Использование современной развивающей технологии МОЗАРТИКА в образовании и воспитании дошкольников
презентация

Сарычева Мария Васильевна

Что такое МОЗАРТИКА? Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика - игра » и « арт- искусство». «Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx88.97 КБ
Файл mozartika_smv.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Муравленко

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Консультация

Использование современной развивающей

технологии МОЗАРТИКА в образовании и

воспитании дошкольников



Вика витраж1.JPG


Воспитатель: Сарычева Мария Васильевна


г. Муравленко – 2019

Не секрет, что в образовательных учреждениях ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитания. Меня, как воспитателя, привлекла инновационная, игровая, здоровьесберегающая арт-технология МОЗАРТИКА, являющаяся синтезом игротерапии, арт-терапии и психоанализа и позволяющая достичь принципиально новых возможностей в таких традиционно важных сферах, как развитие личности ребенка, помощь детям в образовательной и коммуникативной сферах.

Что такое МОЗАРТИКА?

Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика игра » и « арт- искусство». «Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме.

Это игра, которую разработали российские педагоги и психологи (главный разработчик Полина Эрнестовна Руссавская – генеральный директор АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»).

Главная задача игры не просто занять ребенка, но и дать ему возможность для самовыражения и саморазвития. Появление мозартики – считается ярким событием в области игровых развивающих и реабилитационных технологий.  Мозартика представляет собой специально разработанные комплекты игрового оборудования. В каждый комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных фигурок. Игровые поля создают символический мир, базируясь на котором играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира и жизни. Мозартика, похожа на мозаику и пазлы, но её возможности несравненно шире. Каждая цветная геометрическая фигурка – это часть художественного образа и одновременно новый вид игры и новый вид творчества.

Она близка к рисованию и аппликации, но у нее есть уникальные свойства. Во-первых, рисунок или аппликацию трудно изменить, а в мозартике выложенную картину можно менять, сколько угодно. Во-вторых, если ребенок плохо умеет рисовать или вырезать, то у него не получается вырезать или нарисовать желаемое, а в Мозартике эта проблема снимается. В арсенале Мозартики сейчас 8 игр: «Павлин», «Витражи», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Дорога в космос», «Чудо-дерево», «Русское чудо –Москва 17-го века».

• Структура «Мозартики». 

Все игры «Мозартики» являются играми без правил, они основаны на спонтанной мотивации, обеспечиваемой красочностью, привлекательностью и необычным дизайном игрового поля и набора фантазийных фигурок, и свободным полётом фантазии, которую «Мозартика» активизирует и побуждает работать с глубоким творческим подъемом.

• «Мозартика» и раннее развитие детей.

Зачастую при использовании многих известных систем раннего развития возникает ситуация, когда стимулируется доминирующее развитие левого полушария, отвечающего за логику и аналитическое мышление, а развитие правого, отвечающего за интуитивно-образное, чувственное восприятие, подавляется. Такая ситуация может привести к различным нежелательным последствиям, поэтому надо одновременно активно развивать эмоциональное восприятие ребенка.

«Мозартика» свободна от этих недостатков, так как она, во-первых, активизирует именно эмоциональное, интуитивно-образное восприятие, а во- вторых, она способствует развитию интегративных функций мозга.

Есть и еще одна проблема, часто возникающая при использовании тех или иных систем раннего развития. Развивающие игры и пособия не предназначены для самостоятельной свободной игры ребенка, в ней они не могут выполнять свои развивающие функции, с ребенком надо специально заниматься.

«Мозартика» является прекрасной игровой развивающей средой для ребенка, что бы ребенок ни делал с игровым полем и фантазийными фигурками, они все равно окажут на него свое развивающее воздействие. «Мозартика» способствует развитию личности в целом – её воздействие направлено на формирование у ребенка здоровой картины мира, развитие позитивно-созидательных сторон личности, творческого начала, потребности в позитивной творческой личностной самореализации. При этом «Мозартика» прекрасно сочетается с любыми другими системами раннего развития, помогая гармонизировать обобщающее воздействие.

Мозартика как инновационная арт – технология. Данная технология позволяет наполнить детей реальными, эмоционально окрашенными впечатлениями, открывающими путь к знаниям. Для «Мозартики» характерен принципиально новый способ сворачивания культурно-исторического опыта человечества в настольно- печатные варианты игр, таких как «Витражи», где цветовая гамма основывается на палитре импрессионизма. В игры Мозартики «упаковываются» зафиксированные в мировом изобразительном искусстве такие важные составляющие социокультурного опыта человечества, как: художественно-образное богатство; духовно-нравственные ценности; историческая значимость.

Эти игры соответствуют определенному возрасту, преследуют определенные цели.

Первая игра, которую я начала внедрять в работу с детьми – «Витражи» (4-5 лет). Игра «Витражи» помогает усвоить ребенку основные и смешанные цвета, геометрические формы, анализ, синтез. Эта настольная игра, которая позволяет ребёнку выстроить динамическую цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения, отразить такую модель мира, которую он себе представляет. Ребенок выбирает поле, на котором он будет работать. Эти поля отличаются по цветовой гамме. Используются круговые, прямоугольные и треугольные геометрические формы. Игра основана на образе Витража – окна из цветных стёклышек, позволяющего видеть окружающее в разных красках и в зависимости от цвета, форм и композиции стёклышек создавать определённый эмоциональный настрой. В многочисленном разноцветном наборе полей и фигурок легко находятся средства для выражения эмоций, настроения и поэтому играющие с удовольствием строят разнообразные эмоционально окрашенные композиции. Мозартика нравится детям тем, что она проста и удобна в применении. На основе этих игровых наборов создаются и другие образы, которые соответствуют тематическим неделям и также заполняются цветовыми элементами геометрических фигур.

