Современные педагогические образовательные технологии в ДОУ
статья

Бекасова Анастасия Юрьевна

Развитие современного общества диктует особые условия организации современного дошкольного образования, активное внедрение и использование инноваций, новых технологий и методов работы с детьми в дошкольных образованиях. Современные педагогические технологии в детском саду направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические образовательные технологии в детском саду

     Развитие современного общества диктует особые условия организации современного дошкольного образования, активное внедрение и использование инноваций, новых технологий и методов работы с детьми в дошкольных образованиях.

     Современные педагогические технологии в детском саду направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

     В своей работе я применяю следующие современные образовательные технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии;
  • Технологии исследовательской деятельности;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Технология проектной деятельности;
  • Технология ТРИЗ.

Здоровьесберегающие технологии

     В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья детей является приоритетной в моей работе.

     В нашей группе разработана и успешно реализуется мини-программа по сохранению и укреплению здоровья детей «Расти здоровым!». Основными моментами в ней являются:

- соблюдение режима дня, соответствующего возрастным особенностям детей (питьевой режим, прогулка, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная, совместная деятельность);

- утренняя гимнастика (время проведения, правильный подбор комплексов упражнений);

- ежедневные прогулки (соблюдение продолжительности и температурного режима, подвижные игры на свежем воздухе);

- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (соблюдение продолжительности, нагрузки с учетом возраста детей, наличие специальной спортивной одежды);

- включение в план воспитательно -образовательной работы мероприятий, направленных на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;    

- соблюдение личной гигиены (мытье рук, использование индивидуальных расчесок, соблюдение чистоты одежды);

- соблюдение санитарно-гигиенических требований (уборка групповой комнаты, проветривание, соблюдение температурного режима группы, соответствие мебели росту детей, освещение);

- смена видов деятельности детей во время проведения непосредственно-образовательной деятельности;

- учет индивидуальных особенностей развития детей;

- удовлетворение потребности детей в двигательной активности;

- создание благоприятной психологической атмосферы в группе на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду;

- использование материалов и оборудования соответствующих требованиям безопасности;

- взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, информационные буклеты, оформление стендов);

     Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий в моей группе дает свои результаты. Уже сейчас дети понимают важность сохранения собственного здоровья, соблюдают правила личной гигиены, стараются придерживаться правильного режима дня в детском саду и дома, знают основы правильного питания. 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

     Информационно – коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования, которые предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. 

     Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развивать детей, усилить творческую составляющую учебного процесса, способствует повышению качества образовательного процесса.

     В своей практике я использую ИКТ для:

- оформления групповой документации;

- оформления группы (списки детей, стенды для родителей);

- подбора познавательного и иллюстративного материала для образовательной деятельности с детьми;

- создания презентаций для работы с детьми, родительских собраний, педагогических советов;

- создания обучающих игр для детей;

- ознакомления с опытом работы других педагогов;

- повышения уровня личной компетентности в вопросах воспитания и образования детей (самообразование);

- изучения документации, нормативной правовой базы;

 Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, повышается качество наглядности и ее содержательное наполнение, появляется возможность для концентрации больших объемов материала из разных источников, представленных в разных формах, соответствующих потребностям детей и особенностям образовательной программы.

  Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности, что на данном этапе затруднительно для меня из-за отсутствия в группе необходимого оборудования.  

Личностно-ориентированные технологии

   Личностно-ориентированная технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Данная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтения);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке, слушаю детей внимательно;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.

    Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;

- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривание рисунка на футболке);  

- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;

-если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагаю детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном          воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных   переживаний.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Технологии исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации - формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления. В системе дошкольного образования исследовательская деятельность часто связана с проведением опытов, экспериментов.

В своей педагогической практике использую следующие методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения, опыты (экспериментирование), классификация (например, виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.), сравнение, анализ.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на такие вопросы как: Как я это делаю? зачем я это делаю? Что хочу узнать?

Результатом исследовательской деятельности является приобретенный опыт видения предметов и явлений. У ребенка развивается внимание, зрительная и слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.

В процессе экспериментирования на различных его этапах мною используются следующие приемы:

  • демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности;
  • лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.);
  • реальные и виртуальные путешествия (например, по карте, по реке времени и пр.);
  • дидактические игры;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия и пр.

В нашей группе имеется следующее оборудование для исследовательской деятельности: прозрачные и непрозрачные емкости, мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, пластиковые контейнеры, рулетка, линейка, цветные прозрачные стеклышки, лупы, зеркала, магниты.

В ходе педагогической деятельности были проведены следующие опыты:

Опыт «Льдинка»

Цель: выявить причины таяния льда.

Материал: формочка для льда, вода, кубики льда, рукавички.

