«Как облегчить привыкание ребенка к ДОУ»
материал (младшая группа)

Тарасова Анна Николаевна

При поступлении в детский сад малыш отделяется от семьи, жизнь его и его родителей значительно меняется. У детей начинается адаптационный период  - это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который сопровождается трудностями. Он включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации. Потребуется какое – то время, чтобы все приспособились к новым жизненным обстоятельствам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_roditelskoe_sobranie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на общем собрании для родителей

для вновь поступающих детей в ДОУ

 «Как облегчить привыкание ребенка к ДОУ»

Подготовила: педагог-психолог Тарасова А. Н

Цель: установление контакта между родителями и педагогами; ознакомление с трудностями адаптации детей в ДОУ

Задачи:

  1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.
  2. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.
  3. Обогатить методическую копилку для родителей.

Здравствуйте уважаемые родители! Мы сегодня собрались здесь, чтобы познакомиться и обсудить важные и волнующие вас вопросы поступления ваших детей в дошкольное учреждение.

При поступлении в детский сад малыш отделяется от семьи, жизнь его и его родителей значительно меняется. У детей начинается адаптационный период  - это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который сопровождается трудностями. Он включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации. Потребуется какое – то время, чтобы все приспособились к новым жизненным обстоятельствам.

Адаптация может быть:

  • Лёгкая  (около месяца)
  • Средняя (два месяца)
  • Тяжелая (три и более месяца)
  • И очень тяжелая (около полугода)

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  • Возраст
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Умение играть
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Режим дня в ДОУ и дома

Адаптация проходит на разных уровнях:

- Физиологическом – ребенок часто болеет (некоторые родители предполагают, что ребенок часто болеет из-за недосмотра персонала – это заблуждение, т. к.  время адаптации сопровождается тяжелым стрессом, что ослабляет иммунную систему)

- Психологическом – ребенок капризничает, плачет, плохо ест, не спит, он может быть агрессивным, подавленным. (Не нужно злиться, оговаривать ребенка за такое поведение. В этот момент ребенку нужна поддержка и понимание)

  • Рекомендуется привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок, и придерживаться этого режима в выходные дни.
  • Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
  • В первую очередь родители должны организовать свой режим. (Утром не должно быть лишней суеты) Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. В первые дни ребенок остается в детском саду на пару часов, затем пребывание постепенно доводится до полного дня. В адаптационный период можно ребенку давать с собой любимую игрушку. Во время утреннего расставания должен быть уверенный доброжелательный тон, без срывов, можно придумать ритуал прощания (поцеловать, обнять, помахать, подмигнуть).  Если ребенку и маме очень тяжело расставаться, тогда лучшим вариантом будет если в садик ребенка будет отводить кто то из близких. Не затягивайте момент расставания с ребенком. Не обманывайте ребенка, забирайте вовремя, как обещали.
  • Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Рассказывайте ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят.
  • Пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках. Можно организовывать походы в гости к товарищам, ночевки у бабушки, прогулки вблизи детского сада и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и персонала, обсуждения волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
  • Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации.
  • Эффективное взаимодействие педагогов и родителей - залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему во благо.

      В период адаптации ребенок испытывает сильный стресс, чтобы уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение стоит больше времени пребывать на свежем воздухе.  Вечером во время купания стоит больше времени уделить играм с водой, т.к. вода хорошо снимает эмоциональное напряжение. Вместе с водой эмоциональное напряжение «стечет» с малыша. Попробуйте исключить вечерние развлечения и телевизор, мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Больше разговаривайте  с малышом, обсуждайте события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе мелодичную музыку, аудиозаписи шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети его проходят по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать преодолевать трудности. Никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если ребенок будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», стресс отступит и адаптация пройдет легко и безболезненно.

Литература:

  1.  Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И. В. Лапина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 127 с.