Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Уровень ДОУ, 2017г.
учебно-методический материал по окружающему миру

Шишова Юлия Анатольевна

В соотвтствии с  основными годовыми задачами  рабочей образовательной программы на 2016-2017 уч.год на базе МДОУ №51 28 февраля 2017  прошел семинар, на котором воспитатель Шишова Юлия анатольевна выступила с докладом  "Формирование  у детей экологических представлений через пректную деятельность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №51»

Доклад на тему

«Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность»

Подготовила:

Воспитатель первой категории

Шишова Юлия Анатольевна

Г.о. Электросталь,Февраль,2017

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

- в значительной мере истреблен лесной покров;

 - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

 - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

 - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношение человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

В науке и на практике утвердилось гуманитарное направлние, в рамках которого происходит изменение системы ценностей, мировоззрения и сознания человека. Данное направление позволяет учитывать психологию человека, предполагает формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека.

Экологическое  воспитание играет  важную  роль  в  процессе социализации личности, принятия и ответственного выполнения законов существования человека в природе  и  обществе .

  Ответственное отношение человека  к  окружающей  среде  строится на базе экологического сознания, предполагает соблюдение нравственных и  правовых принципов  природопользования  и  пропаганду  идей  его  оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности

 задача «формирование правильного восприятия окружающей среды и экологической культуры» становится приоритетной задачей государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

ФГОС нового поколения содержат требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы в плане формирования экологической культуры обучающихся. Личностные характеристики предполагают:

- осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

 - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [1].

Экологическое воспитание способно заложить основу построения гражданского общества, пробуждая в каждом жителе «активное неравнодушие» к экологическим, экономическим и социальным проблемам своей страны.

А для этого надо формировать экологическую культуру и ответственность

Поэтому в современном детском саду должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. Одним из видов такой деятельности является проектная деятельность.

Проектная деятельность– форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [4].

Метод проектов  развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Проектные формы работы позволяют учащимся самостоятельно формировать коммуникативные навыки деятельности, учат анализу, постановке проблемы, рефлексии, планированию деятельности, форма организации труда и способам действия.

Кроме того, включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий [9].

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Включения  дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку,воспитывает в них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.

Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет детям увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

 Список литературы: .

  1. Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Право и образование. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
  2. Кравчук, М.А. Глобальный экологический кризис: стратегия выживания / М.А. Кравчук, Ю.И. Краснов, В.Н. Малинин // Общество. Среда. Развитие. – 2009. – № 1. – С. 194-205.
  3. Морозова, Н.А. Образование как фактор формирования и развития экологического сознания / Н.А. Морозова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 – С.160-164.
  4. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, [Электронный ресурс]: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  5. Об образовании в Российсской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
  6. Об охране окружающей среды: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ [Электронный ресурс: ] http://www.referent.ru/1/78524.
  7. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 209-211.