Педагогическая гостиная «Кинезиология – гимнастика для мозга»
материал

Тарасова Анна Николаевна

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. (наука о развитии головного мозга через движения)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная «Кинезиология – гимнастика для мозга»

Цель: Познакомить родителей (законных представителей) с современными

кинезиологическими методиками и научить применять эти методики на практике.

Оборудование: презентация, буклет «Гимнастика для мозга», релаксационная музыка

Здравствуйте, уважаемы родители! Очень рада, что сегодня вы посетили нашу педагогическую гостиную, которая посвящается охране и укреплению здоровья наших детей. Сегодня  я расскажу вам о кинезиологичеком подходе, который направлен на развитие деятельности мозговых структур и гармонизацию нервной системы ребенка.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. (наука о развитии головного мозга через движения)

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных филосовских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад.

   Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет выявить и максимально развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей головного мозга, а также корректировать проблемы в различные областях психики.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое– отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может воспринимать информацию на слух.

Кинезиологические упражнения создают новые нейронные сети и позволяют улучшить  межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений,  улучшить мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют эмоциональное состояние, развивают интуицию.

Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми-8,5 лет.


Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесно-ориентированных  движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Для успешного обучения и развития ребёнка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.