 1

Воспитатель. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?

Дети. Легко.

Воспитатель. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину?

Дети. Песок.

Воспитатель. Поэтому и говорят, что песок — сыпучий.

Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.

Вывод. Песок — рыхлый, сыпучий в отличие от глины.

Опыт № 2

Воспитатель. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок.

Дети. Из зернышек-песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки? Похожи ли одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Песчинки разные по раз-

меру — есть крупные и совсем маленькие, по цвету — темные и светлые, полупрозрачные, по степени блеска — блестящие и матовые. Это крохотные камешки.

Дети рассматривают.

В песке попадаются и ракушки, и камешки.

С помощью увеличительного стекла рассмотрим кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин. Разотрем глину в порошок и сравним пылинки глины и песчинки песка.

Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло, а глина — из мелких частичек, прилипших друг к другу.

Опыт № 3

Воспитатель. Подуем на песок.

Дети дуют от себя, в сторону, соблюдая правила безопасности.

Что происходит с песчинками?

Дети. Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?

Дети. Они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Воспитатель. Теперь попробуем намочить песок и глину. Проверим, изменились ли свойства влажных песка и глины? Вода делает их тяжелыми, они сдуваются с большим трудом или совсем не двигаются с места.

Вывод. Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины — нет.

Опыт № 4

Воспитатель. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее, но очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за

друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Вывод. Воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый

Опыт № 5

Воспитатель. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал?

Дети. Влажным, мокрым.

Воспитатель. Куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной; Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно?

Дети. Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Воспитатель. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним, когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

Вывод. Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Опыт № 6

Воспитатель. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затей попробуем создать таких же червяков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червяка слепить нельзя, а шарики получаются непрочными. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что с ними произойдет при высыхании?

Дети. Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими.

Воспитатель. Что можно сделать из влажного песка?

Дети. Куличики.

Воспитатель. Разведите песок водой побольше. Можно ли лепить из получившейся жидкой каши - малаши?

Детям можно предложить слепить из мягкой, пластичной глины разные фигурки и посушить их на солнце. Воспитатель обращает внимание на то, что сухую глиняную фигурку надо брат! осторожно, поскольку она может сломаться, потому что хрупкая. На своей фигурке он показывает, как она от удара легко разбивается. Напоминает детям о народных игрушках, которых для прочности обжигают в специальных печах при высокой температуре.

Вывод. Хорошо лепится влажная глина, песок — нет. Песок может охранять форму, но лепить из него нельзя.

Опыт № 7

Воспитатель. Три пластиковые бутылки с отрезанным дном переверните, вложите в горлышко кусочек губки или поролона и заполните разным материалом: песком, мелкими камешками, глиной. Под бутылками разместите емкости для сбора жидкости. Налейте в каждую бутылку воды. Из какой бутылки она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод. Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем - сквозь песок. Глина же не пропускает воду, ее частички слиплись, и пода не может «найти себе места» среди них.

Опыт № 8

После дождя в луже или на искусственном ручейке давайте построим из песка и глины дамбу. Какая из дамб не пропускает воду, а какая размывается?

Песок опускается на дно, а из глины получается прочная дамба.

Вывод. Глина не пропускает воду.

СНЕГ, ЛЕД

Опыт №1 «Изготовление цветных льдинок»

Цель: изучить, что при замерзании вода превращается в лед.

Материалы и оборудование: одноразовые формы для приготовления льда, вода, акварельные краски, кисти.

Ход: покрасить воду любыми цветами, налить в формы для льда и поставить на улицу. Отметить, что в формочки наливаем воду – она жидкая. Через некоторое время рассмотреть формочки. Выяснить, что вода превратилась в лед. Лед – твердое вещество.

Вывод: вода на холоде превращается в лед.

Опыт №2 «Лед - прозрачен»

Цель: убедиться на опыте, что лед прозрачный.

Материалы и оборудование: формочка, лист растения, вода.

