Выступление из опыта работы "Использование игровых упражнений по плаванию"
статья

Пильчинов Федор Васильевич

Выступление из опыта работы в творческой гостиной «Повышение профессионального мастерства через самообразование» 2018-2019 уч.год.  Творческий отчет инструктора по плаванию по теме самообразования "Использование игровых упражнений по плаванию".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых упражнений

при обучении детей плаванию

Задачи физического развития детей педагоги решают с помощью разных видов двигательной деятельности. Они включают их в занятия и другие режимные моменты.

 Однако бесконечные повторения упражнений, скучные инструкции мешают дошкольникам проявлять двигательную инициативу. Чтобы решить эту проблему, педагогам следует искать новые формы работы с детьми, наполнять их интересным содержанием и максимально использовать образовательное пространство ДОО: территорию, групповые комнаты, спортивный и музыкальный залы, бассейн.

Одно из приоритетных направлений деятельности ДОО –  психофизическое здоровье дошкольников, и чтобы достигнуть положительных моментов в этом направлении  необходимо развивать  двигательную активность дошкольников, в том числе и в бассейне.

Для этого мной используются игровые упражнения,  которые позволяют решать следующие задачи:

  • расширять двигательный опыт дошкольников;
  • формировать у них навыки плавания;
  • развивать ловкость, быстроту движений, выносливость;
  • учить контролировать движения и управлять ими;
  • стимулировать желание участвовать в играх на развитие физической компетенции.

 Данные упражнения включаю в занятия.  Содержание игровых упражнений, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные игры, игры с правилами, на удачу.

Игры на физическую компетенцию развивают у детей общие физические качества, совершенствуют основные движения, учат ориентироваться в пространстве.

Организую игры на воде с детьми разных возрастных групп и сам  принимаю в них участие. Это очень нравится воспитанникам, дает им положительный эмоциональный заряд и является хорошим примером. Движения подбираю простые и доступные дошкольникам.

Игры носят не спортивный, а прикладной характер и вариативны по содержанию. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

В процессе игр  слежу, как участники выполняют упражнение, и даю сигналы начала, конца игры, смены действия. Кроме того, создаю  игровые ситуации, которые мотивируют детей выполнять упражнения.

 При выборе игровых упражнений учитываю

• Возраст детей.

• Их физическую подготовленность.

• Степень владения навыком предлагаемых движений.

• Наполняемость группы

Оборудование  для игровых упражнений на воде

Во время игр, помимо стандартных пособий использую нестандартное оборудование:

  • зрительные ориентиры (флажки и факелы);
  • тонущие и нетонущие игрушки из киндер-сюрпризов;
  • разделительные дорожки для ограждения игровых мест в бассейне;
  • игрушечные яхты, лодки, кораблики из пластика или пенопласта;
  • надувные воздушные шары;
  • костюмы ручной работы (русалки, рыбки, водяной, пиявки, медузы и т. д.).

Это оборудование позволяет поддерживать интерес детей к играм и упражнениям, контролировать, насколько правильно они выполняют двигательные задания, и вносить сюрпризный момент.

У детей появляется возможность проявить свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, продемонстрировать силу, выносливость, дисциплинированность.

Соревновательный характер игр и упражнений воспитывает морально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, находчивость, смелость, решительность. Дошкольники приобретают новые знания, закрепляют уже сформированные навыки.

Водные упражнения, укрепляют здоровье, закаливают организм, формируют правильную осанку.

Игровые упражнения вызывают стремление научиться плавать.

Игровые упражнения включают в себя

– плавание различными способами;

– ныряние и погружение;

– прыжки в воду;

– спасение утопающих и оказание первой помощи;

– преодоление водных преград.

Кроме этого  игровые упражнения на воде  дают возможность  проверить, насколько хорошо воспитанники овладели разными техниками плавания, навыками самоконтроля, оценить их физическую подготовленность.

Примеры игр на воде для детей среднего
дошкольного возраста (4-5 года)

Сроки

Содержание

Примечания

октябрь

«Смешарики»

Оборудование: малые пластмассовые мячи; обручи (по количеству родителей); 2 корзины.

Ход игры. В игре участвуют воспитанники и их мамы. Инструктор по физической культуре разбрасывает на дорожках бассейна по несколько пластмассовых малых мячей.

По его сигналу мамы воспитанников берут по обручу и с помощью них гонят по воде мячи в сторону своих детей. Дети собирают мячи и складывают их в корзины, которые держат воспитатели.

Повторение, периодичность игр зависит от их выполнения и освоения данных упражнений., а также от индивидуальных особенностей детей

ноябрь

«Поймай рыбку»

Оборудование: мелкие тонущие игрушки из киндер-сюрпризов; 2 ведра.

Ход игры. Воспитатель разбрасывает игрушки по дну бассейна. По сигналу инструктора дети ныряют, достают игрушки со дна и передают их родителям, которые складывают игрушки в ведро.

декабрь

«Водные гонки»

Оборудование: маленькие пластмассовые кораблики (по количеству детей).

Ход игры. Дети встают вдоль бортика бассейна и ставят на воду перед собой маленькие кораблики. По сигналу инструктора они дуют на кораблики, направляя их к противоположному бортику, и двигаются вслед за ними. На противоположной стороне бассейна их встречают мамы, которые ставят кораблики на бортик – «причал».

Затем дети возвращаются обратно. Воспитатели следят за направлением движения корабликов и по необходимости помогают специальным шестом

январь

«Разноцветные колечки»

Оборудование: пластмассовые кольца разных цветов (по количеству детей); дощечка с крючками разных цветов, соответствующих цветам колец.

