Беседа «Понятие о правах и обязанностях».
план-конспект занятия (средняя группа)

Зазулина Ольга Николаевна

Данный материал можно использовать для беседы с детьми дошкольбного возраста на тему "Права ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prva_rebenka.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  «Понятие о правах и обязанностях».

Цель: Закрепление знаний детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).

ХОД беседы:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята, Хочу посоветоваться с вами. У папы Карло в каморке я нашел книгу, вот эту. Она, наверное,  очень интересная. В ней веселые истории написаны. Только я прочить ее не могу, ведь я променял Азбуку на цирковое представление. Теперь вот  не узнаю чего-то очень интересного.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино, да , проблема у тебя серьезная. Мы, конечно, тебе поможем. Но ты уж выучи Азбуку, чтобы самому научиться читать.  Давай, посмотрим, что у тебя за книга.

Буратино, в этой книге нет веселых историй, но она очень важная, потому что в ней описаны права маленьких граждан. Книга эта называется «Конвенция о правах ребенка».

Буратино: Права ребенка! Это очень интересно. Что такое права? Как они выглядят, где мне их взять? Их нужно заработать? Сколько они стоят?

Воспитатель: Буратино, не торопись. Если тебе интересно, то все по порядку.

-Ребята, как вы думаете, что такое права?

Дети: Права – это правила, по которым живут люди.

Воспитатель: Правильно, Каждый из нас является частью общества, а значит должен жить по определенным правилам.  Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, всем, всем,

Что ребёнок — тоже человек, только маленький совсем.

Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: Правильно. Все дети имеют право на жизнь  (демонстрация  картинки «Право на жизнь») У каждого из вас своя жизнь, и никто не может покушаться на нее. А кто подарил вам жизнь?

(Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, это ваши папы и мамы, которые вас любят, заботятся о вас, защищают ваши права.  Вы имеете право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы рождены для того, чтобы быть образованными гражданами своей страны.

Воспитатель : Каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. (демонстрация  картинки «Право на имя»)  

Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает картинку «Свидетельство и рождении»). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.

 Давайте поиграем в игру «Скажи имя ласково» (проводится игра в кругу, передается мягкая игрушка).

Воспитатель : Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание.  (картинка «Право на медицинскую помощь»): Когда вам плохо, вы заболеваете, к кому вы обращаетесь за помощью? (ответы детей). Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.

Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье:

«Здоровье дороже золота»

«Чистота — залог здоровья» 

«Здоровье, ни за какие деньги не купишь»

«В здоровом теле — здоровый дух»

Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицинский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью.

 Как, подскажите?

Дети: заниматься спортом, правильно питаться, закаляться и др.

 

Игра «Чистюли»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Дети отвечают на вопрос: какие предметы нужны, чтобы ваши волосы, руки и лицо были чистыми.

Физкультминутка

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Ребенок имеет право на образование. ( картинка «Право на образование)  Каждый ребенок имеет право учиться в школе, писать, читать. Книги помогают вам развивать свое мышление, сообразительность, фантазию, а главное, хорошо учиться.

Буратино:  Это значит, что я сам не воспользовался своим правом на образование и теперь останусь неучем.

Воспитатель: Да, Буратино, ты не воспользовался своим правом на получение образования, но ты не расстраивайся, у тебя еще есть время пойти в школу и многому научиться.

Воспитатель: Ребенок имеет право на отдых и досуг. (картинка «Право на отдых») Каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам. Скажите ребята, какие кружки вы посещаете после детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия. (показ картинки «Право на защиту от насилия») Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.

Буратино: Значит, Карабас-Барабас не имел права заставлять постоянно моих друзей работать, лишать отдыха.?

Воспитатель: Ты все правильно  понял. Каждый ребенок имеет право на от отдых и уважение, на защиту от насилия. Взрослые должны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушаться своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости. Только добрые отношения в семье делают людей счастливыми. Народная мудрость гласит:

Пословицы:

Кто живет ладно, у того все складно

Вся семья вместе – так и душа на месте

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали много важного из книги «Конвенция «О правах ребенка»., которую принес Буратино. Когда люди знают и выполняют свои права и обязанности, жизнь становится веселей и добрей.

Что вы запомнили о своих правах и обязанностях?

Воспитатель: В следующий раз мы познакомимся с другой важной информацией. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте о своих обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Мои права" (дошкольникам о правах и обязанностях)

Сценарий викторины "Мои права" посвящен знакомству детей старшего дошкольного возраста с основными правами (на неприкосновенность жилища, на здоровье, на жизнь, на безопасность и др.)....

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»

Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о  правах и обязанностях представленных  в основном документе  о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...

Конспект родительского собрание "Права и обязанности ребенка - обязанности родителей"

Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей....