«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»
учебно-методический материал

Вольвака Елена Викторовна

Семинар-практикум может быть интересен для методистов и старших воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_poznavatelnoe_razvitie.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»

Семинар-практикум для педагогов

«Использование современных педагогических образовательных технологий

 в познавательном развитии дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель

Вольвака Е.В.

х. Ведерников

2022 год

Цель:

содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности

участников, развитию навыков четкого изложения своих мыслей, умению

моделировать ситуацию.

Задачи:

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных

положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации ФГОС.

Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС.

Форма проведения: круглый стол.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Чтобы психологически настроится на нашу работу, проведем

с вами упражнение «Ассоциация».

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог –это цвет, то какой?

Если педагог –это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог –это настроение, то какое?

Если представить, что педагог –        это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если педагог –это вид спорта, то какой?

Если педагог –это цветок, то это...

Если педагог –это драгоценный камень, то какой?

Если педагог –игра, то какая?

Если педагог –это планета?

"Не дай Вам Бог жить во время перемен"-гласит китайская мудрость.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время -это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени"? Для начала назовите три наиболее подходящие на ваш взгляд характеристики современного поколения детей (ответы педагогов).

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС». Давайте вспомним основные положения стандарта.

Деловая игра «Знатоки ФГОС»

Задание№1

Перед началом игры воспитатель предлагает каждому участнику (или группе участников) оторвать один лепесток ромашки с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную.

ВОПРОСЫ:

1.Что представляет собой ФГОС ДО?

Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

2.Какие три группы требований включает в себя ФГОС?

требования к структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

3. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

5. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

6. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками образовательных отношений:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

7. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в

организации.

8.К какой образовательной области относится развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9.К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10.К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

11. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

Чтобы приступить к следующему вопросу нам необходимо вспомнить содержание образовательной области «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о

планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и

народов мира.

Задание №2. В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы –это целевые ориентиры. Рассмотрим целевые ориентиры, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с ОО «Познавательное развитие».

В этом нам поможет Аукцион педагогических идей.

Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

Целевые ориентиры

Условия

-проявляет любознательность;

- задает вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуется причинно-следственными связями;

- пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире…;

- способен к принятию собственных решений.

Технологии:

ТРИЗ,

поисково-практическая деятельность,

метод проектов,…

Игровые проблемные ситуации, наблюдения, …

Развивающая среда:

-экологическая тропа, уголок экспериментирования, …

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Еѐ задача состоит в достижении нового качества –качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентации.

Участники делятся на три группы «воспитанники», «педагоги», «эксперты»

Первый вопрос для обсуждения:

Когда дошкольнику не интересно заниматься?

Когда педагогу не интересно заниматься с дошкольниками?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе «экспертов», которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

 Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».

 В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии

2. Технологии проектной деятельности

3. Технологии исследовательской деятельности

4. Информационно-коммуникационные технологии

5. Личностно ориентированные технологии

6. Технология портфолио

7. Социоигровые технологии

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧА

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЗАДАЧА

  1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Работа в группах, парах

2. Беседы, дискуссии

3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧА

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;

2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

● Исследовательский характер

● Легкость для самостоятельных занятий детей

● Развитие широкого спектра навыков и представлений

● Возрастное соответствие

● Занимательность.

Классификация программ:

● Развитие воображения, мышления, памяти

● Говорящие словари иностранных языков

● Простейшие графические редакторы

● Игры-путешествия

● Обучение чтению, математике

● Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

● Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

● Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

● Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

● В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

● Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

- Недостаточная методическая подготовленность педагога

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- Бесплановость, случайность применения ИКТ

- Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Игры, спортивные досуги, НОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

ЗАДАЧИ

1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности

2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения

3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия

4. Решение задач «социального» закаливания

5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться

2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры

3. Сказкотерапия

4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

5. Тренинги, самопрезентации.

 Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно работать, а воспитаннику интересно заниматься, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?(какие?Докажите!)

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения. Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Современные требования предъявляют свои требования к педагогам: поиск новых форм, методов, технологий. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Какие педагогические технологии применяете лично вы в своей деятельности?(ответы педагогов)

Деловая игра «Что может помешать мне, реализовать стандарт»

Рефлексия.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: «Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля –это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?»

Давайте посмотрим на проблему введения ФГОС как бы со стороны, как будто вы держите ее на ладошке (музыкальное сопровождение: музыка вселенной).

Участники поочерѐдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своѐ личностное отношение к ней.

Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»ответов. Главное –движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?(Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное –не навредить!»

Применение разнообразных современных образовательных педагогических технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников, которую я прослеживаю при проведении мониторинга.

По – моему мнению, творцом любой технологии, даже если она заимствована, является педагог, т. к. создание технологии невозможно без творческой мысли. В связи с этим у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование. Т. о., применение современных педагогических технологий в образовательном процессе актуально, современно и эффективно. У ребенка появляется возможность экспериментировать (исследовать), анализировать и синтезировать полученные знания, а так же развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.

Подведение итогов.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования; определили педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития детей дошкольного возраста. 
Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора. 
-Давайте обсудим Ваше впечатление. 

-Предлагаю закончить мероприятие выдвижением идей для совершенствования работы по образовательной области «Познавательное развитие». 

Проект решения:

1.Активизировать работу в дошкольном учреждении по организации образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями.

2.Рекомендовать воспитателям продолжать внедрять современные образовательные технологии в образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.

https://zhurnalpedagog.ru/servisy/meropriyatiya/faily_ishodniki/1835.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены ...

Цифровизация в детском саду. Использование современного интерактивного оборудования в познавательном развитии дошкольника.

 Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании ут...