В перспективе, планирую продолжить применение Мозартики в работе с детьми, используя другие игровые наборы. 

«Усадьба» – это язык цветущей природы, с которой можно и нужно жить в гармонии.

Игра «Городок» – это язык яркости, нарядности, самобытности маленьких старинных городков.

«Туманы» – это язык цветовых переливов, язык переменчивого настроения природы и человека.

В игре «Дорога в космос» – это именно язык «дороги», переменчивый, стремящийся от простых, ясных, даже наивных, земных форм к неопределенности и загадочности космической светомузыки.

Предлагаемые картины, в которых имеется еще много места для творчества можно «дописать» с помощью фигур. Те, которые ребенок выбирает, многое рассказывает взрослому о внутреннем мире маленького человека. Соответственно появляется возможность и для его верной коррекции.

Ребёнок, играющий в игры Мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил (конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует).

В играх Мозартики педагог никак не ограничивает фантазию ребёнка. Одновременно проводится работа по закреплению пространственных понятий и отношений, ребёнок рассказывает как и где он располагал свои объекты по отношению друг к другу (около, за, на, рядом ,под и т.д).

Этапы работы с Мозартикой:

1 этап - подготовительный включает:

- ознакомление ребёнка с игровым набором - игровым материалом, включение ребёнка в игровой процесс.

2 этап - игровой заключается:

- в создании ребёнком сюжета из фигурок на игровом поле, наблюдение педагога за ребёнком в процессе работы.

3 этап - обсуждения предполагает:

- рассказ ребёнка о созданном им игровом сюжете после завершения игры.

Игровая технология Мозартика относится к группе развивающих и коррекционных методик. Она развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Кроме этого развивает внимание, речь, креативность мышления, самостоятельность, произвольно поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус.

Работая с Витражами, я пришла к выводу, что Мозартика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, моделирование. Задания так же направлены на развитие правильного произношения трудных звуков, развитие воображения, умение фантазировать и сочинять.

Исследуя личность ребенка посредством Мозартики рекомендуется фотографировать выложенные ребенком композиции и ставить на фотографиях даты – можно будет отслеживать изменения.

Таким образом, можно отметить:

Преимущества игрового взаимодействия на основе Мозартики:

- В игре нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций.

- взрослый и ребенок в игре одинаково успешны.

- ребенок и взрослый приоткрывают друг для друга свой внутренний мир, что облегчает их взаимопонимание.

И если действительно проявить терпение, чуткость и понимание, то у взрослых появится возможность узнать, как уникален, загадочен и богат внутренний мир ребенка. При этом, в процессе игры развиваются фантазия, воображение, образное мышление, умение находить нестандартные решения, познавательная активность, творческое начало и сообразительность.

И, конечно же, развивается юная неповторимая личность ребенка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мозартика »: - разноцветный мир ». Презентацию подготовила: воспитатель Сарычева М.В.

Слайд 2

МОЗАРТИКА Название произошло от игры - мозаика и выражения искусством - арт. ( арт – в перводе с англ. - искусство) Авторы игровой технологии « Мозартика »: математик, художник-дизайнер - Полина Руссавская и искусствовед, кандидат педагогических наук - Елена Бондаренко .

Слайд 3

МОЗАРТИКА Методика относится к группе проективных психокоррекционных и развивающих методик. Методика Мозартика включает в себя методы самоанализа, игротерапии , арт – терапии (терапия исскуством ). Формы – индивидуальная и групповая.

Слайд 4

МОЗАРТИКА развивает следующие функции Коммуникативную – устанавление эмоционального контакта в группе, обьединение детей в коллектив Развивающую - развитие психичиских процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), мелкой моторики. Релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему Функцию самореализации человека - Процесс игры – естественное пространство самовыражения. Развлекательную – влечение к разному, разнообразному. Создание определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов .

Слайд 5

Главная цель занятий с МОЗАРТИКОЙ С использованием игр мозартики – это работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, эмоциями, житейскими интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям, к миру в целом.

Слайд 6

Структура занятий с применением методики включает 4 части: ознакомление детей с игровым материалом; создание ребенком сюжета из фигурок на игровом поле; рассказ дошкольника о созданном им игровом сюжете после завершения игры; осмысление проявившейся проблемы в игровом сюжете. Процесс составления сюжета игры динамичен и может меняться ребенком при обдумывании, осмыслении и обсуждении с другими детьми

Слайд 7

В семейство игр МОЗАРТИКИ входит игра: « Подмосковный городок » Разноцветные домишки, любопытные окошки, пестрые садики, панорамные виды

Слайд 8

В семейство игр МОЗАРТИКИ входит игра: «Дорога в космос» Дорога в космос начинается с Земли - с человеческой мысли, мечты, смелости…

Слайд 9

В семейство игр МОЗАРТИКИ входят игры: «Туманы» Какого цвета настроение – зимой, весной, летом, осенью.

Слайд 10

В семейство игр МОЗАРТИКИ входят игры: «Русское чудо» Москва XVII век

Слайд 11

В семейство игр МОЗАРТИКИ входит игра: «Витражи» Окна из цветных стёклышек, позволяющего видеть окружающее в разных красках.

Слайд 12

В семейство игр МОЗАРТИКИ входят игры: «Усадьба» взаимоотношения с природой и социумом

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ В СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».

Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»....

Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...