Ход: поместите в формочку с водой лист растения (лист нельзя срывать специально для проведения опыта, его можно поискать на земле или взять для этой цели засушенный экземпляр). Поставьте емкость на мороз (в холодильник). Рассмотрите ледяную пластинку, чтобы убедиться, что лист хорошо виден. Сделайте вывод: лед бывает прозрачным.

Опыт № 3 «Самый быстрый»

Цель: выяснить большой или маленький кусок льда быстрее растает в тепле.

Материалы и оборудование: большой и маленький кусочки льда, одноразовые тарелки.

Ход: возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Положите их в емкости и поставьте в теплом месте (в одинаковых условиях). Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Сделайте вывод: маленький кусок льда растаял быстрее, чем большой.

«СНЕГ. КАКОЙ ОН?»

Опыт № 1 «Снег тает в тепле».

Цель: убедиться в том, что снег тает в тепле.

Материалы и оборудование: емкость со снегом.

Ход: набрать в емкости снега, оставить их на ночь в помещении. Что стало со снегом? Почему?

Опыт № 2 «Снег не прозрачный».

Цель: убедиться в том, что снег не прозрачный.

Материалы и оборудование: емкость со снегом, геометрическая фигура – круг, пустая пластиковая тарелка, ложка, стакан с водой.

Ход: положить один круг, на пустую тарелку, поверх ее положить ложечкой снег. На другой круг поставить стакан с водой. Где круг видно, а где нет? Почему?

Опыт № 3 «Снег - белый».

Цель: убедиться в том, что снег непрозрачный, белый.

Материалы и оборудование: емкости со снегом и водой.

Ход: сравните: какого цвета вода и снег.

Опыт № 4 «Снег не имеет запаха».

Цель: убедиться в том, что снег не имеет запаха.

Материалы и оборудование: емкость со снегом, яблоко

Ход: подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (надо понюхать). Понюхайте сначала яблоко, какое оно? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха).

РАЗНЫЕ НОЖКИ ТОПАЮТ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ.

Содержание и оборудование: научить детей получать четкие следы на снегу. Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

ЛЕДЯНАЯ ГОРКА.

Содержание и оборудование: При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулкичто происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

СНЕЖНЫЙ ГОРОДОК.

Содержание и оборудование: Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ.

Содержание и оборудование: На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега

СВЕТ И ЦВЕТ.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.

Содержание и оборудование: научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.

Тень.

Содержание и оборудование: познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени

Разноцветные стекляшки.

Содержание и оборудование: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

ЧТО В КОРОБКЕ?

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Игровой материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры: Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА.

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ.

Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

  • игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
  • игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;
  • игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.

ЗВУК.

ЧТО ЗВУЧИТ.

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход игры: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

«МУЗЫКА ИЛИ ШУМ?».

Цель: научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Ход: дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один - два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

ТЕПЛОТА

Чудесный мешочек.

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Игровой материал: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.

Ход игры: Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла, называют их, определяют материалы и складывают предметы в мешочек. Взрослый предлагает достать детям из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 5-10 мин), как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные – теплее.

БУМАГА.

Опыт 1 «Мир бумаги»

Цель: рассмотреть коллекцию бумаги.

Материалы и оборудование: коллекция бумаги.

Ход: взять коллекцию и рассмотреть её. Изучить какая бумага бывает по толщине, цвету, характеру поверхности и т.д.

Опыт 2 «Качество бумаги»

Цель: изучить качество бумаги (цвет, гладкость, толщина) на примере писчей бумаги.

Материалы и оборудование: писчая бумага.

Ход: дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы, о том бумага, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают её, отвечая на вопросы.

Опыт 3 «Качество бумаги»

Цель: изучить качество бумаги (степень прочности, впитывающая способность) на примере писчей бумаги.

Материалы и оборудование: писчая бумага.

Ход: дети рвут лист бумаги на несколько кусочков (рвется); тянут за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный).

«СВОЙСТВА БУМАГИ»

Опыт 1 «Волшебна бумага»

Цель: убедиться на опыте, что на бумаге можно рисовать.

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги, фломастеры.

Ход: кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Опыт 2 «Сминание бумаги»

Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?..

