ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА»
проект

Серова Надежда Васильевна

Основная актуальность  заключается в формирование ключевых компетенций ранней профориентации у детей дошкольного возраста, как мотивация успешности и самоопределения в мастерстве. востребованность развития широкого кругозора у дошкольников, начиная с раннего возраста, и  формирования предпосылок основ инженерного мышления; необходимость ранней пропедевтики робототехники направленной на формирования навыков начального программирования и инженерной культуры; проект отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupenki_masterstva.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

ТЕМА ПРАКТИКИ

«Формирование ключевых компетенций ранней профориентации

у детей дошкольного возраста, как мотивация успешности

и самоопределения в мастерстве…»

ПРОЕКТ «СТУПЕНЬКИ  МАСТЕРСТВА»

г. Новый Уренгой, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ

  1. ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА

3

4

II.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

6

III. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

  3.1 Теоретические положения

  3.2 Проблемно-ориентированный анализ реализации условий проекта

 3.3 Описание основных способов организации  и реализации образовательной деятельности с детьми

12

15

17

IV. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПРОЕКТУ

29

ПАСПОРТ

ТЕМА

«Формирование ключевых компетенций ранней профориентации у детей дошкольного возраста, как мотивация успешности и самоопределения».

 ПРОЕКТ «СТУПЕНЬКИ  МАСТЕРСТВА» - (далее Проект)

Тип проекта

образовательный

Участники проекта

воспитанники, педагоги ДОУ, родители (законные представители) воспитанников

Основания для разработки

одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом, творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности, научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия - все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях, а развивать познавательные, социально активные и творческие способности у каждой личности надо начинать уже в детстве.

Цель проекта

формирование целостного образовательного пространства и гармоничных условий для развития технического творчества и научно – технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, посредством использования LEGO-технологии и образовательной робототехники, создание условий для реализации индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого воспитанника.

Задачи проекта

Создание условий для внедрения LEGO-технологии и робототехники в образовательный процесс ДОО. Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и LEGO-конструирования. Апробация разработанной системы работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Сроки и этапы реализации

Первый этап – подготовительный  

Второй этап  – практический  

Третий  этап – обобщающий

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

  • в детском саду будут созданы условия, способствующие развитию творческих, технических и интеллектуальных способностей детей (занятия по программе «LEGO - конструирование и робототехника»); у дошкольников: развитие интереса к моделированию; сформированность конструктивных способностей и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.),  гибкости мыслительных процессов, творчества, инициативы и самостоятельности будут развиваться инженерно – технические умения; реализации модели ранней профориентации, которая состоит в организации полифункционального участия педагогов, родителей и детей в достижении общей цели – «успешный дошкольник – одаренный ребенок».
  •  у  педагогов: создание  благоприятных условий для разностороннего развития личности, формирования интересов, потребностей, творческих способностей и удовлетворения воспитанника в самообразовании; увеличение количества педагогов, активно внедряющих технологию ЛЕГО- конструирования и робототехнику, повышение их квалификации, профессионализма; у родителей: сформируется выраженная активная позиция родителей по приобщению детей к техническому творчеству.

  1. ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА

В настоящее время, как отмечается в многочисленных публикациях, образование в России переживает сложный период модернизации. Под модернизацией понимается обновление и совершенствование действующей системы образования. В аспекте модернизации образования много научных и практических исследований посвящено проблемам средней и высшей школы. Вместе с тем процесс модернизации не обошел стороной и дошкольное образование, на современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности, которая характеризуется:

- умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;

- владением информационными технологиями и умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;

- умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Вместе с тем, как отмечает А. А. Вербицкий за последнее время мир кардинально изменился и переход к новой парадигме образования, адекватной современным реалиям и вызовам, давно назрел. «В истории цивилизации смена образовательных парадигм приходит под влиянием трех основных факторов:  перехода на более высокий уровень развития науки, производства и социальной практики общества; изменения миссии образования – представления о том, каким должен быть выпускник образовательного учреждения, обусловленных принятых в обществе системой социальных ценностей и ожиданий;  понимание того, по каким закономерностям – психологическим и психолого-педагогическим и иным - осуществляется развитие человека через образование.

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Известный японский исследователь проблемы ранней детской одаренности М. Ибука считал, что начинать развивать детей следует с младенчества. Не следует покупать готовых игрушек, придумывать и делать игрушки надо вместе с ребенком, развивая его фантазию и моторику. Разрешить ребенку активно действовать столько, сколько ему захочется, ведь для ребенка важен не результат его деятельности, а процесс. Раннее развитие нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребенку или научить читать, писать в раннем возрасте. М. Ибука выступает против этого, справедливо считая, что важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Не навязывать ему чтение книг, а просто окружить ими ребенка с раннего детства.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка. Выступая против попыток искусственной акселерации А.В. Запорожец в противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А.В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер.

Специфические детские виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.

 Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

 Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.  Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития современного дошкольника,  на дошкольные образовательные учреждения возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия, основанный на стратегических приоритетах развития общего образования Российской Федерации до 2020 года и ориентировано на достижение главной стратегической цели развития образования - обеспечение нового качества образовательных результатов в соответствии с потребностями инновационного развития региона, страны. При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки, они пытаются понимать, как это устроено. Глобальная компьютеризация занимает лидирующие позиции  и такие специальности как инженеры, конструкторы, архитекторы, проектировщики, физики, и их острая нехватка наблюдается уже сейчас. Это убеждает нас в необходимости уже в дошкольном детстве формировать у детей конструктивно-технические способности. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме. Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявленные ФГОС дошкольного образования к организации дошкольного образования.

       

II.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

              Проблемное поле проекта

Как это ни удивительно, но часто от своих и чужих детей, а то и себя в детстве в ответ на вопрос «Кем хочешь быть?» мы слышали одни и те же слова. Среди них распространены профессии врача, космонавта, учителя, таксиста. И как-то никто не задумывается, почему именно этот набор. Где геологи, политики, связисты, банкиры, прорабы, наконец, инженеры? Ведь мало кто действительно становится космонавтом или таксистом. Ответ лежит на поверхности: дети стремятся к тому, что они понимают. Всё линейно: врач - лечит от болезней, таксист - везёт, космонавт -  летит в космос, учитель - вот он, рядом, учит и дружит с ними. А что делают программист, инженер, геолог, экономист? Между тем, именно в простом вопросе «Кем быть?» зарождается первичная профориентация. И важно, чтобы у ребёнка было понимание того, в чём заключается выбранная  профессия.

Вопросом понимания профессии у детей заинтересовалась исследователь в сфере образования и вице-президент Музея науки Бостона Кристина Киннингем. Она попросила младших школьников нарисовать инженера за работой. Выяснилось, что инженеры водят поезда, строят дома, мосты и дороги в касках и с кирпичом в руке, но не проектируют их. Кристина отметила, что такие невинные, в общем-то, рисунки вызывают тревогу. «Если вы понятия не имеете, что делают инженеры, то вряд ли вы изберете эту профессию на своём карьерном пути», - заключила она.

А между тем, профессия инженера (включим сюда и программиста, и системного архитектора) - это работа человека, создающего мир, который всех окружает с рождения. С одной стороны, ребёнок сталкивается с живой природой -  и активно её изучает, а с другой  - ребёнок погружён в антропогенную среду. Ту самую, которую спроектировали инженеры. Но к изучению этой половины (а у жителей городов и большей части) мира дети приходят значительно позже  - когда его основные личностные черты сформированы. Давайте представим себе жизнь современного ребёнка: город, транспорт, компьютер, планшет, телефон, папин автомобиль, летом поезд или самолёт, велосипед, свет, который дома выключается сам, электронная карточка в столовой и т.д. Это и есть  окружающий его мир -  тот мир, в котором ему жить и который требует системного подхода даже, если ты просто пользователь. А между тем, дети - это прекрасные инженеры от природы: обратите внимание на то, как они планируют свои шалаши дома, как увлечённо разбирают игрушки и насколько любят конструкторы. И это не талант -  это стремление познать тот самый второй  - и главный -  мир. И в детстве обязательно нужно помочь ребёнку разобраться в том, как этот мир устроен - благодаря этому не будет упущен талант, а чтобы не отбить желание к развитию и обучению, важно изначально включиться в процесс и соединить то, что нужно для жизни, и то, что нравится: обучение и игру. При этом важно не ограничиваться плоскостью «ребёнок - техника», обязательно нужно обратить внимание на развитие коммуникационных навыков и общего мышления. И хорошим подспорьем в формировании первичных навыков и первичной профориентации может стать образовательная робототехника и наборы LEGO.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. 

Итак, если ваш ребёнок имеет  склонности к работе инженера и технический склад ума, первое, что нужно сделать -  поддержать интерес.

 Образовательное учреждение, осуществляя образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, должно создать  благоприятные условия для разностороннего развития личности, формирования интересов, потребностей, творческих способностей и удовлетворения воспитанника в самообразовании, в связи с этим был разработан  образовательный проект «СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА», который предполагает свою реализацию на трех возрастных периодах: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст.

Гипотеза проекта: мы предполагаем, что при наполнение развивающей среды объектами – стимулами (лего – конструкторами и робототехникой) максимально усиливающими любознательность у детей дошкольного возраста, мы предоставим каждому ребенку возможность для творческой самореализации, сформируем в дошкольном детстве ключевые компетенций ранней профориентации, как мотивации успешности и самоопределения в мастерстве, достигнем не только высоких результатов в творческом развитии детей, но и выстроим четко организованную систему, обеспечивающую важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.

Новизна проекта: проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности ребенка.

Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Конечно, многие образовательные учреждения уже начали эту работу, однако возможности дошкольных учреждений в развитии технического творчества детей реализуются недостаточно. В связи с чем, коллектив детского сада поставил перед собой такую задачу, основная идея которой заключается в организации деятельности по приобщению дошкольников к техническому творчеству посредством обучения LEGO-конструированию и робототехнике.

Основная актуальность  заключается в следующем:

  • востребованность развития широкого кругозора у дошкольников, начиная с раннего возраста, и  формирования предпосылок основ инженерного мышления;
  • необходимость ранней пропедевтики робототехники направленной на формирования навыков начального программирования и инженерной культуры;
  • проект отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.

Мы предположили, что если систематизировать процесс обучения детей конструированию, положив в основу LEGO-технологии, предполагающие практическое изучение, проектирование и изготовление объектов, создав для этого специальную творческую развивающую LEGO-среду, наполненную современными образовательными конструкторами то можно:

  • научить детей создавать «умные» механизмы и простые конструкции, мыслить логически;
  • развить у детей способности к техническому творчеству, навыки сотрудничества и коллективной деятельности;
  • и возможно создать условия для мотивации дошкольников к обучению, развитию и достижению все новых и новых результатов, предоставить дошкольникам возможность самореализоваться в свойственной дошкольнику конструктивной игровой деятельности.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

  • реализации одного из приоритетных  направлений образовательной политики;
  • обеспечению работы в рамках ФГОС ДО;
  • формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • удовлетворённости  родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • повышению профессионального уровня педагогов;
  • участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.

Цель проекта: формирования целостного образовательного пространства и гармоничных условий для развития технического творчества и формирования научно – технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, посредством использования LEGO-технологии и образовательной робототехники, создание условий для реализации индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого воспитанника.

Основные задачи реализации проекта:

1. Создание условий для внедрения LEGO-технологии и робототехники в образовательный процесс ДОО.

2. Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и LEGO-конструирования.

3. Апробация разработанной системы работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Мотивация для участия в проекте:

  • для детей  игровая, познавательная, творческая, самореализация;
  • для педагогов: творческая самореализация детей, повышение педагогической компетенции, пополнение портфолио;
  • для родителей: демонстрация талантов и способностей своих детей, укрепление детско - родительских  отношений, творческая   самореализация.

Таким образом, мотивация деятельности является необходимым условием активности и инициативности.

Выбор наиболее оптимальных для нас форм,  раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:  

  • учет интересов и склонностей, творческих предпочтений  детей;
  • реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;
  • соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;
  • смежность тем с календарно – тематическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительностью окружающей ребенка-дошкольника.

Оригинальностью проекта является эффект реализации модели интегрированного развивающего пространства, который состоит в организации полифункционального участия педагогов, родителей и детей в достижении общей цели – «успешный дошкольник – одаренный ребенок».

Основная идея проекта состоит в организации инновационного образовательного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Общее (стратегическое) руководство осуществляет заведующий, старший воспитатель.

Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а также проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.

 Оперативное выполнение – педагоги ДОУ.

Ожидаемые результаты у дошкольников:

  • развитие интереса к лего-конструированию и моделированию;
  • сформированности конструктивных способностей;
  • мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.);
  • гибкости мыслительных процессов;
  • творчества, инициативу и самостоятельность.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

  1. Профориентационная работа.

Увеличение количества дошкольников, имеющих высокий уровень социально - интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие  системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

Конструкторы ЛЕГО и робототехника помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

2.Увеличение количества педагогов, активно внедряющих технологию ЛЕГО- конструирования повышение их квалификации, профессионализма.  

Профессиональные   умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.

3.Сформированность активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи. Родители – активные участники педагогического процесса.

Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:

  • сфомированности познавательных процессов: мышление, восприятие, воображение;
  • развитию интегративных качеств: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и овладение предпосылками учебной деятельности;
  • сформированности коммуникативных навыков: умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности;
  • сформированности произвольности, моторики и координации;
  • сформированности характеристик одарённости: любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, к рассуждению, способность к оценке;
  • сформированности интересов и предпочтений к конструктивной деятельностью и к техническому творчеству.

Реализация проекта предполагает следующую последовательность:

I этап -  Подготовительный

- проанализировать эффективность работы ДОУ, определить цели, задачи на ближайший период;

- создать условия для осуществления качественного процесса обучения лего-конструированию и робототехники  (материально-технические и т. д.).  

II этап – Практический (внедрение)

- обеспечение и реализация мероприятий по основным направлениям проекта;

- проводить корректировку мероприятий по реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга.

III период -  Обобщающий

 – реализация мероприятий, направленных на практическое распространение полученных результатов;

- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте.

Алгоритм реализации проекта

Краткое описание деятельности

Перечень продуктов реализации проекта

I этап  Подготовительный  

Разработка нормативно-правовой базы сопровождения проекта.

Создание творческой группы по реализации проекта

Приказ, определяющий функциональные обязанностей членов творческой группы

Организация деятельности рабочей группы

План работы, подготовка практического и методического материала

Создание материально-технических условий. Приобретение методической литературы

Приобретение конструкторов, робототехники, создание лего-центров в группах, учебно - методического материала для сопровождения образовательного проекта

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Методические мероприятия по вопросам развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего-конструирование (рабочие вопросы по

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в учреждении.

 Обновление и обогащение предметно-пространственной среды и методического обеспечения по конструктивной деятельности и техническому творчеству дошкольников.

II этап Практический      

Разработка и реализация методических материалов для работы с детьми и педагогами

Накопление методических материалов по теме проекта, накопление практического  материала.

Повышение профессиональной компетенции педагогов через разные формы методической работы (работа творческих групп, изучение передового опыта и т.д.).

 Практический и методический материал, презентации.

Разработка примерных планов совместной деятельности с дошкольниками  по лего-конструированию и роботехники

Планы совместной деятельности.

Разработка форм организации обучения по лего-конструированию.

Описание форм обучения.

Изучение и внедрение в работу педагогов системы работы по лего-конструированию и робототехники в самостоятельной и совместной деятельности во всех группах ДОУ (проведение серии методических мероприятий: открытые просмотры, мастер -  классы и т.д.)

Перспективное планирование, практический и методический  материал, планы проведения.

Разработка технологических карт по лего-конструированию и робототехники  для всех возрастных групп.

Технологические карты по лего-конструированию для детей младшего,  среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп).

Разработка методических пособий для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по лего-конструированию

 Методические пособия по лего-конструированию и робототехнике.

Разработка сценариев и проведение  мероприятий  (развлечения, соревнования) по лего-конструированию и робототехнике.

Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.

Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.

Сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал.

Организация совместных мероприятий с педагогами образовательных учреждений района

реализация через планы работы ГМО, мастер – классы, фото и видео материал

Разработка системы контроля за ходом реализации проекта и коррекции мероприятий.

Аналитические справки.

III этап Обобщающий

Отчёт о реализации  практического этапа.

Презентация проекта. Анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.

Оформление опыта работы учреждения по проекту.

Информирование общественности о ходе, результатах работы по проекту.