Ход игры. По сигналу инструктора дети плывут к противоположному бортику, держа в руках кольца. Задача игроков – повесить свое кольцо на дощечку, висящую на противоположном бортике, на крючок соответствующего цвета.

Родители помогают детям. Воспитатель направляет действия участников и подает кольца.

февраль

«Осторожно, мины!»

Оборудование: плотные воздушные шарики с песком (лежат на дне бассейна); 2 ведра.

Ход игры. По сигналу инструктора дети ныряют, достают шарик («мину») и кладут его в ведро, которое держит родитель (папа). Воспитатель контролирует действия детей.

март

«Покорми осьминога»

Оборудование: не тонущие игрушки: 2 осьминога, рыбки (по количеству детей).

Ход игры. У противоположного от детей бортика бассейна находится игрушка осьминог.

По сигналу инструктора дети, преодолевая сопротивление воды, бегут до осьминога и кладут на него рыбку – «кормят осьминога».

Родители помогают удерживать осьминога на воде. Воспитатель подает детям рыбки.

Апрель - май

Закрепление игровых упражнений

.

 

Примеры игр на воде для детей
старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Сроки

Содержание

Примечания

октябрь

№1 «Теремок»

Оборудование: детали детского конструктора (2 конуса, 2 арки и 4 цилиндра) для постройки «теремка».

Ход игры. Воспитатель подает детям детали детского конструктора. Дети берут по одной детали, проплывают до противоположного конца, ставят их на бортик, возвращаются обратно и рукой передают эстафету следующему участнику.

После того как команда выставит на противоположной стороне все детали, родители воспитанников по сигналу инструктора строят из них теремок.

Усложнение: плывут кролем

Повторение, периодичность игр зависит от их выполнения и освоения данных упражнений, а также от индивидуальных особенностей детей.

Каждое игровое упражнение в подготовительной группе имеет свое усложнение.

ноябрь

Закрепление навыков плавания имеющихся в игровом упражнении №1

декабрь

№2 «Дюймовочка»

Оборудование: плот; зонтик.

Ход игры. Инструктор читает детям загадку про Дюймовочку (автор М. Блинникова):

Родилась в цветке тюльпана.

Из окна украли прямо
И в болото утащили жабы две – они там жили.
Лист кувшинки мотыльки тянут за веревочку
По течению реки, чтоб спасти…
(Дюймовочку.) 

Затем инструктор  помогает участнику, держащему в руке зонтик (Дюймовочке), сесть на плот.

Усложнение: Задержание дыхания при нырянии с плота

январь

Закрепление навыков плавания имеющихся в игровом упражнении №2

февраль

№3 «Достань монетку»

Оборудование: золотые игрушечные монетки; один сундучок.

Ход игры. Инструктор говорит: «Лиса Алиса и кот Базилио спрятали под водой золотые монеты Буратино, на которые он хотел купить театр. Помогите Буратино достать их». Дети по очереди достают по 2 монетки со дна и складывают их в сундучок, который стоит на бортике.

Усложнение:  Плавание под водой брасом

Закрепление навыков плавания имеющихся в игровом упражнении №3

март

№4 «Капитан Врунгель»

Оборудование: материал для постройки яхты (основа из пенопласта, мачта, парус); ориентиры на воде.

Ход игры. Инструктор говорит детям: «Вы сегодня помощники капитана. Ваша задача – буксировать яхту!» Участники по сигналу инструктора плывут произвольным способом, толкая перед собой яхту до ориентира на противоположном бортике и обратно, затем передают эстафету следующему игроку.

Усложнение: работа ног кролем и брасом

Закрепление навыков плавания имеющихся в игровом упражнении №4

Апрель - май

Упражнение в плавании

Правила поведения на воде

  • Соблюдайте правила поведения на воде, даже если вы хорошо плаваете.
  • Не купайтесь в незнакомом месте, не зная рельефа дна и глубины водоема.
  • Не заплывайте за ограждение.
  • Избегайте водорослей и посторонних предметов в воде.
  • Не купайтесь «до посинения» и «до позеленения». Этим вы можете спровоцировать судороги.
  • Не подплывайте к катерам и пароходам. Вас может закрутить водоворот или вы попадете под винт.
  • Если случилась беда, надо знать, как себя вести.
  • Если вы упали в воду, а плавать не умеете, зовите на помощь и постарайтесь продержаться на поверхности как можно дольше, пока вас не спасут.
  • Шлепайте по воде руками, попеременно двигайте ногами.
  • Если вы запутались в водорослях, не барахтайтесь, иначе запутаетесь еще больше. Постарайтесь резко оттолкнуться обеими ногами. А если не получится, трите ногу о ногу, стараясь скатать водоросли. Не ныряйте, потому что водоросли могут опутать шею.
  • При судорогах в воде остановитесь, повернитесь на спину и постарайтесь лечь на воду. Потяните стопу на себя. После немного отдохните и плывите к берегу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия"

Игровые упражнения с детьмиПо кругам Луллия(для воспитателей детских садов)...

Особенности обучения плаванию младших дошкольников посредством игр и игровых упражнений на воде

Методы, применяемые для обучения плаванию младших дошкольников, используя игры и игровые упражнения на воде....

Методическая разработка «Игровые упражнения на суше для разминки перед занятиями по плаванию в младшей группе детского сада»

АннотацияРазминка является одной из главных составляющих для любых видов физической активности. Правильная подготовка организма к физической нагрузке предупреждает различного рода травмы, готовит серд...

Обучение детей плаванию в ДОУ посредством игр и игровых упражнений на воде

Средства и технологии применения игр в начальном обучении плаванию детей в ДОУ...