Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
статья

Щетинина Ирина Витальевна

«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)»

 

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании стали мультимедийные презентации. Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение цели и задач НОД, а не на развлечение детей.

В своей практике работы, знакомя детей с окружающим миром, я использую разнообразный материал: дидактические игры, подвижные игры, эколого-психологические тренинги, дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях:

1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3. Мультимедийные презентации.

При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер, в совокупности с мультимедиа проектором, имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.

Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

На занятиях, в процессе которых дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры "Четвертый лишний", "Найди сову", загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.

В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её проявлением по направлениям, но и просматривают минутные звуковые видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в Красную книгу.

Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например:

1. Во вступительной части занятия перед воспитанниками появляется проблемно-игровая ситуация, которую необходимо разрешить.  Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации.

2.При изучении общих понятий явлений, законов, процессов экран позволяет продемонстрировать их условную схему, модель.

3. С помощью педагогических наблюдений может быть установлена степень усвоения материала ребёнком, услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.

4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала с помощью дидактических игр.  Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.

На основе этого мы пришли к выводу что формирование у детей знаний и умений по окружающему миру наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щетинина И.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №38 Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)»

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании стали мультимедийные презентации. Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение цели и задач НОД, а не на развлечение детей.

В своей практике работы, знакомя детей с окружающим миром, я использую разнообразный материал: дидактические игры, подвижные игры, эколого-психологические тренинги, дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях:

1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3. Мультимедийные презентации.

При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер, в совокупности с мультимедиа проектором, имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.

Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

На занятиях, в процессе которых дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры "Четвертый лишний", "Найди сову", загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.

В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её проявлением по направлениям, но и просматривают минутные звуковые видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в Красную книгу.

Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например:

1. Во вступительной части занятия перед воспитанниками появляется проблемно-игровая ситуация, которую необходимо разрешить.  Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации.

2.При изучении общих понятий явлений, законов, процессов экран позволяет продемонстрировать их условную схему, модель.

3. С помощью педагогических наблюдений может быть установлена степень усвоения материала ребёнком, услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.

4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала с помощью дидактических игр.  Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.

На основе этого мы пришли к выводу что формирование у детей знаний и умений по окружающему миру наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Технология работы в соответствии с требованиями ФГОС: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире.

Статья рассказывает о формировании у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....

«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.»

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....

статьяФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных и...

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных и...

Конференция ДОУ Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)

Конференция ДОУФормирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)...

Статья "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)"

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий̆ нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога....