Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1
статья по логопедии (старшая группа)

Лазарева Любовь Михайловна

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_l.m._statya.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Л.М.Лазарева,

учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

п. Чернянка Белгородской области»

Аннотация.

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, развитие речевых навыков, наглядное моделирование, игровой приём, игровые упражнения, игровое пособие «Дары Фрёбеля».

Предлагаемая в статье практика подготовки педагогов может применяться в образовательных учреждениях всех типов, в конкурсах профессионального мастерства, в работе методических объединений и т.д., и позволяет расширить диапазон профессиональной деятельности в коррекционно-развивающей работе, организации самостоятельной игровой деятельности детей, режимных моментов, работе с родителями. 

Мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов проводился в форме игрового практического занятия кафе «Здоровье». Педагогам предлагалось ознакомиться с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Мастер класс содержал следующие этапы:

«Презентация педагогического опыта мастера», на котором озвучивались основные задачи Стандарта, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Поэтому, одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности является использование технологии наглядного моделирования на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля».  

Далее следовал этап «Представление системы коррекционно-развивающей работы», на котором была представлена информация о значении технологии моделирования в работе с детьми с ОНР, которая помогает ребенку зрительно представить такие понятия как звук, слово, предложение, текст, и научиться работать с ними, так как дети дошкольного возраста наглядный материал усваивают лучше вербального. Коррекционно-развивающая работа с детьми на основе наглядного моделирования строилась с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля» по следующим направлениям: коррекция звукопроизношения; формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст), лексико-грамматических категорий, связной речи; профилактика дисграфии и дислексии.

На этом же этапе педагоги ознакомились с порядком применения предложенной технологии, которая заключается в постепенном усложнении. На первом этапе работа по коррекции и развитию речи ведётся с опорой на картинку-символ. Далее следует совместное выстраивание простой схемы, затем схема усложняется, отрабатывается детьми самостоятельно и внедряется во все виды детской деятельности.

На этапе «Проведение имитационной игры», коллегам предлагалось принять участие в мастер-классе «шеф-повара» по приготовлению фирменных блюд на основе даров Фрёбеля. Обращено было внимание, что Дары Фрёбеля это не просто деревянный конструктор, а шкатулка с секретом, и каждый дар хранит в себе массу возможностей. Педагогам необходимо было выбрать одно из блюд каждого раздела меню (игровое упражнение), которое подробно разбиралось и проигрывалось вместе с «шеф-поваром». Меню содержало следующие разделы: логопедическая закуска; эйдо-рациогарнир, звуковой коктейль и другие. Так в разделе «Логопедическая закуска» педагоги могли познакомиться с такими игровыми упражнениями: «Дифференцированный салат». «Дифференцированный сок».

Заказав «Дифференцированный салат», педагоги назвали овощи на своей карточке, «приготовили» салат из тех овощей, в названии которых присутствовал звук [Р] или [Рʹ] (на тарелочке выложили выбранные овощи), используя игровое пособие «Дары Фрёбеля» № 7, 8, 9, 10. Уточнили, почему остались полезные овощи: баклажан, свёкла, лук (в названии этих овощей присутствует звук [Л]). Далее звучал вывод, что с помощью игрового приёма формируем у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки [Р]- [Л], [Рʹ]- [Лʹ] на слух и в произношении. Пособие «Дары Фрёбеля» способствует закреплению правильного звукопроизношения; организации самостоятельной конструктивной деятельности. По аналогии проводится игровое упражнение «Дифференцированный сок».

Во втором разделе меню предлагался «Эйдо-рациогарнир»: Весенний и Летний, где «эйдо» - обозначает образное запоминание; «рацио» - метод решения проблемы, который приводит к положительному результату; «гарнир» - дополнение, украшение к любому виду детской деятельности.

При выборе весеннего «гарнира» декламировалось небольшое по объему стихотворение описательного характера о весне, например, И.Овчинникова «Весна». Проанализировав стихотворение, выделив смысловые части, педагоги все вместе выложили картину с помощью игрового пособия «Дары Фрёбеля». Был сделан вывод, что в процессе работы с данным приёмом развиваются основные психические процессы: зрительная, слуховая память, внимание, воображение; ассоциативное и образное мышление; а также связная речь (дети проговаривают то, что выкладывают с дальнейшим заучиванием), мелкая моторика рук, эстетическое отношение к окружающему миру. По аналогии проводится игровое упражнение «Летний».

В третьем разделе меню предлагался «Звуковой коктейль»: Развивающий и Восстанавливающий. При выборе развивающего «Звукового коктейля», каждая пара составила звуковую схему одного из слов афоризма «Дети – цветы жизни!» (автор Фридрих Вильгельм Фрёбель), применяя игровое пособие «Дары Фрёбеля» №1, нанизывали на шнурок «звуковые бусы» (условные обозначения: красный - гласный звук, синий - согласный твёрдый звук, зелёный - согласный мягкий звук). По завершению работы, соединили «звуковые бусы», как соединяем слова в предложении и произнесли данный афоризм. Участники мастер-класса пришли к выводу, что данный приём позволяет наглядно увидеть абстрактные понятия: звук, слог, слово и составить предложение. По аналогии проводится игровое упражнение «Восстанавливающий».

На этапе «Моделирования» педагоги самостоятельно составляли варианты использования предложенных игровых приёмов в своей практике, давали оценку игрового занятия и получили сертификат.

Почему я использую именно «Дары Фрёбеля» в коррекционной работе с детьми ОНР, ведь этот игровой материал был изобретён почти 2 века назад? Потому, что анализ применения педагогической системы Ф.Фребеля в различных странах мира показал её эффективность в развитии творческих способностей детей, интеллекта, в формировании абстрактного восприятия мира, умения принимать нешаблонные решения. Следовательно, принципы педагогики Фридриха Фребеля полностью соответствуют принципам современного дошкольного образования, а также ФГОС ДО.

В заключение хочется отметить, что на момент выпуска детей из группы компенсирующей направленности ТПМПК отмечено значительное улучшение по всем направлениям коррекционной работы с детьми.

Таким образом, использование технологии наглядного моделирования посредством применения игрового пособия «Дары Фребеля» позволяет ребенку успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, педагогу эффективно проводить коррекционно-развивающую работу по формированию речевых навыков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. – 20с.
  2. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...

Статья "Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля" в сборнике "Реализация ФГОС ДО как условие повышения качества ДО" 22 мая 2019г.

Формирование речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фребеля"....