Статья "Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля" в сборнике "Реализация ФГОС ДО как условие повышения качества ДО" 22 мая 2019г.
статья по логопедии (старшая группа)

Лазарева Любовь Михайловна

Формирование речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фребеля".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ НАГЛЯДНОГО

МОДЕЛИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Лазарева Л. М.

МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

п. Чернянка Белгородской области»

«Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем».

Конфуций

Современная система образования создаёт условия для достижения ребёнком высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе.

Речевые нарушения чаще всего сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что препятствует эффективной коррекции всей речевой и познавательной деятельности, к которой относится недостаточный объем зрительного и слухового восприятия, затрудняющего процесс запоминания и усвоения; нарушение внимания, приводящего к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции; отставания в развитии мыслительных операций, вызывающие затруднения в овладении мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

В конечном итоге, без своевременной логопедической помощи, данные нарушения приводят к снижению возможности успешного обучения в школе.

Поэтому, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании. Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным, современным, эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому, предоставляется возможность использовать наглядное моделирование не только для коррекции речи, но и для создания системы работы по формированию речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Фридрих Фрёбель в своих работах отмечал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование.

Коррекционная работа по формированию речевых навыков проводится комплексно, по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи;

профилактика дисграфии и дислексии.

Система работы в каждом направлении заключается в постепенном усложнении.

На первом этапе работа по коррекции и развитию речи ведётся с опорой на картинку-символ. Далее следует совместное выстраивание простой схемы, затем схема усложняется, отрабатывается детьми самостоятельно и внедряется во все виды детской деятельности.

Данная система реализуется по всем направлениям формирования речевых навыков:

Весь процесс коррекции звукопроизношения делится на четыре этапа.

На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даём образное название с опорой на картинки-символы. С помощью «Даров Фрёбеля» заменяем картинки фигурами из наборов. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в коррекционную деятельность игровой момент и пробуждает интерес к выполнению артикуляционных упражнений. На следующем этапе дети самостоятельно придумывают и выстраивают «картинку» к артикуляционному упражнению для себя, а далее для всех детей.

На этапе постановки для демонстрации правильного уклада звуков используем профили артикуляции. На их примере объясняем правильную артикуляцию, затем вводим модель артикуляции звука.

После рассмотрения картинки-символа звука, детям предлагаем выложить образ объекта, который издаёт определённый звук. Например, игровое упражнение «Помоги жучку взлететь»: ж-ж-ж жужжит жук, выложили из игрового набора «Дары Фрёбеля» № 7,8 жука и букву Ж.

С интересом дети выкладывают «звуковые дорожки» из игрового набора № 10, произнося отрабатываемый звук в игровых упражнениях: «Проложи дорожку пчёлке на цветочек», «Как пищит комар?», «Как гудит пароход? Как летит самолёт?» и др.

Этап автоматизации у детей-логопатов нередко затягивается, требуется длительное время для автоматизации поставленного звука. Для этого используем модели гласных и согласных звуков. Вначале модели создаем совместно, далее дети самостоятельно моделируют и читают слог по созданной модели, тем самым закрепляя звук сначала в слоге, а потом и в слове.

Дифференциация звуков происходит быстрее при выкладывании артикуляционных моделей из игрового набора, которые служат наглядной опорой, постоянно «напоминающей» артикуляцию заменяемого звука, помогая их различению.

Для развития умения дифференцировать звуки на слух и в произношении, рекомендуем игровое упражнение «Звуковое ассорти». Из наборов № 7, 8, 9, 10 дети выкладывают модели предметов, в названии которых слышат звуки [з]-[с], [ж]-[ш], [р]-[л] и др.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы. Работа в данном направлении способствует развитию умения слышать не только собственную или обращенную к ребёнку речь, но и видеть её элементы. Схематизация и моделирование в данном случае помогают зрительно представить абстрактные понятия: звук, слог, слово, предложение, текст, обучают работать с ними, постепенно приучая детей к наблюдению за языком. Данный приём помогает детям увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте, что способствует развитию интереса к словам, звукам речи, общению, речемыслительной деятельности ребенка.

Дети с удовольствием выполняют звуковой анализ слова, нанизывая геометрические формы на шнурок из набора № 1 (форма не имеет значения, имеет значение цвет: красный – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук), получаются «Звуковые бусы».

Также с увлечением составляют пиктограммы, выкладывают символические рисунки (кит, дом, лес и др.), и производят звуковой анализ слова ,используя игровые наборы № 7, 8, 10.

Использование игрового упражнения «Ритмический рисунок слова» развивает речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки. Дети определяют количество слогов в слове, для этого вначале прохлопывают это слово, где сильный удар – долгий звук, слабый удар – слабый звук, далее обозначают условными знаками ударный слог – длинная палочка, безударный – короткая палочка, набор №8. Таким образом, получают ритмическую модель слова.

