Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Уровень ДОУ, 2017г.
учебно-методический материал по окружающему миру

Шишова Юлия Анатольевна

В соотвтствии с  основными годовыми задачами  рабочей образовательной программы на 2016-2017 уч.год на базе МДОУ №51 28 февраля 2017  прошел семинар, на котором воспитатель Шишова Юлия анатольевна выступила с докладом  "Формирование  у детей экологических представлений через пректную деятельность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №51»

Доклад на тему

«Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность»

Подготовила:

Воспитатель первой категории

Шишова Юлия Анатольевна

Г.о. Электросталь,Февраль,2017

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

- в значительной мере истреблен лесной покров;

 - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

 - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

 - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношение человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

В науке и на практике утвердилось гуманитарное направлние, в рамках которого происходит изменение системы ценностей, мировоззрения и сознания человека. Данное направление позволяет учитывать психологию человека, предполагает формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека.

Экологическое  воспитание играет  важную  роль  в  процессе социализации личности, принятия и ответственного выполнения законов существования человека в природе  и  обществе .

  Ответственное отношение человека  к  окружающей  среде  строится на базе экологического сознания, предполагает соблюдение нравственных и  правовых принципов  природопользования  и  пропаганду  идей  его  оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности

 задача «формирование правильного восприятия окружающей среды и экологической культуры» становится приоритетной задачей государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

ФГОС нового поколения содержат требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы в плане формирования экологической культуры обучающихся. Личностные характеристики предполагают:

- осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

 - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [1].

Экологическое воспитание способно заложить основу построения гражданского общества, пробуждая в каждом жителе «активное неравнодушие» к экологическим, экономическим и социальным проблемам своей страны.

А для этого надо формировать экологическую культуру и ответственность

Поэтому в современном детском саду должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. Одним из видов такой деятельности является проектная деятельность.

Проектная деятельность– форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [4].

Метод проектов  развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Проектные формы работы позволяют учащимся самостоятельно формировать коммуникативные навыки деятельности, учат анализу, постановке проблемы, рефлексии, планированию деятельности, форма организации труда и способам действия.

Кроме того, включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий [9].

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Включения  дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку,воспитывает в них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.

Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет детям увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

 Список литературы: .

  1. Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Право и образование. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
  2. Кравчук, М.А. Глобальный экологический кризис: стратегия выживания / М.А. Кравчук, Ю.И. Краснов, В.Н. Малинин // Общество. Среда. Развитие. – 2009. – № 1. – С. 194-205.
  3. Морозова, Н.А. Образование как фактор формирования и развития экологического сознания / Н.А. Морозова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 – С.160-164.
  4. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, [Электронный ресурс]: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  5. Об образовании в Российсской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
  6. Об охране окружающей среды: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ [Электронный ресурс: ] http://www.referent.ru/1/78524.
  7. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 209-211. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия" 2017 г. Уровень ДОУ

28 февраля 2017 года в нашем в МДОУ № 51 прошёл семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевна, выс...

Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия" 2017 г.

28 февраля 2017года в МДОУ № 51 воспитатель, Шернева Ангелина Валерьевна, выступила на семинаре с сообщением для педагогов ДОУ на тему "Формирование удетей экологических представлений через проек...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Презентация "Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"

Презентация "Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"...