Конференция ДОУ Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)
статья по окружающему миру

Васильева Вероника Владимировна

Конференция ДОУ

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_v.v_statya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева В.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района

Санкт-Петербурга

Конференция ДОУ

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)

Современная педагогическая науки считает ознакомление детей с окружающим миром основой всестороннего развития ребенка.

Развитие ребенка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребенок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

По мере расширения представлений об окружающем мире повышается интеллектуальное и нравственное развитие, развивается познавательная сфера и личностные качества. Современные исследователи уделяют много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М.Бгажнокова, С.Г.Ералиева, Л.Ю.Шамко).

А процессе дошкольного образования мы должны обеспечить усвоение детьми именно целостной системы первичных представлений об окружающем мире.

В современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности преобладает проблема умственного воспитания дошкольников, ядром которого устанавливается ознакомление с окружающим миров в ходе познавательного развития.  В п.2.6. ФГОС ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а также охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей:

  1. Социально-коммуникативное.
  2. Физическое.
  3. Речевое.
  4. Познавательное.
  5. Художественно-эстетическое.

Достижение перечисленных задач развития  и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО любые воспитательно-образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, а также в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с окружающим миром, не только познает его реалии в области животного, растительного мира, живой и не живой природы, социума, но и учится с ним взаимодействовать и оперировать полученными знаниями и опытом.

ФГОС ДО рекомендует для реализации познавательного развития в отношении окружающего мира такие виды деятельности, как решение познавательных задач, применение экспериментирования, проектная деятельность, НОД и использование дидактических, развивающих словесных игр.

Для эффективного освоения предлагается тематический подход к содержанию, как основу формирования первичных представлений об окружающем мире. Такой подход позволяет объединить разнообразные виды и формы деятельности на основе одной темы, что рекомендует нам ФГОС. Знакомство с темой происходит в течении одной-двух недель.

Например, тематическое планирование на год в младшей группе может быть таким:

Сентябрь: Наш детский сад. Любимые игрушки.

Октябрь: Золотая осень. Фрукты и овощи.

Ноябрь: Моя семья. Как звери готовятся к зиме.

Декабрь: Зимушка хрустальная. Правила дорожного движения.

Январь: Праздники. Новый год.

Февраль: Техника. Папин праздник.

Март: Встречаем весну. Перелетные птицы.

Апрель: Профессии. Животные.

Май: Цветы. Насекомые и деревья.

Тематический подход осуществляется в процессе непрерывной образовательной деятельности, во всех режимных моментах, в самостоятельной и игровой деятельности.

Немалую роль в освоении первичных представлений играет взаимодействие с семьей воспитанников. На своем опыте я убедилась, что одной из эффективных форм работы с родителями является проектная деятельность. Темы проектной деятельности в младшей группе могут быть такими:

«Моя дружная семья», «Профессия моего папы», «У нас на огороде», «Макет нашего дома». Объединение семьи для решения определенной задачи способствует скорейшему формированию представлений об окружающем мире.