Видео  и фото, репортажи в местных СМИ, на сайте учреждения.

Подведение итогов работы с родителями по проекту.

Круглый стол «На пути к успеху», фотоматериал, обмен мнениями.

Реализация мероприятий, направленных на практическое применение опыта работы по проекту.

Создание информационного банка методического материала.

Издание методического пособия для работы с детьми по проекту.

               III.ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

                3.1 Теоретические положения

Исходные теоретические положения проекта касаются: методологических основ проектной деятельности, понимания сущности базовых понятий проектной деятельности, положения педагогики дошкольного этапа образования,  результатов психолого-педагогических исследований по вопросам развития психических процессов (Л.В. Выготский /представление о зоне ближайшего развития/, В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин /о резервных возможностях психики дошкольников, о способностях к «внутреннему плану действия»/, А.Н. Леонтьев /проблемы развития психики/, Ж. Пиаже /развитие интеллектуальных способностей/, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец /особенности психики в дошкольном возрасте/, П.Я. Гальперин /вопросы психологии обучения/, И.Ф. Талызина /система усвоения навыков умственных действий/, Ш.А. Амонашвили), исследования об особенностях конструктивного мышления у дошкольников: непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.), возможность решать задачу разными путями, связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова),  теоретические разработки в области компьютеризации образования (Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский, Г.Л. Луканкин, А.Л. Семенов).

Для эффективной организации проекта необходимо обустроить среду, однако специальных помещений, предназначенных для отдельных   занятий у нас нет, поэтому мы пришли к идее о необходимости интегрированного развития детей:

  • педагоги ДОУ разработали тематическое планирование в соответствии с ФГОС, обеспечивающие интегрированный подход к организации образовательного процесса по конструированию воспитанников на весь период учебного года (приложение 1).
  • обучение детей происходит через игру направленную на развитие внимания, активизацию познавательной деятельности.
  • для совершенствования и закрепления сенсорно-тактильной сферы у дошкольников применяются  разные виды деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.  
  • для тесного сотрудничества с родителями, педагоги разрабатывают цикл консультации разной тематики, оформляет стенд с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей, привлекают родителей к совместной деятельности через различные мероприятия.

Принципы  и подходы по реализации Проекта

Методологические подходы:

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В центре воспитательного процесса находится личность воспитанника,   воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок, задача педагога заключается в стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности (В.А. Сластенин);

- личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. В соответствии с данной установкой педагоги видят свою миссию в том, чтобы помочь ребенку стать  любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;

- индивидуальный подход индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.

- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

- культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком;

- системно-деятельностный подход -  личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности, предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности;

- системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств;

- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно рассматривается пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник;

- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной  позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы по образовательным областям и детским видам деятельности;

- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания образования. Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру дошкольника с точки зрения формирования пространства игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы присвоения ребенком культуры человечества и сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире.

Проект основывается на принципах:

  • уважения к личности ребенка;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
  • сотрудничества ДОУ с семьей;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
  • вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
  • индивидуализации - опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности;
  • обогащение (амплификация) детского развития;
  • выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения ребенком задач, требующих максимального напряжения сил; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; использование разнообразных методов и приемов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность ребенка; введение в обучение ребенка элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений);
  • доступность изучаемого материала;
  • систематичность,  последовательность проведения занятий;
  • эмоционально-насыщенная тематика занятий;
  • проблемно-ситуативный характер заданий.

           3.2.Проблемно-ориентированный анализ реализации условий проекта

задача

События

Конечные  продукты деятельности

Разработка программ образовательной работы с детьми по лего конструированию и робототехнике

Создать условия для освоения современных

образовательных технологий с учётом требований ФГОС   ДО

Приобретение современных образовательных конструкторов

В группах младшего и среднего возраста  имеется часть современных  образовательных  конструкторы для организации деятельности по лего конструированию (в соответствии с возрастом детей)

разработаны и реализуются планы работы по лего-конструированию с детьми  младшего и среднего возраста  (приложение)

В старшей -подготовительной группе  имеются современные  образовательные  конструкторы «My robot time» MRT2 и др. для образовательной деятельности по робототехнике

разработана и реализуется программа  по робототехнике: образовательные  конструкторы «My robot time» MRT2 (приложение );

разработан план работы по робототехнике: образовательные конструкторы  LEGO Education WeDo 2.0

Приобретение  планшетных ноутбуков для

программирования роботов

нет условий для овладения детьми начальными

умениями программирования – необходимо приобретение планшетных компьютеров

Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми

Организация деятельности детей по современным образовательным программам, разработанными участниками образовательного процесса

Разработка программ образовательной работы с детьми по лего-конструированию и робототехнике

Изучение, обсуждение и презентация программ педагогами ДОУ – по итогам реализации проекта

Обеспечить

методическое оформление инноваций, дающее возможность их использования в ДОУ

Обобщение инновационного опыта работы

Обобщение разработанных документов и материалов, публикация в СМИ и интернет изданиях. Презентация опыта работы

Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной платной услуги.

Обеспечение устойчивости реализации современных образовательных технологий в работе с детьми

разработка журнала для детей и родителей «Lego Kids» с целью: повысить интерес родителей к LEGO-конструированию и робототехнике

Публикация журнала с методическими рекомендациями по лего-конструрованию и робототехнике – проект журнала разрабатывается, необходимо приобретение  МФУ (с функциями цветного принтера) для тиражирования журнала. разработка журнала для детей и родителей «Lego Kids»

       3.3 Описание основных способов организации  и реализации образовательной деятельности с детьми

Основными методами и приемами организации детской деятельности являются:

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр  фрагментов  мультипликационных  и  учебных  фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,  дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты,  игровые  ситуации,  элементарная  поисковая  деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки), моделирование  ситуации, конкурсы, физминутки.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение  художественной  литературы,  загадки,  пословицы,  беседы, дискуссии, моделирование ситуации.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта (имеется)

  1. Большая ферма DUPLO – 1
  2. Дом DUPLO – 2
  3. Дочки-матери DUPLO – 2
  4. Транспорт DUPLO – 1
  5. Дикие животные DUPLO – 1
  6. Служба спасения DUPLO – 1
  7. Малые строительные платы DUPLO – 1
  8. Люди мира DUPLO – 1
  9. Городские жители DUPLO – 3
  10. Коробки для хранения деталей – 4
  11. Сказочные и исторические персонажи LEGO – 2
  12. Космос и аэропорт LEGO – 2
  13. Декорации LEGO – 1
  14. Строительные кирпичи LEGO – 1
  15. Общественный и муниципальный транспорт – 2
  16. СAFE+Базовый набор – 1
  17. Работники муниципальных служб LEGO – 1
  18. Конструктор «My robot time» MRT2» - 8
  19. Моя первая история Базовый набор – 2

Информационно-методическое обеспечение

  1. Интерактивная доска

1

  1. Ноутбук

6

  1. Принтер (черно-белый)

5

  1. Видеопроектор

3

  1. Компьютерный стол

1

  1. Выход в Интернет

3

Обеспеченность методическими материалами

  1. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009
  2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду.
  3. А.Бедфорд Инструкция LEGO.
  4. Л.Г. Комарова «Строим из LEGO».
  5. Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2»  Мельникова О.В.

Приложение

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО  LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ

( 3- 5 лет)

Месяц

Ранний дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

 Старшая группа                             Подготовительная группа

сентябрь

Знакомство с конструктором. Исследователи  цвета, деталей.

1.Знакомство с конструктором Lego. Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки. Постройка ограды, башен, лестниц, домов.

2.Знакомство с Lego конструктором «Спасательная станция». Постройка пожарной станции и обыгрывание постройки.

1. Постройка детского садика.

2. Площадка моей мечты в детском саду.

3. Мы строим город будущего.

4. Город моей мечты.

1. Волшебная страна ЛЕГО.

2. Детская площадка.

3. Мой детский сад.

октябрь

Постройка птички. Исследователи  цвета, деталей.

1.Знакомство с Lego конструктором «Дочки-матери». Организовать праздник для кукол.

2.Знакомство с Lego конструктором «Дикие животные».

1. Красота вокруг нас.

2. Разрабатываем парковую зону в городе.

3. Красота вокруг нас.

4. Разрабатываем парковую зону в городе.

5. Животные леса.

6. Животные пустыни.

7. Животные Арктики.

1. На огороде.

2. Моя комната.

3. Самая красивая комната.

4. Волшебный замок.

5. Зоопарк, заповедник, животные северного края..

ноябрь

Постройка животного.

Исследователи  цвета, деталей.

1.Продолжать знакомить детей с Lego конструктором «Спасательная станция».  Постройка полицейской станции, и ее обыгрывание.

2.Продолжать знакомство с Lego конструктором «Дочки-матери». Постройка детской площадки с песочницей и обыгрывание ситуации.

1. Уральские горы.

2. Создай историю своего города.

3. Моя семья.

 4. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

5.Создай историю про маму.

1. Мой двор.

2. Здания моего города.

3. Подарок для мамы.

4. История про маму.

декабрь

Постройка паровозика.

Исследователи  цвета, деталей.

1.Продолжение знакомства детей с Lego конструктором  «Спасательная станция». Постройка станции скорой помощи и ее обыгрывание.

2.Продолжение работы с Lego конструктором «Дочки-матери». Организовать подготовку к празднования Нового года.

1. Мы строим спортивные площадки.

2. Спорткомплексы.

3. «Щелкунчик».

4. Сказка на свой лад.

5. Продолжение. «Щелкунчик»

1. Спортивный инвентарь.

2. Сказочные и исторические персонажи.

3. Сказочные и исторические персонажи.

4. Новогодние подарки.

январь

Постройка гаража для машины.

Исследователи  цвета, деталей.

1.Учим читать схемы. Строим зимний  городок и обыгрываем постройки.

2.Продолжаем учиться строить по схемам. Постройка машин общественного транспорта.

1. Зимние забавы.

2. Зимние забавы. 3. Создай свою историю.

4. Комикс «Зимние забавы».

1. Городские жители.

2. Зимние забавы.

3. Городские жители.

февраль

Постройка игрушки. Исследователи  цвета, деталей.

1.Знакомство с Lego конструктором «Семья». Постройка дома для семьи и обыгрывание постройки.

2.Постройка по схемам военной техники из Lego конструктора.

1. «День рождение».

2. Обыграть ситуацию.

3. Комикс «Я вежливый».

4. Героический поступок. Создай историю.

5. Широкая МАСЛЕНИЦА!

1. Общественный транспорт.

2. Вежливые поступки.

3. Героические профессии.

4. Профессии нашего города.

март

Постройка цветочка. Исследователи  цвета, деталей.

1.Закрепление знакомства с Lego конструктором «Дочки-матери». Разыгрывание ситуации подготовка к празднику 8- Марта «Мамины помощники».

2. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора.

1. Подарок для мамы.

2. Волшебная шкатулка.

3. Цветочная поляна

4. Ямальские мастера.

1. Бытовая техника в помощь маме.

2. Весной в лесу.

3. Самоцветы Ямала.

4. Шкатулка талантов.

апрель

Постройка по желанию. Исследователи  цвета, деталей.

1.Продолжаем знакомство с Lego конструктором «Дикие животные и птицы». Строим по схемам.

2.Постройка по схемам ракет, самолетов из Lego конструктора.

1. Удивительная птица.

2. Космический аппарат.

3. Космические истории.

4. Театр. Закулисье.

Любимые герои в театре.

1. Путешествие Инопланетяника.

2. Покорители космоса.

3. Наша планета.

4. Театры. Театральные декорации.

май

Постройка растения. Исследователи  цвета, деталей.

1.Закрепление знакомства с Lego конструктором «Семья». Разыгрывание ситуации «Я и мои друзья».

2.Разыгрывание ситуации с Lego конструктором «Дочки-матери» куклы пошли гулять в парк.

1. Герб города «Нового Уренгоя..

2. Настоящее и будущее.

3. Комикс «Мои друзья».

4. Экологические истории.

1. Символы нашего города.

2. Военная техника.

3. Экологическая тропа.

4. Парк аттракционов.

июнь

Lego конструирование в совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, в самостоятельной деятельности

июль

Lego конструирование в совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, в самостоятельной деятельности

август

Lego конструирование в совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, в самостоятельной деятельности

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО  РОБОТОТЕХНИКЕ

( 5 – 7 лет)

Месяц

Темы

Задачи

Формы, методы и средства

Содержание работы

Материал и  оборудование

Методическая литература

Сентябрь

Мониторинг

«Введение в робототехнику!»

1.Знакомство с правилами безопасной работы при работе с конструктором «My robot time» MRT2;

2. Развитие кругозора воспитанников, коммуникативных компетенций: участия в беседе, обсуждении;

3.Воспитание ответственности, дисциплины.

Инструктаж по технике безопасности. История робототехники. От глубокой древности до наших дней. (Просмотр презентации) Определение понятия «робота»

Классификация роботов по назначению.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова, О.В. Лего-конструирование;

интернет ресурсы.

Октябрь

«Кики, мой друг!» (Базовый уровень)

1.Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора; построение модели показанной на картинке;

2. Развитие навыка ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Развитие внимания, логического мышления, памяти.

3.Воспитание ответственности, дисциплины.

1. Путешествие по Робото-стране. Знакомимся с названиями и функциями деталей.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2.

Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2.

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot

time» MRT2; Мельникова, О.В. Лего -конструирование. интернет ресурсы.

 2.Сказка про двух упрямых козленков. Давайте построим прочный мост! (Просмотр презентации)

Ноябрь

«В зоопарке!»

1.Знакомство с отличительными чертами животных.

Развитие навыка пользоваться предложенными схемами и инструкцией, творческих способностей.

3.Воспитание ответственности, дисциплины, творческой компетенции.

1.Начинаем собирать козлёнка. Сказка про жмурки.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал:

конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный мате

риал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова, О.В. Лего-конструирование. интернет

ресурсы.

2. Соберём жирафа. Жирафы - самые высокие животные в мире.

3.Собираем пернатого хищника – Орла! У орлов массивное телосложение, большие и широкие крылья. (Работаем с инструкциями по сборке моделей)

4. Собираем страуса. Страус - самая большая птица, не умеющая летать. (Работаем с инструкциями по сборке моделей)

Декабрь

«Кики, мой друг!»  (Средний уровень)

1.Знакомство с базовыми характеристиками деталей и принципами ферменной конструкцией; закрепление умения работать по схеме;

2.Развитие логичекого мышления, внимания, памяти;

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия.

1.Что такое ферменная конструкция? Рассматривание демонстрационного материала, изучение предложенных инструкций и схем.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный мате

риал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова, О.В. Лего-

конструирование. интернет

ресурсы.

2.Собирём пляжные кресла!

3.Соберём подставку для книг!

Январь

«В гостях у волка!

1.Знакомство с материнской платой; закрепление умения  работать с инструкциями;

2.Развитие логического мышления, внимания, памяти

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия.

1.Собираем волка.

Технические сред

ства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time»  MRT2; Мельникова, О.В. Легоконструирование. интернет ресурсы.

2.Строим прочный дом. (Работаем с инструкциями по сборке моделей)

3.Как пользоваться материнской платой.

4.Рулетка. Соберем рулетку и поиграем в игру "Поймай волка!".

Февраль

«Удивительное путешествие!»

1.Знакомство с рычагом; изучение принципов рычага; закрепление умения работать с инструкциями;

2.Развитие логического мышления, внимания, памяти

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия.

1.Что такое рычаг? Знакомимся с демонстрационным материалом, просмотр презентации, отгадывание загадок.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал:

конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова, О.В. Легоонструирование. интернет ресурсы.

2.Собираем мельницу!

3.Собираем катапульту! (Работаем с инструкциями по сборке моделей)

Март

«На площадке детского сада!»

1.Закрепить принципы рычага; закрепление умения работать с инструкциями;

2.Развитие логического мышления, внимания, памяти

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия.

1.Собираем качели. Отгадывание загадок (Работаем с инструкциями по сборке моделей)

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова О.В. Лего-конструирование. интернет ресурсы.

2.Как сделать прочную

конструкцию? (Просмотр презентации, схем)

Апрель

«Покатаемся!»

1.Знакомство со свойством «скольжение»; закрепление умения работать с инструкциями;

2.Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображение.

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия

1.Скольжение.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова О.В. Легоконструирование. интернет ресурсы.

2.Сделаем скользкую горку! (Работаем с инструкциями по сборке моделей)

Май

Итоговое занятие «Я могу!»

1.Формирование умения работать  в команде, эффективно распределять обязанности.

2.Развитие творческого мышления, внимания, памяти, воображение.

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия.

Творческое конструирование собственной модели.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д.

Демонстрационный материал: конструктор «My robot time» MRT2 Раздаточный материал: конструктор «My robot time» MRT2

Мультимедийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2; Мельникова О.В. Лего-конструирование. Интернет ресурсы.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЙ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ ЛЕГОКОНСТРУКТОРОВ

Критерии:

Часто – проявление показателя считается устойчиво сформированным. Не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности. Ребенок может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать.

Иногда – проявление показателя предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличии контроля со стороны взрослого, настроения ребенка. Ребенок может конструировать в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога

Крайне редко – показатель не сформирован, проявление показателя носит случайный характер. Ребенок не может понять последовательность действий, может конструировать под контролем педагога.

Сравнительный анализ, проводимый педагогами по итогам педагогической диагностики позволяет определить эффективность образовательной деятельности, определить пути создания условий для приобретения воспитанниками нового опыта деятельности, проявления детской инициативы и творческого потенциала, планирования индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.

Во избежание ошибок при подведении итогов необходимо соблюдать инструкции при проведении педагогической диагностики, знать задачи обучения в конкретной возрастной группе, создать спокойную обстановку (игровую ситуацию, индивидуальную беседу, детское творчество и т.д.), оценивать результаты в соответствии с требованиями, избегать эмоционального отношения к ребенку, не завышать и не подменять результаты, создавая впечатление хорошей работы педагога, учитывать время пребывания воспитанника в ДОО (давно не посещающие и вновь прибывшие дети; дети, посещающие детский сад менее 3 месяцев до начала проведения педагогической диагностики) и среду обитания ребенка в социуме, состояние его здоровья и индивидуальные особенности.

Показатели у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

  1. Называет детали конструктора
  2. Создает модели (по образцу, схеме, условиям, замыслу).
  3. Овладевает рядом новых конструкторских умений: прочно соединяет несколько деталей в одну большую, отбирает нужные детали для выполнения той или другой модели, конструкции.
  4. Строит по творческому замыслу.
  5. Описывает собственную модель, конструкцию.

Сводные данные

2018-2019 уч.год.

Раздел

возраст

начало года (25 чел.)

Ч (часто),

чел. /%

И (иногда),

чел. /%

Р (редко),

чел. /%

Конструирование из лего-конструкторов

4-5 лет

4 чел.

10 чел.

11 чел.

16%

40%

44%

2018-2019 уч.год.

Раздел

возраст

конец года (25 чел.)

Ч (часто),

чел. /%

И (иногда),

чел. /%

Р (редко),

чел. /%

Конструирование из лего-конструкторов

4-5 лет

16 чел.

6 чел.

 3 чел.

64%

24%

12%

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА»  

  1. Называет детали конструктора
  2. Создает модели и сюжетные конструкции по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу.
  3. Создают коллективные модели и конструкции.
  4. Самостоятельно составляет схематический рисунок, т.е. предварительно воплощает конструктивный замысел в схеме.
  5. Овладевает способами конструирования из лего-конструктора.
  6. Строит по творческому замыслу: воплощает в лего-конструировании конкретный образ или техническую модель (например, животных, транспорт, постройки для чего подбирает  необходимые детали (кирпичики, бруски, колеса, пластины и т.п.) и прочно соединяя их между собой).
  7. Рассказывает о созданной модели, конструкции, созданной лично или коллективно.

Сводные данные

     ПОКАЗАТЕЛЬ

НАЧАЛО   ГОДА

КОНЕЦ   ГОДА

часто

иногда

редко

часто

иногда

редко

Называет детали конструктора

-

42%

58%

17%

83%

-

Создает модели и сюжетные конструкции по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу

-

71%

29%

29%

71%

-

Создает коллективные модели и конструкции

-

88%

12%

21%

79%

-

Самостоятельно составляет схематический рисунок

-

29%

71%

8%

59%

33%

Овладевает способами конструирования из лего-конструктора

17%

83%

-

38%

62%

-

Строит по творческому замыслу

25%

75%

-

58%

42%

-

Рассказывает о созданной модели, конструкции

8%

42%

50%

17%

75%

8%

Итого

 2 чел. 8%

16 чел. 64%

7 чел.

28%

14 чел.

56%

9 чел.

36%

2 чел.

8%

                                    ДИАГРАММА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

(4-5 ЛЕТ)

                                                     ДИАГРАММА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

(5 -7 ЛЕТ)

Выявление одаренности по возрастным группам и оценка эффективности образовательной деятельности  осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов по каждой возрастной группе. В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком.

Проведение мониторинга включающего в себя исследование  технического творчества  воспитанников,  заинтересованность дошкольников  в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность  родителей  в совместной творческой деятельности, оснащенность LEGO – центров групп, позволит  определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.

РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА «СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА» являются выставки детского творчества, продукты детской деятельности,  участие в конкурсах и проектной деятельности, в результате которых проходит совместное обсуждение оригинальности замысла, креативности, индивидуальности каждой представленной модели или конструкции.

               V.ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПРОЕКТУ

Исходя из предположения, что инновационный проект, успешно апробирован и реализован на уровне образовательной организации, предлагаем распространить опыт на уровне образовательных организаций муниципального города,  района.

 Одним из основных форм распространения опыта предлагаем: мастер-класс –инновационной деятельности с показом на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов работы с детьми по лего конструированию и робототехники. С целью увеличение количества педагогов, активно внедряющих технологию ЛЕГО- конструирования и робототехнику, повышение их квалификации, профессионализма; создание мини-центра образовательной робототехники и легоконструирования на базе ДОУ с целью организованной деятельности, для детей и педагогов обеспечивающей интегрированный подход и целостный принцип организации образовательного процесса. 

Следующим предложением по внедрению и распространению опыта является использование средств коммуникации с целью увеличения информационного пространства и соответственно количества пользователей инновационного проекта. Предлагаем публиковать результаты работы по выбранному направлению поэтапно, с целью привлечения внимания и знакомства с результатами инновации педагогической общественности на сайте детского сада. Так же у большинства педагогов есть свои мини-сайты, на которых предлагается знакомить коллег с результатами своей личной деятельности в рамках инновационного проекта.

 По окончании инновационного проекта предполагается использовать муниципальные и региональные печатные издания, с целью знакомства широкой общественности с тематикой работы, с ходом развития инновационной проекта и результатами внедрения. Это важно, поскольку мы заинтересованы к привлечению и участию в инновационной работе не только узкого круга специалистов и педагогов, но и представителей различных сфер образования в частности дополнительного образования и других структур общества. Общественная презентация результатов инновационной деятельности: семинары;  научно-практические конференции; открытые мероприятия;  консультации;  публикации; размещение информации на сайте. 

Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта.

Материально-технические ресурсы:

Успешная реализация проекта и достижение поставленной цели предполагают развитие предметной развивающей среды, удовлетворяющей современным требованиям дошкольного образования:

  • соответствие предметно-развивающей среды содержанию образования;
  • соответствие предметно-развивающей среды особенностям организации образовательного процесса: целенаправленное использование развивающих технологий.

При реализации проекта предусматривается создание:

  • интегрированного игрового пространства;
  • пополнение специально организованных развивающих центров для воспитанников в возрастных группах;
  • информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников;
  • оснащение развивающего пространства групп, информационно- техническим оборудованием.

В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…

  • в детском саду созданы условия, способствующие развитию творческих, технических и интеллектуальных способностей детей;
  • у дошкольников развиваются инженерно – технические умения;
  • повысился уровень всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;
  • формируется выраженная активная позиция родителей по приобщению детей к техническому творчеству.

Но  при реализации данного проекта, как и любой другой экспериментальной деятельности,  можно предвидеть некоторые риски,  на которые следует обратить внимание:

  • недостаточная  возможность проявить личностные достижения в области LEGO – конструирования не позволит  удовлетворить запросы воспитанников;
  • не дооснащение материальной базы ДОУ потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью;
  • отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Вместе с тем  для успешной реализации проекта планируется  приобретение:

-  «Игрового многофункционального стола (полная комплектация)» - дооснащение предметно развивающей  среды. Многофункциональный стол – это современная система для обучения и развития детей. Основная его задача заключается в помощи дошкольнику овладеть такими способностями, как: создание и моделирование. Они помогают малышам понимать, как себя вести в той или иной ситуации. В форме игры ребенок овладевает нужными знаниями коммуникации и может использовать определенные шаблоны в повседневной жизни. Такие игры дают возможность почувствовать ребенку, что он уже способен принимать решения. Кроме этого, дети социально развиваются, так как приходится взаимодействовать друг и другом, а также окружением; навыки работы с конструктором, а это, в свою очередь, улучшают мелкую моторику и хватательные способности; развитие творческого и пространственного мышления, которые помогают овладеть математическими навыками и улучшают визуальное восприятие в будущем. Повышение коммуникативных навыков за счет увеличения потребности к новым знаниям. Ребенок начинает сам искать способы, чтобы решить задачу, задавать вопросы окружающим и брать с них пример. Осваивание элементарной математики. Данное оборудование подходит так же для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- «Планшетов LENOVO Tab» (так как в ДОУ имеется робототехника LEGO® Education WeDo 2 с функцией подключения к компьютерам), с целью привлечения внимания большинства дошкольников к робото-конструированию и программированию необходимо дооснащение ППРС.

- Наборы конструкторов «DUPLO» для  развития у маленьких строителей воображения и мышления.

Многофункциональное устройство «HP Color LaserJet Pro MFP M180n»  для тиражирования журнала для детей и родителей «Lego Kids» с целью привлечения родителей к активной совместному с детьми техническому творчеству.

В результате  успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

  • Создание  в ДОУ новых  условий обучения и развития дошкольников,  через организацию  целенаправленного  образовательного процесса  с использованием   LEGO-консруирования и робототехники (начиная с раннего возраста).
  • Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству - совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
  • В результате обобщения предполагается  диссеминация  результатов, освещение опыта в СМИ, принятие участия в конкурсах различного уровня  организационно-методической  направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,  в конкурсах  и фестивалях  робототехники и технического творчества.
  • Реализации модели ранней профориентации, которая состоит в организации полифункционального участия педагогов, родителей и детей в достижении общей цели – «успешный дошкольник – одаренный ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По ступенькам мастерства

Мастер - класс для воспитателей ДОУ  по правилам дорожного движения...

По ступенькам мастерства

Презентация мастер - класса...

Открытое занятие «По ступенькам мастерства»

Цель урока: сформировать базовые танцевальные навыки и поддержать положительный эмоциональный настрой детей на занятиях хореографией.Задачи урока:1. Обучающие:- научить детей понимать язык танца;- сфо...

Эссе "Ступеньки мастерства"

Эссе "Ступеньки мастерства"...

Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...

"Ступеньки мастерства - 2020"

Диплом от Управления образованием Администрации города Шарыпово за победу в муниципальном профессиональном конкурсе "Ступеньки мастерства-2020" в номинации "Лучший педагог дошкольного о...