При формировании лексико-грамматических категорий, используем методы наглядного моделирования, ориентированные на обогащение и активизацию словарного запаса детей-логопатов, которым требуется специальное обучение и длительные тренировочные упражнения по усвоению лексико-грамматических средств языка.

Детям нравится игровой приём «Синквейн», с помощью которого они учатся краткому пересказу, находят и выделяют в большом объеме информации главную мысль, сочиняют собственные нерифмованные стихотворения. Данный приём можно использовать при разгадывании загадок, составлении рассказа о предмете или природном явлении с использованием набора «Дары Фрёбеля».

Формирование связной речи. Целью логопедического воздействия является научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно выстраивать свои высказывания и суждения, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Пересказывать произведения интереснее, если используя игровые наборы, выкладывать целые картины, по которым дети пересказывают тексты, учат загадки, стихотворения и т. д.

В практике применяем игровой приём «Эйдо – коллаж». «Эйдо» – образное запоминание слов, «коллаж» – создание картин из одного материала, но отличающихся цветом, формой, размером. Детям предлагается первичное прослушивание произведения; проводится работа над пониманием текста; при построчном чтении произведения выкладываем из наборов «сюжет»; следующим этапом является коллективное или индивидуальное проговаривание произведения с опорой на созданный «коллаж». При первом опыте использования данного приёма лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера.

Повествовательные рассказы по серии сюжетных картин составляем с помощью картинно-графического плана. Эта символическая модель сюжета является наглядной опорой для построения правильной последовательности изложения. С детьми старшего возраста используем игровой приём «Режиссура» – создание серии «кадров» по смысловым частям произведения. Этапы работы предусматривают чтение произведения с дальнейшей работой над пониманием текста; разбиение текста на смысловые блоки; последовательное моделирование из набора «Дары Фрёбеля» смысловых блоков с первичным озвучиванием; проговаривание текста по серии сюжетных блоков (где маленькая стрелка означает – диалог, большая – переход к смысловому блоку). Варианты: ребёнок создаёт «фильм» сам или с ассистентами.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картине ребёнку-логопату трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, поэтому особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. По желанию детей используем игровой приём «Кластер». На первых этапах с помощью педагога создаётся «гроздь» – модель последовательного описания картины, затем самостоятельно, с последующим усложнением. Для развития творческого воображения детям предлагается самостоятельно выбирать условные обозначения из игрового набора.

Особенно ощутимую помощь в составлении описательных рассказов оказывают выложенные с помощью набора «Дары Фрёбеля» мнемосхемы.

Рекомендуем совместно с детьми разработать схемы для описания по лексическим темам. Например: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Посуда» и т. д. Для этого делим рассказ на части, определяя важные моменты (разделите рабочую поверхность на квадраты визуально или графически), выкладываем на каждую часть картинку-модель из набора.

Применение наглядного моделирования способствует расширению активного словаря, выработке алгоритма построения описания, развитию всех основных психических процессов.

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего возраста, является одним из главных направлений учителя-логопеда, где основной проблемой выступает запоминание и узнавание букв. Сама по себе буква «неживая», неинтересная, из-за этого возникают трудности запоминания. Поэтому, коррекционная работа должна быть направлена на создание образа буквы, её «оживление». Этому способствуют различного рода игровые упражнения: «Выложи букву, слог, слово», «Сломанная буква», «Изографы», «Ребусы» с применением игрового набора.

Таким образом, применение технологии наглядного моделирования посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми инклюзивной группы, позволяет учитывать не только их возрастные и индивидуальные возможности, но и специфику психо-речевого развития. Кроме того, данный подход способствует формированию произвольного внимания, воображения, ручной моторики. Наборы Фрёбеля – это многофукциональный игровой комплект, который позволяет развивать и корректировать ход игры по желанию и возможностям ребёнка с оречевлением своих действий. Очень важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г. И. Панфиленко и др. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015.

2. Фрёбель, Ф. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Фридрих Фрёбель; сост. и пред. Л. М. Волобуева. – М., 2001.

3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие /В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: метод. рекомендации / Ю. В. Карпова. – М.: ООО «Издательство «Варсон»; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду.

игровая деятельность детей должна быть интересной как по форме, так и по содержанию, влекущей, желаемой, естественной. игры дошкольников не только средство развлекательности, не только прием чем-либо ...

"Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) методом наглядного моделирования»

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отк...

ООД по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделирования Тема занятия: «Мышка и мишка»

ООД  по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделированияТема занятия: «Мышка и мишка» Программное содержание (цели).1. Создавать условия для развития...

Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

«Раннее инженерное и естественно-математическое образование детей дошкольного возраста на основе технологии игрового компьютерного 3D-моделирования в «LigroGame» в условиях ДОУ

Знакомство детей с друзьями Лигренка Цель игры: познакомить детей с игровыми персонажами-признаками и их вопросами, научить детей описывать предметы в значениях основных признаков ( часть, ф...