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги, деревянные кубики.

Ход: «Почемучка» предложила детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята — это сделать?

Вывод: дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная. мягкая, её можно смять.

Опыт № 3 «Сравнение бумаги»

Цель: сравнить картон и писчую бумагу, как они режутся?

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги, картон, ножницы.

Ход: детям были предложены два вида бумаги: картон и писчая бумага. Дети пробовали разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага.

Опыт № 4 «Разрывание бумаги»

Цель: убедиться на опыте, что, писая бумага рвется легко.

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги, кусочки ткани.

Ход: «Почемучка» предложила детям два вида материала: бумагу и ткань. Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно. бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага

Опыт № 5 «Вода и бумага»

Цель: убедиться на опыте, что бумага намокает.

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги, бумажные салфетки, емкость с водой.

Ход: для этого опыта взять бумажные салфетки, альбомный лист бумаги. Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 6 «Чуршащая или поющая бумага»

Цель: убедиться в том, что бумага может издавать звуки.

Материалы и оборудование: листы цветной бумаги.

Ход: может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта «Почемучка» предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7 «Склеивание бумаги»

Цель: убедиться в том, что бумагу можно склеить.

Материалы и оборудование: листы цветной бумаги, ножницы, клей.

Ход: разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8 «Летающая бумага»

Цель: доказать на опыте, что бумага может летать.

Материалы и оборудование: фольга (конфетная обертка), веер.

Ход: «Почемучка» принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Разноцветная фольга разлетится по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер они разлетаются.

Опыт № 9 «Горение бумаги»

Цель: убедиться в том, что бумага горит

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги, спиртовка, спички.

Ход: взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички.

РВЕМ БУМАГУ.

Содержание и оборудование: Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.

БУМАЖНЫЕ КОМОЧКИ.

Содержание и оборудование: познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

БУМАЖНЫЕ ПОЛОСКИ.

Содержание и оборудование: Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.

ДРЕВЕСИНА, ЕЕ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА.

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Игровой материал: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры: Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет), пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

ТКАНЬ, ЕЕ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА.

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Игровой материал: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры: Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать из чего сшиты платья, какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщины. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

СКОРОСТЬ

Ложка, ложка, помоги немножко

Цель: Знакомить с мерой сыпучих и жидких веществ.

Игровой материал: одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода.

Ход игры: поставьте на стол два стакана, наполненных одинаковым количеством риса, и дайте ребенку столовую ложку, а себе возьмите чайную. Поиграйте в игру «Кто быстрее» — пересыпайте рис из наполненного стакана в пустой. Не торопитесь сами и ни в коем случае не торопите ребенка. Удивитесь, что ребенок «почему-то» пересыпал рис быстрее. После догадок сделайте вывод — чем больше мера, тем меньше нужно усилий, чтобы пересыпать ею рис, и наоборот.

Закрепляем: в следующий раз возьмите воду, горох. Можно использовать тару большего размера.

ИГРЫ С МАГНИТАМИ

Кто найдет больше

Цель: познакомить со свойством магнита, выяснить, что магнитится.

Игровой материал: коробка, предметы из железа, дерева, пластмассы, резины, бумага, ткань, камни, стекло и т.д.

Ход игры: Разбираемся с тем, что такое магнит. Ищем в коробке все, что магнитится (можно поиграть в игру "кто найдет больше"). Сортируем разные предметы из коробки по принципу магнитятся/не магнитятся. Выяснив, что магнитятся металлы, смотрим, какие именно. Предложить поиграть: надо насыпать в миску манку и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.


Магнит имеет два полюса.

Цель: познакомить с тем, что магниты имеют два полюса (положительный и отрицательный).

Игровой материал: разные магниты.

Ход игры: Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком " + ". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком " - ". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?
Игра «Ведьмочка», которая гоняется за своей метлой, а метла от нее просто отскакивает. Догадайтесь, как она работает? Правильно, в фигуре ведьмочки и в метле спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами.

Сила магнита.

Цель: Определить силу разных магнитов.

Игровой материал: разные магниты (круг, подкова).

Ход игры: Самый слабый - круг (в нем заряды не располюсованы, а распределены равномерно), сильный - подкова. Можно показать силу магнита количеством поднимаемых скрепок, а можно - расстоянием, с которого он начинает притягивать скрепку. Второй способ забавнее, расстояние можно отмечать маркером.

hello_html_3fdc52bb.jpg

Как увидеть магнитное поле?

В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок (в наборе "Юный химик"). Если теперь поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут от положительного полюса к отрицательному.

Мы — фокусники.


Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 
Игровой материал: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. 
Ход игры: Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

ПОЧВА

«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗЕМЛЯ?».

Цель: рассмотреть с помощью лупы состав почвы.

Материалы и оборудование: лоточки с землей, лупа.

Ход: возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

«ПОСАДКА ЛУКА».

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материалы и оборудование: лоточки с землей, луковицы.

Ход: с детьми посадить лук. Наблюдать за его ростом. Делать соответствующие выводы.

ВОЗДУХ В ПОЧВЕ.

Цель: Показать, что в почве есть воздух.

Игровой материал: Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.

ТРОПИНКИ.

Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Игровой материал: Два образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения).

«КАМНИ»

Опыт № 1 «Хозяйка медной горы».

Цель: рассмотреть с детьми коллекции минералов и горных пород, морских и речных камней.

Материалы и оборудование: коллекции минералов и горных пород, морских и речных камней.

Ход: воспитатель вместе с детьми рассматривает коллекции минералов и горных пород, морских и речных камней.

Опыт № 2 «Какими бывают камешки?».

Цель: рассмотреть с детьми камни и выяснить, какой из них самый большой, самый маленький, самый красивый и самый невыразительный.

Материалы и оборудование: камни, подносы.

Ход: рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький

(самый красивый и самый невыразительный). Обосновать свое мнение.

Опыт № 3 «Поверхность камушка?».

Цель: с помощью лупы изучить с детьми поверхность камня.

Материалы и оборудование: камни, подносы, лупы.

Ход: рассмотреть камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры).

«СВОЙСТВА КАМНЕЙ».

Опыт № 4 «Камень не меняет своей формы».

Цель: убедиться на опыте, что камень имеет постоянную форму.

Материалы и оборудование: камни, подносы, пластилин.

Ход: в одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе
ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что - с пластилином? Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Опыт № 5 «Твердый камень?».

Цель: убедится, что камень действительно твердый.

Материалы и оборудование: коробочки с коллекциями камней, монетка.

Ход: на образцах камней нацарапать что – нибудь монеткой. Что получается? Можно посмотреть через лупу.

Опыт № 6 «Определение веса».

Цель: определить вес камня.

Материалы и оборудование: коробочки с коллекциями камней.

Ход: дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 7 «Определение температуры?».

Цель: определить температуру камней.

Материалы и оборудование: коробочки с коллекциями камней.

Ход: среди камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт № 8 «Плавучесть камней».

Цель: выяснить тонут ли камни в воде или плавают на ее поверхности.

Материалы и оборудование: коробочки с коллекциями камней.

Ход: дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт № 9 «Может ли камень издавать звуки?»

Цель: выяснить могут ли камни издавать звуки.

Материалы и оборудование: коробочки с коллекциями камней, мел, лимонный сок.

Ход: постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? Может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и выдавим на него немного
сока лимона. Что происходит? (Камень «злится», «шипит», ему явно
но нравится лимонный сок.)

Опыт № 10 «Каждому камешку свой домик».

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы и оборудование: различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, дорожка из камешков.

Ход: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносы с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА.
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

РУКАМ СВОИМ НЕ ВЕРЮ.
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всем поровну.

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них
любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

Секретное письмо.

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца.
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

Чудесные спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты с детьми среднего дошкольного возраста.

В данном материале представлен опыт из серии " Что можно понюхать, увидеть, услышать".......

Опыты с детьми

Экспериментирование с песком.Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компон...

Опыты с детьми дома

Консультация для родителей...

Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...