Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Стаднюк Ирина Викторовна

Представлен информационно-практико-ориентированный, творческий годовой проект по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стаднюк Ирина Викторовна

Проект "Развитие мелкой моторики у детей  3-4 лет"

        

        I Этап. Проблемно-целевой

        Каждое новое поколение детей не похоже на предыдущее. Современные дети предпочитают получать информацию визуально. Скачущее, нелингвистическое и зрительно отвлекающее телевидение и другие гаджеты  для них привлекательнее  чтения , слушания, манипулирования   предметами. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка   является развитие его рук, в частности мелкой моторики . В процессе работы мы сталкиваемся  с большим количеством детей с общей моторной недостаточностью. Дети не могут сконцентрироваться на чем-либо дольше нескольких секунд, задерживается речевое развитие.  Возникла необходимость совершенствовать моторику детей. Результатом стал проект.

«Развитие мелкой моторики у детей»

Тип проекта

По времени – долгосрочный

По деятельности – информационно-практико-ориентированный, творческий

По содержанию - интегративный

Групповой -  дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта - совершенствование координации движения пальцев и кистей рук,  общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и развитие речи.

Задачи проекта - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. Развивать тактильную чувствительность рук детей. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность  Сформировать элементарные специфические графические навыки.  Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к продуктивной деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата.

Образовательные области:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Ожидаемый результат:  Мелкая моторика усовершенствована, дети уверены в себе, усидчивы, умеют доводить начатое до конца, работать в коллективе, владеют различными приемами выражения своих задумок, используют различные материала по замыслу. Рисуют карандашами, красками, мелками, пластилином, кистью, пальчиками, губкой, штампуют. Лепят из пластилина, глины, соленого теста, дополняют и украшают работы бусинами, пайетками, природным материалом. Конструируют из строительных кирпичиков, конструкторов типа Lego, бумаги. Научились осторожному обращению с ножницами, клеем ПВА.

Знают пальчиковые игры и с радостью выполняют движения, повторяю слова за воспитателем. Большинство детей научилось правильно держать в руках столовые приборы, карандаш. Усовершенствованы навыки самообслуживания. Дети научилась застегивать пуговицы, замки, кнопки, завязывать шнурки. Охотно помогают друг другу. Наводят порядок в группе, моют кисточки, собирают оставшиеся детали, помогают организовать выставки. Научились бережному отношению к материалам.  Атмосфера в группе улучшилась, дети с готовностью откликаются на предложения воспитателя, проявляют инициативу в выборе деятельности. Родители оценили необходимость важность развития мелкой моторики, проявляют заинтересованность в развитии творческих и физических качеств ребенка, проводят время за совместным творчеством, принимают активное участие в деятельности ДОУ.

II Этап. Практический

Паутинка по проекту «Развитие мелкой моторики»

Физическое развитие

        Подвижные игры на развитие ходьбы, бега, лазания, прыжков, навыков метания.( В подвижных играх используем небольшие мячи, кегли, скакалки).

        Динамические паузы:  "Волчище"

 

У волчища - жёлтые глазищи. (Округлённые пальцы к глазам, как очки».)

У волчища – сильные лапищи. (Пальцы сжать в кулаки.)

У волчища – острые когтищи. («Цапки-царапки»)

У волчища страшные зубищи. (Показать «оскал».)

Волк прячется в тёмном урочище. (Присесть, руки над головой.)

-          Кого ты, волчище, ждёт ещё?

                                                                   Вас! Догоню, догоню всех сейчас! («Волк» догоняет, дети разбегаются.)

"Зайки на зарядке."

Скачут, скачут по лесочку   (Руки возле груди, словно лапки зайцев, прыжки на двух ногах.)

Зайцы, - серые клубочки. (Прыжки на двух ногах из стороны в стороны.)

Прыг-скок, прыг-скок, - (Прыжки на двух ногах вперёд-назад.)

Встал зайчонок на пенёк. (Встать прямо.)

Всех построил по порядку. (Приставные шаги.)

Стал показывать зарядку: (Руки – вперёд, вверх, вниз.)

«Раз! Шагаем все на месте! (Шаги на месте.)

Два! Руками машем вместе! (Прямыми руками перед собой – «ножницы».)

Три! Присели, дружно встали. (Соответственно.)

Все за ушком почесали. (Соответственно.)

На «четыре» - потянулись. (Вытянуть руки вверх, потянуться.)

Пять! Нагнулись и прогнулись. (Соответственно.)

Шесть! Все встали снова в ряд. (Выпрямиться.)

Зашагали, как отряд». (Шаги на месте.)

"Чок, чок, каблучок!"

Чок, чок, каблучок! (Потопать ногами.)

В танце кружится сверчок.   (Покружиться на месте.)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке (Правая рука водит воображаемый смычок.)

Это – бабочка летает. (Руками помахать, как крыльями.)

С муравьём она порхает. (Покружиться на месте.)

Приседает в реверансе, (Соответственно.)

И опять кружится в вальсе.   (Покружиться, вальсируя.)

Под весёлый гопачок

Лихо пляшет паучок.   (Движения гопака.)

Звонко хлопают ладошки. (Соответственно.)

Всё! Устали наши ножки! (Сесть на ковёр, руки и ноги раскинуты в стороны.)

        Игры малой подвижности («Покажите мне…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий), «Повтори за мной» (Дети повторяют движения воспитателя), «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих) , "Колечко", "Кто я?", "Угадай в какой руке"и др.

самомассаж кистей и пальцев рук, в том числе с использованием природных материалов (шишек, каштанов);

пальчиковые игры  «Весёлые пальчики» (Поскольку проект долгосрочный, пальчиковые игры используем по теме календарно-тематического планирования. Например: Тема "Животные". Пальчиковые игры- Белочка(Сидит Белка на тележке...), Тема "Ягоды" Пальчиковая игр "Ягоды" (Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять...)

Познавательное развитие

Дидактические игры "Наши пальчики как ножки дружно ходят по дорожке", "Швейная мастерская", "Собери по цвету", "Блоки Дьнеша". Игры с мелкими предметами : "Чудесный мешочек", "Угадай на ощупь",  выкладывание узоров мелкими камешками или бобами, нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн". Нанизывание бус, пуговиц на леску, работа с проволокой. Конструирование из счетных палочек, полосок. Игры с песком.

Разрешение проблемных ситуаций: "Грязные или чистые", "Игра и безопасность", "Поможем Вове" и др.

Экспериментирование "Что мнется", "Легкий - Тяжелый", "Уплывают корабли (тонет - не тонет), "Рассеянный художник", "Мыльные пузыри". Опыты и наблюдения в живой природе, проращивание семян, выращивание лука и др.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:  «В Кафе», "Мы построим летучий корабль", "Ваш билетик?" "Художники", "Парикмахерская", "Магазин", "Идем в театр", "Наш друг - Светофор", "Помогите, доктор!".

Беседы о себе, о своем теле, как быть здоровым, сильным, умелым.

Трудовая деятельность: учить наводить порядок в группе и развивающих уголках (убирать на место игрушки, пособия, ставить аккуратно стульчики к столам, ухаживать за комнатными растениями).

Речевое развитие

Развитие словаря, посредством введения новых слов

И. Токмакова "Десять птичек стайка", "Рыбка, где ты спишь?"

 «Ладушки» (Русские народные песенки)

Потешки, загадки

Чуковский К.И.  «Мойдодыр», "Муха Цокотуха"

Тувим Ю. «Овощи»

Е.Благинина "Улетают, улетели"

Г. Виеру "мамин портрет"

Я.Аким "Мужчина в доме"

Е. Раннева "Вдруг талант мой потерялся"

М. Карем "Как нарисовать человечка"

В. Берестов "Кисточка", "Непослушная кукла"

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация :  

"Город на Неве","Тучка ", Ракета","Валенки","Звездочка","Новогодняя ёлка".

Коллективные работы: "Наша ёлочка", "Такие разные папы", "Что мне маме подарить", "Лето!" ,"Бабочки", "Животные леса"(из шерстяных ниток)

Рисование: "Солнышко", "Ваза","Речка","Гриб","Осень", "Осенний пейзаж", "Курочка Ряба", "Ромашки для любимой мамы", "салют над городом".

Лепка: "Грустный зайка", "Любимые герои мультфильмов", «Овощи и фрукты на тарелочке», "Насекомые", "Дед Мороз","Зонтик", "Корзинка", "Шапка и шарф".

Конструирование из бумаги : "Театр зверей", "Рыбки",«Забавные человечки», «Домики».

Раскраски, штриховки ,работа с трафаретами , лепка с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха, камешков, ракушек и т.д; конструирование из мелких деталей, выкладывание узоров из мозаики   пуговиц , фасоли ,семян , и т.п.

Работа с бумагой: Обрывание бумаги разной плотности и фактуры, сминание пальцами комочков из бумаги; вырезание ножницами различных фигурок из старых журналов.

Театральная деятельность. Игры с персонажами пальчикового театра. , режиссерские игры. Творческие игры "Теремок", "Бременские музыканты", "Карнавал масок".

Танец:  «Поссорились-помирились», "Ягода-малинка"

 Формы взаимодействия с семьей, социальными партнерами, специалистами ДОУ

Индивидуальные  консультации для родителей.

Памятки и стендовая информация для родителей.

Изготовление с родителями книжек-малышек. Проведение выставок совместных творческих работ "Щедрая осень", "Ёлочка своими руками", "Новый наряд для куклы". Конкурсы: "Волшебная пуговица", "Лепим с папой и мамой".

Физкультурный досуг для детей «Мой веселый звонкий мяч»

Создание книги сказок "Вежливые сказки".

Режимные моменты

        Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, физкультминутки. Застегивание пуговиц, молний, крючков.

        Динамические паузы, физкультурные минутки, пальчиковые игры.

        Утренняя гимнастика с использованием лент, кубиков, карандашей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды 

Дидактические игры "Подбери пару", "Лото", "Чей хвост"и др. 

Палочки Кюизенера и альбом для выкладывания узоров из них. Мозаика различных размеров, конструктор Lego ( крупный и средний) , деревянный конструктор, мягкий конструктор, настольный конструктор ( строительные блоки), шнуровки , обводки,  штриховки, трафареты, домино, пазлы, разрезные картинки, вкладыши; Игры с прищепками, каштанами, бобами,  пуговицами; "Радужное рисование"; Тактильные дощечки. 

Тематические альбомы "Материалы", "Ткани","Такая разная бумага"

Бумага различной плотности, цвета и формы.

 карандаши, мелки, краски, кисти, клей ПВА, готовые геометрические формы для фантазийной аппликации.

Пальчиковые куклы, куклы Бибабо, настольный театр.

Костюмы для ряженья,  маски.

Наборы для сюжетно-ролевых игр.

III Этап. Итоговый

Создание фотоальбома " Мы умеем ..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...