Ход занятияНалить воду в формочку для льда, заморозить ее в холодильнике. Двум детям (один в рукавичках, другой нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить у кого быстрее растает лед: кто держал его в рукавичках или в голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

ВыводЛед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют руки и лед.

Опыт «Пузырьки воздуха»

Цель: выявить, что легче – воздух или жидкость.

Оборудование: бутылка, таз с водой.

Ход занятия: Опустить пустую бутылку в таз с водой. Из нее выходят пузырьки. Объяснить, что это пузырьки воздуха.

Вывод: Пустая бутылка, оказывается, только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Когда ее опускают в воду, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче жидкости.

Изучив ФГОС дошкольного образования, где указываются требования к различным способам сбора и обработки информации дошкольниками, и проанализировав свою деятельность, можно сказать, что использование в нашей работе технологии исследовательской деятельности позволит обеспечить преемственность образовательных программ дошкольного образования.  Исследовательская деятельность дошкольников способствует формированию у них навыков анализа, синтеза и обобщения, обогащает речь детей сложноподчиненными предложениями, что в будущем поможет им легко обучаться в школе, формирует у них навыки учебного труда.

Игровые технологии

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дошкольном образовании детей. В основе этой технологии лежит педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

Наиболее близки и чаще используемы мной следующие виды игр с воспитанниками в условиях детского сады- игры творческие, в частности игры-драматизации, строительные игры, сюжетно-ролевые; подвижные игры (физкультминутки, пальчиковые игры и др.), дидактические, в зависимости от игровой среды (без предметов, с предметами, настольные, уличные и др.)

Организуя игру, я рассматриваю каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», в играх, организуемых мною нет элементов, связанных с риском для здоровья детей; не допускаю унижение достоинства детей, игра соответствуют возрасту и особенностям детей, используемые в игре атрибуты гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра создает эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Игру начинаю со вступления, которое связано с темой занятия или игровой ситуацией. Лучшим вариантом считаю объяснение по ходу игры и организации ее участников.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать не только тех детей, которые участвуют, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог, или дети. Например, педагог объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным детям, что нужно делать.

Технологии ТРИЗ

Основной целью использования данной технологии в рамках дошкольного учреждения является с одной стороны развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне и творческого воображения.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

В своей работе я использую следующие методы ТРИЗ:

  • Метод мозгового штурма.

 Темами данного метода были - Как уберечь продукты от мышей? Как не намокнуть под дождем? Чем можно рисовать на асфальте? Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, бабочке, котенку и т.п.

  • Метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту, находящемуся в фокусе, в центре внимания, "примеряются" свойства и характеристики других объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень непредсказуемыми, но именно это и вызывает интерес.

Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.

  • Работа со сказками

Особый этап работы педагога – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Мышку –норушку, Мойдодыра и Колобка злой волшебник превратил… Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. 

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

Технология проектной деятельности

Уникальным средством обеспечения взаимодействия, совместного творчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, возможность проявить себя. Так же дети учатся самостоятельно ставить цели и искать пути их решения, знакомятся с различными точками зрения, имеют возможность высказать и обосновать свое мнение.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Мне в своей педагогической практике так же удалось разработать и реализовать в своей группе несколько проектов.

В этом году был реализован проект «Театр и дети». Были определены цели и задачи проекта, сроки и мероприятия по его реализации, прогнозируемые результаты. Участниками проекта стали дети и воспитатели разных возрастных групп. В частности, были задействованы деты из ГКП, средней и старшей групп. Цели данного проекта были успешно реализованы и его результаты были продемонстрированы перед воспитанниками остальных групп.

С детьми в группе был реализован краткосрочный проект «Символ года 2019». Поскольку символ года 2019 является свинья, основной целью проекта стало изображение свиньи (поросенка) в разных техниках детского творчества, в том числе с использованием нестандартных приемов. Так, символ года был представлен в аппликации, нарисован круглыми кистями, в формате работы внутри шаблона, а также с использованием разноцветного песка, специально разработанного для детского творчества.

Так же в этом году в рамках «Недели безопасности» в группе был проведен ряд мероприятий, направленных на формирование у детей основ безопасного поведения на улице и дома: беседы, образовательная деятельность, совместно с инструктором по физической культуре прошло мероприятие «Изучай и уважай правила движения».

Метод проектов сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией. Я, по моему мнению, еще не имею достаточного количества практических навыков и умений в вопросе организации проектной деятельности. Поэтому мне еще предстоит большая работа по повышению уровня знаний в этой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум может быть интересен для методистов и старших воспитателей детских садов....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МУЛЬТСТУДИЯ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Анимация – один из любимых жанров у детей. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, та...

Использование современных педагогических образовательных технологий

Педагогическая технология - это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальну...