Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»
материал (старшая группа)

Гиршвельд Ольга Николаевна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Блоки Дьенеша универсальный материал для развития логического мышления дошкольников. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования приемов анализа. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx455.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Добромысловская СОШ – филиал детский сад «Лукоморье»

 

«Использование игровой педагогической технологии

  в   познавательном  развитии  дошкольников

 логические блоки Дьенеша»

        

Разработчик:

Гиршвельд О.Н.

2021-2022гг

Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Блоки Дьенеша универсальный материал для развития логического мышления дошкольников. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования приемов анализа. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Время проведения: 2021-2022 учебный год.

Цель:  Активное изучение и внедрение в практику игровую педагогическую технологию логические  блоки Дьенеша для развития у детей разновозрастной старшей группы  познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать  методическую литературу по теме самообразования.
  • Разработать и изготовить демонстрационный и раздаточный материал по теме. Разработать и изготовить игры и задания для использования на занятиях и в свободной деятельности.
  • Развивать у детей образное и логическое мышление, умение сравнивать и обобщать. Приобщать к предмету математике в игровой, занимательной форме.
  • Развивать интерес родителей к совместной игровой деятельности с ребенком.
  • Формировать представления родителей о блоках Дьенеша, умение самостоятельно использовать блоки в игре с ребенком.
  • Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей в совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Провести анализ проделанной работы.

Принципы организации:

  • Принцип системности и регулярности проведения игр с блоками.
  • Принцип наглядности  и доступности подаваемого материала для детей и родителей.
  • Принцип подачи материала от «простого к сложному».
  • Принцип преемственности  - игры с детьми разного возраста в течение года усложняются.
  • Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

Методы работы:

  • Наглядные;
  • Словесные;
  • Практические;
  • Игровые.

Форма работы:  Совместная деятельность детей и родителей.

К концу курса родители могут: использовать данную игровую технологию в совместной образовательной деятельности с детьми для развития познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления

К концу курса дети могут:

  • Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • При поддержке взрослого составлять группы из однородных  предметов и выделять один предмет из группы;
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
  • Определять количественное соотношение двух  групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же;
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и  круглую форму;
  • Понимать смысл обозначений : вверху - внизу; впереди- сзади; слева- справа; на, над- под; верхняя- нижняя;
  • Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.

Литература по теме:

  • Дьяченко О. М. « Дети в школу собирайтесь» М. Просвещение 1996г.
  • Носова Е. Л.,Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» М. Просвещение 1997г.
  • Финкельштейн. Б Л., Латунина. Л. А. « Праздник в стране блоков».
  • Лелявина. Н.О. « Давайте вместе поиграем».
  • Столяр А. А. «Давайте поиграем» М. Просвещение. 1996г.

Интернет-ресурсы:

Картотека игр на сайте: https://nsportal.ru 

ЭТАПЫ

I организационный

Методическое сопровождение

1. Изучение периодической печати по теме. Изучение методической литературы. Изучение  опыта работы в социальных сетях работников образования.

2. Проведение диагностики.

3.Составление картотеки игр, направленных  на развитие сенсорных способностей ребенка с применением блоков Дьенеша.

Развивающая среда

1.Приобретение игрового и наглядного материала по технологии Дьенеша.

2. Разработка и изготовление игр и заданий для использования  их на занятиях и в свободной деятельности детей.

3. Оформление наглядного материала для родителей

Работа с родителями

1.Анкетирование  «Что вы знаете о сенсорном развитии ребёнка»

2. Родительский практикум  «Педагогическая

лаборатория для родителей»

3. Курс для родителей на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ

http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8

II- внедренческий

Методическое сопровождение

1.Составление перспективного  плана

2.Разработка конспектов НОД.

3.Создание картотеки с играми Дьенеша  на летний период

4. Создание электронного курса для родителей на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ

http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8 

Работа с воспитанниками

1.Проведение дидактических игр согласно составленному перспективному плану.

2. Индивидуальная работа с воспитанниками

3. Продолжать знакомить детей с правилами и приемами игры в блоки.

4.Проведение занятий с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера.

Работа с родителями

1. Подготовка и оформление демонстрационного материала. 2.Проведение мастер – класса  «Блоки Дьенеша»

3. Игровые задания для сенсорного развития в домашних условиях

4. Привлечение родителей к участию на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ. «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры с логическими блоками Дьенеша»

http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8

III- заключительный

Работа с воспитанниками

Диагностика

Методическое сопровождение

Обобщение опыта в ДОУ, РМО, публикация статьи: Представление опыта работы: оформление презентации, проведение открытого занятия , мастер класс по теме

« Блоки Дьенеша»

Ожидаемые результаты.

Дети

Педагоги

Родители

Ресурсное

обеспечение

Повышение                уровня                                                           сформированности таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое (умения анализа, абстрагирования, сравнения,

классификации, обобщения, кодирования –  декодирования)

Повышение теоретического уровня и профессионализма.

Заинтересованность проблемой развития логического

мышления

Пополнение

предметно

Развитие речевых навыков (умения рассуждать, доказывать); Подготовленность

мышления дошкольников к усвоению математики

Самореализация,                  

личностный и профессиональный рост.

Расширение наглядно        –

дидактического материала (изготовление новых схем и карточек с заданиями).

Развитие интеллектуальных возможностей детей.

Внедрение форм работы с

логическими

блоками Дьенеша по развитию логического

мышления

дошкольников.

Перспективный план работы с родителями

по теме:  «Использование в работе блоков Дьенеша

с детьми разновозрастной группы»

2021-2022гг.

Период

Работа с родителями

Задачи

Сентябрь

Опрос  родителей с целью выявления знаний о современных развивающих играх и упражнениях.

Анкета для родителей «Как и во что, играют Ваши дети».

  1. Заинтересовать родителей в развитии логического мышления у детей.  Дать представление о разнообразии логических игр. Дать рекомендации по использованию игр в домашних условиях.

Октябрь

  1. Наглядная информация  для родителей «Волшебные логики»
  2. Папка – передвижка:

«Игра, как средство воспитания дошкольников»

Родительский практикум. «Мастер- класс  по использованию ЛБД»

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах развитии детей.

Ноябрь

Консультация: « Возрастные особенности детей дошкольного возраста в игровой деятельности», «Как развивать  память у детей с помощью блоков Дьенеша».

Памятка «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование единого подхода к развитию памяти  детей в детском саду и дома.

Декабрь

Беседа «Развитие познавательных процессов детей младшего и старшего дошкольного возраста».

Изготовление с детьми и родителями наглядного материала для игр с ЛБД

Консультация «Игры с логическими блоками Дьенеша для детей и родителей».

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Поддержать и развивать воображения ребенка, фантазии и творческого потенциала.

Январь

Родительский практикум «Играем с логическими блоками Дьенеша ».

Беседа с родителями «Игра - дело серьезное».

На примере игр с ЛБД продемонстрировать уникальные педагогические возможности логических блоков Дьенеша

Февраль

Подборка игр для детей и их родителей «Играем вместе».

Фото - выставка: «Мы играем дома».

Привлечение родителей к работе детского сада. Поддержать и развивать воображения ребенка, фантазии и творческого потенциала.

Март

Опрос родителей  «Блоки Дьенеша и их влияние на развитие вашего ребенка».

Повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических способностей. Выявление знаний детей и педагогической просвещенности родителей.

Апрель

Создание ЛЕПБУКОВ по теме ЛБД

Привлечение родителей к работе детского сада.

Май

  1. Итоговое  родительское собрание «Наши успехи и неудачи…»

Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год, пожелания на летний период для родителей.

Календарно-тематическое планирование курса на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ. http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8

«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры с логическими блоками Дьенеша»

№ Занятия

 Тема/цель

Месяц

 

I блок. ВНИМАНИЕ

 

1

Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»
Цель: Познакомить родителей с блоками.

 

сентябрь

2

Игра «Бусы для мамы» Цель:   Развитие умение детей  находить  нужную форму и продолжить  ряд.

3

Игра «На лугу» 
Цель: Продолжать знакомить детей с логическими блоками. Классифицировать блоки по цвету.  

Октябрь

4

Игра « Строители дорог» 
Цель: Развитие умений  детей  находить закономерности в ряду и продолжить этот ряд. Анализировать и сравнивать предметы по одному – трем свойствам.

ноябрь

5

Подвижная игра «Найди, где спрятано»  
Цель: Формирование умение ребенка ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

декабрь

 

II блок. ПАМЯТЬ

 

6

Игра «Чудесный мешочек» 
Цель: Развитие умение ребенка находить геометрические фигуры по размеру, узнавать форму. 

 

январь

7

Игра «Что изменилось» 
Цель: Развитие умение ребенка замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. 

8

Игра «Кто потерялся»

Цель: Развитие умения  ребенка замечать недостающий предмет.

 

февраль

9

Подвижная игра «Цветные автомобили» 
Цель: Развитие у детей внимания, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу.

 

III блок. МЫШЛЕНИЕ

 

10

Игра «Рассели жильцов» 
Цель: Формирование  умений у детей  классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. 

 

март

11

Игра «Дружат – не дружат…» 
Цель: Замечать закономерности в ряду фигур. Находить блоки схожие  по одному или нескольким признакам.

12

Игра « Тарелка с конфетами» 
Цель: Анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. 

апрель

Занятия по курсу смотреть в  приложени

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1

СЛАЙД-1.     Сегодня я познакомлю  Вас  с  игровой педагогической  технологией  интенсивного  развития  интеллектуальных  способностей детей в ДОУ,  Это  технология  развивающегося  обучения «Блоки  Дьенеша».

Почему  именно  эту  технологию  начала  использовать в  нашем  детском  саду?

  1. Введение  ФГОС ДО, который  предусматривает реализацию одного из важных принципов данного документа - принцип поддержки разнообразия детства, исключающий единообразие.
  2. Основной  вид  деятельности  дошкольников  -  это игра.  Именно  в  игре  можно  с  помощью  данной  технологий  развивать  у  дошкольников не  только  интеллектуальные  способности,  но  и  творческие,  коммуникативные  (умение  работать  в  паре,  подгруппой,  коллективно),  речевые  (дети проговаривают признаки, свойства предметов).

СЛАЙД-2. Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

СЛАЙД-3.  Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.  Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать  вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия  для  всех  возрастных  групп. Альбомов очень много на каждую возрастную группу, начиная от года и до 10лет.

СЛАЙД- 4. Как начать работать? Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ребенком набор и дать ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в руках.      В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Затем детям предлагаются самые простые игровые задания.

  1. Выделить все блоки по какому-то одному из признаков (цвету, форме, размеру).    Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету.
    Найдите такие же фигуры как эта  по  форме.                                                    

      Найдите не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, по размеру).

  1. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме,  форме и размеру).                  Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру).                                                                                    

Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера).                                                                                    

 Выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и.т.д.         Далее предлагаются более сложные варианты  игры.

СЛАЙД- 5.    Затем предлагаются игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках.  Тогда  ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код.  Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: “…это красная, большая, круглая, широкая фигура.  Я вам  предлагаю  посмотреть возможности  использования  блоков Дьенеша в  разных  видах  детской  деятельности. Их  можно  использовать   во  всех  возрастных  группах.  Возможности  их  применения  огромные,  но  я  нахожусь  пока  на  первом  этапе  внедрения  новой для меня технологии Блоков Дьенеша:  изучение,  подбор  игр  и упражнений  для  каждого  возрастного  периода.  

Что  у  деток уже  получилось:

  • Воспитанники от занятия к занятию стали более усидчивыми, более  самостоятельными при выполнении практических действий.
  • У многих детей, повысилась концентрация внимания
  • Есть дети, которые в проблемных ситуациях  научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение

Беседуя  с детьми и родителями  выявлено, что работа по развитию логического мышления с использованием занимательного развивающего материала стало вестись во многих семьях, что составило (40% от общего кол-ва детей).

СЛАЙД- 6.  Что ожидаю от применения новой  конкретно для  меня игровой технологии логические блоки Дьенеша, это - усвоение детьми приёмов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определённой последовательности некоторых событий. Выработка устойчивого интереса к развивающим играм. Повышение степени активности совместной деятельности. Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. Обогащение предметно-пространственной среды в группе. Повышение педагогической культуры родителей.

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ

№2. Тема: «Играем с логическими блоками Дьенеша »

Цель. Ознакомление родителей с правилами игры в   Блоки  Дьенеша.

  Добрый день уважаемые родители! Я рада, что у Вас появились вопросы по теме нашего курса, и Вы нашли время решить эти вопросы вместе с нами.

Сегодня, мы  с  Вами   продолжим  играть  с  блоками  Дьенеша.  Мы уже говорили, что эти игры можно использовать  на занятиях и в свободной игровой деятельности ребенка. Это  пособие поможет  дошкольникам в игровой  форме познакомиться с основами математики.                                                                 Так как вы уже немножко знакомы с данным материалом  с предыдущих  наших встреч  предлагаю Вам вернуться  к вопросам, которые возникли у Вас при игре с детьми (вопросы задают родители).

Воспитатели отвечают на вопросы, сопровождают действием с блоками.

А сейчас мы с Вами закрепим на практике разрешенные  вопрос,  превратимся в детей и поиграем. Согласны? Помните, что начинаем мы нашу игру всегда от простого, к сложному.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по форме; по цвету; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такой же, как этот по форме и цвету, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигуры у зайца? », «Какие фигурки у Мишки? » и т. д.

7. Можно усложнить игру и использовать  с карточки-подсказки (схемы). Ира «Бусы для мамы».

8. Можно использовать  уже готовые альбомы с картинками с сопровождающими стихами, а так же другой печатный материал.

Скажите, пожалуйста, в какие бы Вы игры поиграли со своим ребенком уже сегодня после нашей встречи, учитывая возрастные особенности вашего ребенка? (рассуждения родителей)

Как вы думаете, в каких ещё играх можно использовать логические блоки? (рассуждения родителей). 

Да, вариантов игр с блоками Дьенеша, очень много. Пробуйте, играйте вместе с детьми.  Усложняйте, упрощайте задания, дайте возможность ребенку самому придумывать  задания.

Уважаемые родители, как бы Вы  оценили нашу встречу? Что нового Вы для себя узнали, что Вам наиболее было интересно? Может у Вас появились вопросы по оду нашего мероприятия?

Спасибо Вам, родители, за Ваше активное участие на нашей встрече.

Успехов Вам и Вашим детям!

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 слайд

 Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию  логическую игру с блоками Дьениша  «В царстве блоков». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Для игры мне потребуется три человека.

2 слайд

Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник).

3 слайд

У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники).

4 слайд

И вот однажды…» 

Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами. Грибов было видимо- невидимо. Они растерялись. Какие же из грибов съедобные, а какие несъедобные.

В играх с блоками Дьенеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств представленные в дидактическом наборе .

 5 слайд

Я каждому раздам карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы ( это съедобные грибы). А вы отгадайте эти фигуры».

6 слайд

затем детям задают вопросы которые позволяют узнать какие фигуры (грибы) они выбрали. И так же мы проверим правильно ли выполнено задание.

  • 1 Какие фигуры выбрали
  • 2 Почему именно эти фигуры выбрали
  • 3 Какой формы грибы
  • 4 Каким цветом грибы
  • 7 слайд

А теперь давайте проверим, как справилось с заданием желтое  царство. Какие грибы были выбраны.

8 слайд.

Теперь проверим жителей синего царства, какие грибы они выбрали

9 слайд

Так же проверим красное царство

ПРИЛОЖЕНИЕ

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи.

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  • как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.

Так, попробуем обобщить всё выше сказанное. Какова же роль использования логических блоков Дьеныша в математическом развитии дошкольников? Мы пришли к выводу, что использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей:

1.  Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.  Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3.  Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4.  Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5.  Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

6.  Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.  Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Как и во что, играют Ваши дети».

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.

Это поможет нам правильно планировать, развивать и разнообразить игровую деятельность ваших детей.

1.Что предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время?

  • смотреть телевизор
  • гулять на улице
  • играть с игрушками
  • играть в компьютерные игры
  • свой вариант___________________________________________________


2.Есть ли у Вашего ребенка любимая игра?

  • Да  (какая)____________________________________
  • Нет
  • Не знаю

3.В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?

  • Настольно – печатные
  • Подвижные
  • Сюжетно-ролевые
  • Дидактические
  • Театрализованные

5.Играете ли Вы с ребенком дома?

  • Да
  • Нет
  • Иногда
  • Ребенок самостоятельно организует игры

6.Назовите последнюю игру, в которую Вы играли всей семьей

_____________________________________________________

7.Считаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

8.Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение последних 6 месяцев?

  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.)
  • развивающие игрушки
  • свой вариант_____________________________________________

9. Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку:

  • цена
  • возрастные рекомендации
  • наличие развивающей функции
  • желание ребенка
  • свой вариант_______________________________________

10.Какие эмоции испытывает ребенок от совместной игры с родителями?

  • Положительные
  • Отрицательные
  • Не знаю, не играем в совместные игры
  • Свой вариант ___________________________

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ


СЛАЙД 1.  Добрый день!                                                        

Игр с Б.Д много, но нам  хотелось бы остановиться на интересной игре, в которую с удовольствием играют наши воспитанники.  В нее можно начинать играть с детьми более раннего дошкольного возраста от простых заданий переходить к   более сложным.  В эту игру можно играть не только в детском саду, но и дома в семье.  Родители  могут купить блоки, а могут изготовить из толстого картона плоскостные фигуры  своими руками и придумывать задания.

СЛАЙД 2.   1. Для детей младшего возраста достаточно приготовить круги  по цвету блоков и предложить разложить фигуры по цвету. 

2. Можно из листа бумаги вырезать  два квадрата разного размера и предложить  разложить фигуры по размеру.

3. В третьем варианте игры можно попросить детей  разложить фигуры по форме. Можно взять только одну форму, в дальнейшем две формы, а затем и три все зависит от возраста и индивидуальных способностей каждого ребенка.

СЛАЙД 3.    Для детей 4-5лет игры немножко усложняются, играем с   обручами разного цвета  и с помощью карточек – схем (подсказок) предлагаем ребенку  решить задачку. Дети проговаривают какая подсказка находится в обруче, находят нужную фигуру.

 СЛАЙД 4.    Для детей  старшего возраста задания усложняются, добавляется третье свойство , информация кодируется с помощью карточек –схем.

СЛАЙД 5. В подготовительной группе можно усложнить игру, одновременно наложив обручи друг на друга, чтобы обручи пересекались  и  образовали 8областей. Каждая область будет обозначать своё определенное свойство. Можно использовать карточки-схемы.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам следовать пословице: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю».  Для того чтобы научить детей правильно играть в игры с блоками, нужно самим научиться играть. Я приглашаю вас поиграть в игру с блоками. Мне нужны три человека, но можете взять себе по одному помошнику

СЛАЙД 6. Мы с Вами сегодня приехали на конфетную фабрику и наша задача распределить конфеты(блоки) по свойствам. В трех коробочках уже есть карточки- подсказки.  Разложите все конфеты по коробочкам с помощью карточек - подсказок.

СЛАЙД 7.  А теперь разложите это же конфеты, но уже по другим не заполненным коробочкам, их у нас осталось 4.

СЛАЙД 8.  Скажите, пожалуйста. Какие конфеты лежат:

  1. Внутри всех трех коробочек 5
  2. Внутри красной и синей, но вне желтой коробочке 4
  3. Внутри синей и желтой, но вне красной коробочке 6
  4. Внутри красной  и желтой, но вне синей коробочке 7
  5. Внутри красной, но вне синей и желтой коробочке 2
  6. Внутри синей, но вне желтой и красной коробочке 1
  7. Внутри желтой, но вне красной и вне синей коробочке 3
  8. Вне всех трех коробочке 8
  9. Какие формы конфет неизбежно остались вне коробочке? (с круглой, квадратной и прямоугольной формой).

СЛАЙД 9. Присаживайтесь на свои места. Большое спасибо за участие.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цель: умение  находить фигуру по символическим обозначениям свойств.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

«Ребята, у  ваших любимых  мам скоро будет праздник.  Ваша мама очень любит красивые бусы. Давайте сами соберем бусы для ваших мам».

Предложите детям сделать бусы, как эти (по образцу). Можно задавать вопросы по ходу нахождения нужного блока (бусинки):

для мамы

  1. Скажи, какая бусинка будет первой? (прямоугольная). Какого цвета прямоугольная бусинка? (красная); а какая по размеру бусинка? (большая).
  2. Какая бусинка по форме, цвету, размеру? (синяя, треугольная, маленькая).
  3. Расскажи,  какая бусинка по цвету, размеру, форме (желтый, маленький круг);
  4. Какая бусинка находится в середине бус? ( треугольник, красный, большой,);
  5. Расскажи,  после красного, большого треугольника находится? (желтый, маленький круг);
  6. Какая следующая бусинка по цвету, форме, размеру? (маленькая, синяя, треугольная,).
  7. Расскажи,  какая бусинка находится в конце бус? (большая, круглая, красная).

Следующие вопросы по вторым (нижним) бусам задаём по свойствам бусинок.

Дети находят соответствующие фигуры и так же  выкладывают последовательно на образце или на столе.

Задание для родителей:

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам, придумать задания с усложнением для детей разного  возраста:

3-4х лет,

4-5лет;

6-7лет.

От простого  к сложному,  по предложенной нами картинке.

Поделитесь своими успехами в комментариях.

бусы

Играем вместе с нами!

Цель: закрепление  умения  выделять свойства фигур (цвет, форму, размер). Определять и называть свойства. Развивать внимание, мышление, воображение и речь.

Материал: часть блоков из набора логических блоков Дьенеша (круги  большие и маленькие трех цветов – 12шт, квадраты  большие и маленькие трех цветов – 12шт), большой муляж лужайки формата А4.

Ход игры.

Даша, мы с тобой сегодня поиграем в интересную  игру, которая называется «На лугу». Итак, на лугу росли цветочки трёх цветов, но вдруг подул ветерок и все цветочки разбросал по лугу. Давай с тобой  сейчас вернем все цветы на свои места. Хорошо?

Внимательно рассмотри лужайку и скажи, какого цвета цветы  могли расти на  этой лужайке.

на лугу

  1. Посади на лужайку цветочки нужного цвета. Какого цвета цветочки ты посадила? (синего, красного, жёлтого);
  2. Но вдруг опять подул ветерок и на лужайке остались цветы только круглой формы. Что нужно сделать с цветами другой формы? (убрать). Цветы, какой формы ты убрала? (квадратной);
  3. Ветерок опять напроказничал. И остались цветочки только маленького размера. Цветочки, какого цвета, формы  и размера остались на нашей  лужайке? (красные, круглые и маленькие);
  4. Как ты думаешь, почему остались только красные, круглые и маленькие цветы? (потому что подул ветер, он разбросал все остальные цветы; большие и маленькие квадратные и большие круглые цветы).

Молодец, Даша , помогла цветочкам вернуться на свои места!

Задание для родителей:

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам, попробовать придумать задания для детей дошкольного возраста с усложнением, например:

  1. Посади на этой лужайке цветы не маленькие, не красные. Какие цветы ты посадил? (все большие квадратные и  круглые).  Можно добавить и другие формы (треугольник, прямоугольник).        

Родители,  не забывайте, все зависит от  возраста  и индивидуальных особенностей Вашего ребенка.

Поделитесь своими успехами в комментариях.

Цель: выделение  и классифицирование  предметов по цвету, форме, размеру, толщине, сравнение  предметов по заданным свойствам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся  в сказку «Три поросенка» и представим, что это домики маленьких поросят Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между домиками поросят, вам нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки эти  мы будем строить по правилам. Для детей трех, четырех лет:

  1. Выложите дорожку от своего домика до домика другого поросенка только такого цвета, какого цвета домик вашего поросенка.
  2. Теперь выложите дорожку только из больших блоков.
  3. Выложите дорожку только из маленьких блоков.
  4. Выложите дорожку только той формы, какой формы вы бы хотели (на усмотрение ребенка).

Для детей более старшего возраста, данную игру можно усложнить таким образом.

Постройте дорожку так, чтобы рядом были фигуры:

  1. Одинаковые по цвету, но разной формы;
  2. Одинаковые по форме,  но разного цвета;
  3. Одинакового размера, но разной формы;
  4. Разные по цвету и форме;
  5. Разные по цвету и размеру.

Правила построения дорожек может придумывать не только взрослый, но и сами дети.

Цель: Развитие  умения ребенка находить геометрические фигуры по цвету, форме и размеру с помощью карточек-подсказок. Выполнять действие по сигналу взрослого. Ориентировка в пространстве.

Материал: часть блоков из набора логических блоков Дьенеша (круги  большие и маленькие трех цветов – 12шт, квадраты  большие и маленькие трех цветов – 12шт), тарелки пластиковые (3шт).

Ход игры.

Ребята, сегодня вы будите в роли искателей нужных драгоценностей. В трех местах с лева, справа и посередине поляны находятся схроны, в которых находятся много драгоценных камней разной формы, цвета и размера. Но взять, ребята, можно не все драгоценности, а только те которые изображены на карточках подсказках. Ваша задача, под музыку двигаться вокруг горы (обруча), как только музыка остановится, а я покажу вам подсказку. Вы должны принести и положить на гору (в обруч) драгоценности нужной формы. Описать его и сказать где, с какой стороны было оно найдено.

Если ребенок не может описать предмет взрослый может задавать наводящие вопросы:

  1. Воспитатель показывает детям карточку треугольник.

Вопрос детям: Какую фигуру вам нужно было найти?

Дети: треугольник любого цвета: желтый, синий, красный;

Вопрос детям: Ребята, важен был цвет?

Дети: Нет.  Важна была фигура.

Игру немного усложняем, к фигуре добавляем еще одно свойство-цвет (красный).

  1. Воспитатель показывает две карточки (квадрат, цвет-красный)

Вопрос детям:  Ребята, что вы принесли?

Дети:  Красный квадрат

Вопрос детям: Ребята у вас два квадрата красного цвета. А размер был важен?

Дети: Нет, потому у нас 2 красных квадрата разного размера.

Вопрос детям: Какого цвета?

Дети:  синего, красного, жёлтого;

Вопрос детям: Ребята, скажите, а в какой стороне вы нашли эту фигуру?

Дети: (В левом, правом, посередине)

Игру немного усложняем, к форме и цвету добавляем еще одно свойство-размер (маленький).

  1. Воспитатель показывает три карточки (форма-круг, цвет-синий, размер-маленький)

Вопрос детям: Ребята, какую фигуру вам нужно было найти?

Дети: маленький круг синего цвета;

Вопрос детям: Ребята, а в какой стороне вы нашли эту фигуру?

Дети:  Посередине.

 (Все задания вы видите в видеоигре).

Не забывайте хвалить ребенка за правильно  выполненное задание и не ругайте его, если ребенок с заданием не справился,  просто упростите задание.

Цель: Развитие умения  находить геометрические фигуры по размеру, узнавать форму на ощупь.

Материал:  блоки Дьенеша, два мешочка.

Ход игры. Все фигурки – блоки  складываются в мешок

Ребята! Я хочу вам предложить поиграть сегодня в интересную игру «Чудесный мешочек». Игра будет проходить в соревновательной форме.

Я буду вам говорить какие фигуры нужно найти, и вы их будите искать в чудесном мешочке. Кто вперед найдет.

Итак. Вам нужно найти в мешочке фигуры квадратной формы. Кто больше найдет за то время, пока я буду хлопать в ладоши восемь раз.

Начали. (воспитатель хлопает в ладоши восемь раз, по окончанию произносит «Стоп игра»).

Второй вариант игры с усложнением. Нужно найти три круглые фигуры.

И третий вариант: кто вперед найдет один большой, тонкий прямоугольник.

Вопросы детям:  Кто из вас нашел большее квадратных фигур? Какие отличия вы видите у треугольников? (размер, цвет, толщина).

Сколько круглых фигур вы нашли? Чем отличаются ваши круглые фигуры друг от друга? Чем схожи?

(Все задания вы видите в видеоигре).

Правила игры родители и дети могут предлагать свои.

Играйте вместе с детьми!!!

Игра «Знакомство с блоками».

1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.

2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.

3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.

4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же.

Игра «Найди такую же фигуру»

Содержание:

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди НЕ такую же фигуру»

Содержание:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине)

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блокивыкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.

Игра «Найди такой же» 

(развитие умения сравнивать фигуры по величине)

Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

Игра «Большой – маленький»

(умение соотносить величину предмета с движением)

Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Мышки – норушки» 

(умение различать цвета)

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Игра «Домино» 

(умение сравнивать предметы по цвету)

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

Игра «Найди фигуру»

 (умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:

• Найти фигуру, как эта по величине

• Найти не такую фигуру, как эта по величине

• Найти фигуру, как эта по цвету

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету

• Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.

Игра «Раздели фигуры» 

(умение группировать предметы по форме)

К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался милый друг?

Ну конечно это круг.

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда.

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я квадрат.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну пожалуй и довольно!

Что ты видишь – треугольник.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат прямоугольник.

Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре.

Игра «Угощения» 

(умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

• Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

• Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

Игра «Рыбалка» 

(умение различать предметы по толщине)

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.

Игра «Поручения» 

(умение сравнивать предметы по цвету и толщине)

Ведущая даёт поручения:

Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;

Второму - синие, тонкие;

Третьему - жёлтые, толстые и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые родители, нам интересно Ваше мнение.

Поэтому просим Вас заполнить небольшие анкеты и ответить на вопросы: -

Что нового Вы узнали?

 –Будете ли Вы использовать развивающие игры со своими детьми?

- Ваши пожелания и предложения

 - Оцените работу нашей педагогической лаборатории по 5-ти бальной системе

 В заключении мы Вам вручаем памятки о нашей сегодняшней встрече.

Памятка для родителей « Играем вместе с детьми».

  • Игра должна приносить радость, как ребёнку, так и взрослому. Радуйтесь успеху вашего  малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.
  • Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не в коем случае  заставляйте его играть на - сильно. Не обижайте ребёнка в игре. Игра длится до тех пор, пока она всем интересна и приятна.
  • Развивающие игры - игры творческие. Все задания ребенок должен делать самостоятельно. Наберитесь терпения, не подсказывайте ребёнку ни единым словом. Дайте возможность ему думать и делать всё самому, отыскивая ошибки. Справляясь с более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности, а подсказка останавливает развитие ребёнка.
  • Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания малышу , обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать её, с каждым разом, быстрее.
  • 6. Если же ребёнок не справился  с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв и  через несколько дней начните с более лёгких заданий.
  • Увлечения детей проходят «волнами» и  поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к какой либо игре, «забудьте» об этой игре на месяц или два, а потом «случайно» пусть ребенок  вспомнит о ней.
  • Берегите игры. Не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Пусть они стоят на видном месте, но не очень доступном . Лучше, если ребёнок их сам у вас попросит.
  • Оживляйте игру сказкой или рассказом. Фантазируйте с ребёнком, пока его самого не начнёт увлекать процесс преодоления,  каких либо, трудностей в решении задач.
  • Как можно больше хвалите своего ребёнка за успехи, а в случае неудачи, подбодрите малыша.
  • Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка. Заведите себе альбом, куда малыш или вы будете зарисовывать новые модели, узоры, фигуры той или иной игры. Желаем вам успеха!

11548-2

3052965

ПРИЛОЖЕНИЕ

Что такое «Логические блоки Дьенеша, и как с ними играть.»

        В данное время наши магазины просто завалены разными, яркими игрушками разнообразного вида.  У современных детей и их родителей нет сложности в выборе игрушек. Но всё же нужно задуматься и с умом подходить к выбору детских игрушек Ребенок не должен сам выбирать игрушки, но  в каждом доме должны быть не только игрушки из рекламы, но и развивающие игры о которых в рекламе не говорят.

      Сегодня  мы познакомим  вас с одной из таких игр, а именно с «Логическими Блоками Дьенеша». Это развивающая игра для детей, с каждым днем приобретает все большую популярность и становится очень востребованной среди воспитателей и родителей. Венгерский математик и педагог Золтан Пал  Дьенеш является изобретателем развивающих блоков. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Он глубоко убежден, что заниматься математикой нужно не на уроках, сидя за партой, а с раннего детства во время увлекательных игр.

    Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся четырьмя свойствами:

Цветом – синие, желтые, красные,

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

Размером – большие и маленькие,

Толщиной – тонкие и толстые.

Таким образом в наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

     Основная цель этой игры – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

С её помощью:

  • Развивается логическое мышление.
  • Дети знакомятся с формой, цветом, размером и  толщиной объектов.
  • Развиваются пространственные представления.
  • Воспитывается самостоятельность, инициатива и  настойчивость в достижении цели.
  • Развиваются как  познавательные процессы, так и  мыслительные операции.
  • Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию.

     
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Дети  могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями 
«большой — маленький»«толстый – тонкий»«такой же»«не такой». Для более старших детей предлагаются игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким признакам.

       Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в его полное пользование. Для начала нужно познакомить ребенка с блоками.

       Дайте ему возможность изучить все фигуры, потрогать, подержать в руках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить ребенку выполнить задания:

     Для первоначального знакомства, рекомендуем следующие логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Игра "Найди фигуры".

  • Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по форме, размеру).
  • Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, форме).
  • Найди все такие фигуры (блоки), как эта по цвету и форме (по размеру и цвету по форме и размеру).
  • Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по форме и размеру, по цвету и форме, по цвету, размеру, и форме).
  • Найди такую  же фигуру , как эта по цвету, но другой формы  по форме и размеру  или такую  же по форме, но другого размера, или такую  же по размеру, но другого цвета.
  • Игра "Цепочка". 
  • От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения могут быть такие:
  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (размера, цвета, толщины).
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур.
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме.
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.

Игра "Второй ряд".

Выложить в первый ряд 5-6 любых фигур. Ребенку нужно построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой (блоком) верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера).

Игра «Раздели фигуры».

Для этой игры понадобятся игрушки. Предложите  своему ребёнку разделить фигуры (например) между мишкой, зайкой, мышкой, куклой и т.д. Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные. Затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме и толщине. Попросите малыша определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру и  толщине. 

        Постепенно задания  можно усложнять.

        Мы рекомендуем для начала освоить работу с помощью игровых альбомов серии блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики», «Лепим нелепицы», «Давайте вместе поиграем» -комплект игр с блоками Дьенеша.                     

       Логические блоки можно использовать в различных увлекательных играх. Их варианты можно придумывать самостоятельно. Главное, чтобы малышу нравились такие занятия, а в процессе игр он будет становиться с каждым днем все умнее, развивать память, речь и логическое мышление. 

«Использование игровой педагогической технологии  в   познавательном  развитии  дошкольников»

         Дети ознакомились с приемами  сравнивания, анализа и синтеза, классификации и обобщения. Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень активности в самостоятельной деятельности, делают заметные успехи по высказыванию суждений и доказательств. Развивающая среда оснащена играми. Проведен  мастер  класс  на тему «Веселые игры и занятия с блоками Дьенеша».

После проведения  мастер класса по теме «Игры с Блоками Дьенеша», у коллег появился интерес к этой теме. Родители проявляют интерес, приняли активное участие в созданном нами курсе на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ. Курс направлен на ознакомление родителей с уникальной игровой технологией «Логические блоки  Дьенеша», на оказание доступной помощи родителям в развитии логического мышления у  детей дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша. Предусматривает возможность  тесного взаимодействия педагогов  с семьями воспитанников, а также позволяет вовлекать родителей в активное и  продуктивное взаимодействие с детьми через игровую деятельность.

Цель курса: ознакомление родителей с игровой технологией  «Логические блоки  Дьенеша».  

Задачи курса: 

  • разработать алгоритм действий для запуска данной педагогической технологии;
  • осуществить  педагогическое  просвещение родителей по использованию логических игр для развития логического мышления детей;
  • ознакомить родителей  с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста;
  • реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду;
  • развивать  интерес  родителей к образовательной игровой технологии.

Для вовлечения родителей в игровую технологию блоки Дьенеша мы применяем нетрадиционные формы работы: родительский практикум, детско-родительские встречи, просмотр родителями примерных видеоигр на сайте ДОУ.        

Детско-родительские встречи  проходят в ДОУ во второй половине дня по запросу родителей (законных представителей) и  направлены  на решение возникших вопросов в  результате  игровой деятельности с ЛБД родитель-ребенок. Педагоги разработали КТП мастер- классов по играм; из бросового материала изготовили альбомы и карточки-схемы  к ЛБД; создали информационный уголок для родителей по теме «Логические блоки Дьенеша»; в приемных группах разместили конверты для интересующих  родителей вопросов и предложений по ЛБД. На сайте детского сада разместили информацию для родителей (законных представителей) по использованию логических блоков Дьенеша.

Используем способ: классификации, кодирование и декодирование информации, логические операции, наложение, конструирование, моделирование.

После каждого родительского практикума и детско-родительских встреч, проводятся обсуждения по теме встречи,  раздаются памятки родителям. Выставляется фотоотчет на сайт ДОУ и методические материалы.

Выводы: работа по теме самообразования показала, что применение данной методики способствует развитию у детей памяти, мышления, внимания, воображения , интеллекта. Необходимо применять данную технологию на занятиях и в свободной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Игровая педагогическая технология интенсивного развития детей "Блоки Дьенеша"

Что мы ожидаем от применения новой для нас игровой технологии логические блоки Дьенеша, это - усвоение детьми приёмов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определённо...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Ог...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"

Индивидуальный план работы по самообразованию  Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Педагогические наблюдения"

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 4 годаКвалифик...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет».

ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет». ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать ...