Главные вкладки

    Эссе "Ступеньки мастерства"
    статья

    Эссе "Ступеньки мастерства"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Эссе "Ступеньки мастерства"80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе «Ступеньки мастерства».

                Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого  закладывается фундамент здоровья и осуществляется первоначальное становление личности. Каким вырастет ребенок, сможет ли он стать личностью, во – многом зависит от родителей и от педагогов, которые находятся рядом с ним. Современному обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Я стараюсь соответствовать современным требованиям методики и  педагогики, иду в ногу со временем.

           Чтобы добиться высоких показателей, свою работу я строю с учетом общедидактических принципов, таких как:

       - принцип проблемности: ребенкок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности;

       - принцип интегративности: ребенок получает знания во взаимосвязи со   всеми разделами программы;

       - принцип мотивированности: знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл;

       - принцип психологической комфортности: создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в собственные силы ребенка;

       - принцип творчества: формирование способности ребенка находить нестандартные решения;

       - принцип индивидуализации: развитие личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения.

                Для реализации этих принципов в своей педагогической работе я использую современные эффективные методы обучения, а именно:

          - метод мозгового штурма;

          - метод моделирования;

          - метод сравнительного и системного анализа;

          - метод детского экспериментирования;

          - частично – поисковый метод;

          - метод проектной деятельности;

          - метод активизации и развития творческого мышления и др.

    Они позволяют мне раскрыть в ребенке внутренний творческий потенциал, установить с ним контакт, добиться поставленной цели. А главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творческой, интеллектуально - развитой, эстетически - культурной личности.

    С этой целью в работе с детьми я использую современные образовательные технологии:

      - здоровьесберегающие;

      - личностно - ориентированные;

      - игровые.  

    По - моему мнению, основная задача воспитания и обучения  детей состоит в их физическом и интеллектуальном развитии. Это значит, что содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное воспитание дошкольников. Но достичь всего

    этого можно только тогда, когда дети здоровы, поэтому здоровьесберегающим технологиям я уделяю пристальное внимание.

             Чтобы каждый выпускник моей группы был здоров, я систематически и поэтапно  веду работу по обеспечению высокого уровня реального здоровья детей и воспитанию валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью. А так же учу детей оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно  решать задачи здорового образа жизни. С этой целью я регулярно, на каждом занятии использую физкультминутки, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры – разрядки, эмоциональные разгрузки, минутки шалости. Мои дети любят оздоровитель- ные занятия, «Дни здоровья», эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии.  В качестве контроля за физическим состоянием воспитанников, я провожу мониторинги здоровья, разрабатываю комплексы зрительной гимнастики, упражнения на коррекцию осанки, на исправление плоскостопия. Все это направлено на укрепление здоровья, развития физических качеств дошкольников.  

              Организованной деятельности детей я уделяю особое внимание.

    Воспитательно-образовательный процесс строю в двух направлениях:

    - составляю такие развивающие занятия, которые приводят к самостоятельному открытию, «полету мысли и фантазии»;

    - создаю коммуникативные условия для поддержания активности детей.

               В своей работе я использую как традиционные, так и современные  формы занятий: логические викторины, занятия – загадки, занятия – открытия, занятия – сказки, занятия – эксперименты, театрализованные занятия, путешествия и т.д. Это позволяет мне создать на занятиях новую ситуацию, стимулировать речевую и умственную активность детей, закрепить полученные знания и умения.

           Чтобы добиться развития каждого ребенка с учетом его возможностей и склонностей, я постоянно поддерживаю его желание обучаться. С этой целью осуществляю тщательный отбор оптимальных методов и приемов обучения, учитывая при этом дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Опираясь на то, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, большую роль я отвожу игровым технологиям, так как считаю их наиболее эффективными. Они поддерживают постоянный интерес к знаниям,

    и стимулируют познавательную деятельность детей, а так же решают ряд образовательных задач:

        - дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность);  

        - развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения);    

        - воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли);

        - социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества).  

             Занятия провожу  на высоком методическом уровне, в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания и доверия,  помогаю при этом каждому ребенку в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, учу творчески мыслить и находить решения

    в любом вопросе.

              Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.  Моя исходная позиция, как  педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у ребёнка потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, создаю  в группе  атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию таланта дошкольника. Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение воспитателя. Мой  успех  заключается в успехах  моих воспитанников.

              Хороший воспитатель дает обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.  Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить. Тогда они не перестанут «учиться» всю жизнь. Я считаю, что нужно дать воспитанникам возможность самостоятельно искать ответ. Вот почему я жду от своих детей не послушания, а «открытий», моя задача не научить их делать «как я», а помочь ребенку всего научиться и всего достичь самому.

               Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. Я работаю в соответствии с современными требованиями - внедряю в работу с детьми проектную деятельность, именно она, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Проектная деятельность весьма актуальна по ряду причин, а именно:

          - помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

          - все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

           - проектная деятельность  имеет форму интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

      поэтому уверена, что моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения, а они есть у каждого.  

              Проработав в дошкольном учреждении тридцать лет, я все больше убеждаюсь в том, что не бывает совершенно одинаковых детей,  все дети  по

    своей природе разные. Поэтому я считаю  личностно –  ориентированный

    подход основным в работе с детьми, так как именно он помогает раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помогает ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Я – педагог, и моя задача: не научить детей делать «как я», а помочь ребенку всему научиться и всего достичь самому. Так, как не все дети имеют одинаковые способности воспринимать и усваивать материал, я уделяю особое внимание индивидуальной работе и дифференцированному подходу, это способствует раскрытию индивидуальности ребенка,  

               Весь педагогический процесс я строю с ориентацией на личность и индивидуальную логику его развития, с учетом его познавательных возможностей, потребностей и интересов. Все это закономерным образом содействует благополучному существованию каждого ребенка в моей группе,

    а это - немаловажный фактор. На занятиях я предусматриваю задания разного уровня сложности, используя при этом соответствующие карточки. Стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок работал на занятии, приложив максимум усилия. Сильным детям обеспечиваю достаточную нагрузку, слабых детей

    поднимаю до уровня средних, а  средних подтягиваю до уровня сильных.

                 Предметно -  развивающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, поэтому я  работаю в этом направлении, учитывая определенные принципы:

          - открытости:

          - гибкого зонирования;

          - стабильности;

          - динамичности;

          - полифункциональности.

     Созданная мною предметно – развивающая среда, вызывает у детей чувство радости, эмоциональное и положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.  Я создаю условия для развития творческой игровой активности детей,  развиваю  в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению. Все игровые центры располагаю так, чтобы дети имели  возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.  

              Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к  педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем  все остальные, ведь самообразование педагога -  это необходимое условие профессиональной деятельности. Я стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической науки. Для этого изучаю методическую и педагогическую литературу, широко использую Интернет ресурсы,           работаю над методической темой: «Использование дидактических игр с целью развития речи детей»,  что позволяет мне повышать собственный уровень знаний, позволяет пополнять и конкретизировать их, добиваться лучших результатов в работе.    

               Эту тему я выбрала неслучайно, ведь речь – это средство, с помощью которого дети:

                   - устанавливают межличностные отношения;

                   - обмениваются сообщениями и информацией с другими людьми;

                   - влияют на поведение окружающих;

                   - исследуют и классифицируют то, что их окружает;

                   - обмениваются мыслями, опытом, желаниями, чувствами.

            По статистике, с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

             И здесь нам на помощь  приходит игра, так как она является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.  Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, «это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

              В игре ребенок овладевает родным языком, развивается его речь, что является основной задачей современного дошкольного воспитания,  научить ребенка связно и выразительно говорить - это самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста, потому что овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

               Основной целью моей работы является помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром, еще и потому, что современное и полноценное формирование речи – это одно из главных условий его успешного обучения в школе.  Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познать мир. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Ребенок, с хорошо развитой речью, легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.  

                 Особое  внимание  уделяю дидактическим играм, т.к. основная  их особенность определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.  Благодаря таким играм, процесс обучения проходит в доступной и увлекательной для детей форме. Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, начиная уже с

    самого раннего возраста, и занимают прочное место среди методов обучения и воспитания. С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире.  В процессе игр разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а полученные при обучении знания закрепляются. В дидактической игре формируется важное качество личности ребенка – способность к самооценке.

               Дидактические  игры  помогают активизировать детей, позволяют создать новую ситуацию, стимулировать умственную активность дошкольников, создать положительные эмоции. Они являются  важным средством  развития речи детей, с их помощью пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  

                Задача многих дидактических игр состоит в том, чтобы  научить детей самостоятельно составлять рассказы (по образцу, по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта) о предметах, явлениях природы и общественной жизни, сознательно  выражать мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям, например: «Закончи рассказ», «Расскажи о героях сказки», «Что ты видел по дороге в детский сад?», «Как провел выходной день и др.

              Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того, игра (как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах) способствует снижению психических и физических нагрузок.

                Каждая дидактическая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

    Дидактические  игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях, например: «Играйте с детьми, не отвлекаясь от дел», «Игры на кухне», «Игры в ванной» и др.  Проведение таких дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат при их подготовке.

                Дидактические игры не только развивают детей, они учат их самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, способствуют подготовке детей к школе, развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной целью.

                Результатами моего самообразования являются:

               - повышение качества проводимой с детьми работы;

               - разработка конспектов, докладов, выступлений;

               - разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;

               - проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов;

               - призовые места в профессиональных конкурсах;

               - обобщение опыта работы по исследуемой проблеме;

               - создание современной творческой лаборатории: наглядные пособия, красочные карточки с заданиями, различные перфокарты, всевозможные дидактические игры, материалы, активизирующие словотворчество детей.  

                Для достижения высокой результативности  в воспитательно-педагогическом процессе  большое значение для меня имеет работа с родителями воспитанников.  Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является необходимым условием  для успешного развития ребенка, так как главными воспитателями детей являются их родители, и, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша, именно поэтому с родителями  я работаю, как единомышленник, в тесном контакте, а отношения  с ними строю по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи.

               В этом направлении активно использую разнообразные формы работы, как традиционные, так и  новые, интерактивные, основанные на сотрудничестве  педагогов и родителей. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет мне:

        -  вовлечь  родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка;

        - помочь увидеть особенности воспитательно-образовательного процесса;

        - почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей;

        - способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

        - создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми;

        - способствовать проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста;

        - повысить педагогическую культуру родителей.

               Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

             С родителями воспитанников я провожу семейные клубы, дискуссии, круглые столы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, тематические акции, нетрадиционные родительские собрания.

             Особую роль в работе с родителями  уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки с педагогическими новинками; папки-передвижки; различные выставки. Наглядно- информационная работа дает мне возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

               Использование новых форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми моими помощниками, а это говорит о том, что формы моей работы востребованы, и именно поэтому я добиваюсь хороших результатов в воспитании и обучении дошкольников.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа Конкурса педагогического мастерства «Моя профессия воспитатель»

    Конкурс для молодых педагогов  с целью пропоганды профессии воспитатель...

    ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "

    Тема: «Поделимся опытом» (сценарий )   Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...

    Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога

    То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...

    Проект "Школа педагогического мастерства"

    Эта презентация является иллюстрацией к материалу "Проект "Школа педагогического мастерства"..."...

    Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

    Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

    Конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ"

    Конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ" учпрежден ИОЦ "Северная столица", поддержан Исполнительным комитетом СНГ, Пел...

    Положение по конкурсу профессионального мастерства педагогов "Ступени мастерства"

    положение поможет организовать конкурс среди  педагогов, номинации можно расширять...