Педагогический проект «Сказка нас зовёт играть»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Борисова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Педагогический проект

«Сказка нас зовёт играть»

Разработала:

воспитатель

Борисова Т.А.

Дорогобуж, 2017 г.

Паспорт проекта

Тема: «Сказка нас зовёт играть»

Вид проекта:    практико-ориентированный,
долгосрочный, творческий, игровой, групповой.

Сроки реализации проекта:

Долгосрочный – 2016-2019 г.г.

Срок реализации проекта -3 года:
 1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь 2016 – май 2017)

2 этап – Работа со старшей группой дошкольников и их родителями
(Сентябр2017 – май 2018)

3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями
(Сентябрь2018 – май 2019)

«Недаром дети любят сказку

Ведь  сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Актуальность:
  В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
  Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать!
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
  Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
   В ходе работы с детьми дошкольного возраста возникают следующие проблемы:
• Как научить ребенка творчески подходить к решению всех возможных возникающих перед ним проблем?
• Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
• Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

   Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.  Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
  В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности.
  С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра и развития одаренных детей. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
  Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
С этой целью у меня появилась идея организовать в детском саду театральный кружок  для более углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности, начиная со средней группы дошкольников, с её поэтапным развитием.

   С целью выявления детей с наиболее выраженными признаками творческой одарённости, и учитывая, что эти признаки могут проявляться на различных этапах взросления, и был  разработан данный проект.

Новизна данного проекта заключается в развитии творческих способностей дошкольников средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями и отражает творческий подход к решению данной проблемы.
Цель: создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

Обучающие: 

  • Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей средствами театрально-игровой деятельности.
  • Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
  • Формировать представление о различных видах театра.

Развивающие: 

  • Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
  • Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
  • Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
  • Привлечь родителей к созданию совместных творческих работ с детьми.

Воспитательные: 

  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству через театрализованную деятельность;
  • Воспитывать умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру;
  • Воспитывать театральную культуру

Ожидаемые результаты:

Для детей:

-Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

-Дети овладеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, этикета общения, способами передачи различных чувств, образов характерными движениями, мимикой, жестами, интонацией.

-Научатся взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность

Для родителей:

-Будут сформированы представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка

-Будут укреплены взаимоотношения между детьми и родителями, укреплена связь между детским садом и семьей, родители станут активными участниками образовательного процесса

-Самореализация

Для педагогов:

-Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов

- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями

- Целесообразное включение элементов театрализации в организованную образовательную деятельность

- Укрепление связи с родителями, улучшение отношений между детьми

-Самореализация

Формы организации театрализованной деятельности с детьми

-совместная деятельность взрослых и детей

-Мини-игры в ООД

-Самостоятельная деятельность детей

-драматизация сказок, показ спектаклей

-театральный кружок «Каруселька»

-Театрализованные игры на праздниках

-Посещение детьми выездных театров

Этапы реализации проекта

1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство детей с видами театра (пальчиковый театр, театр масок, шагающий театр, кукольный театр, теневой театр, театр марионеток). Обучение приемам манипуляции детских театров различных видов, навыков кукловождения.
2. Знакомство с русско-народными сказками, обучение умению их пересказывать, обыгрывание сказок во всех видах театра.
3. Знакомство с понятием «эмоции», распознание эмоций.
4. Проведение мастер-класса для родителей «Театральные игрушки своими руками» по изготовлению театральных кукол для домашних театров.
5. Создание фотоальбома «Мир театра своими руками».

Летний период (июнь–август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

2 этап – Работа со старшей группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.
2. Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.
3. Составление сказок приемами развития словесного творчества.
4. Дети – детям. Показ кукольных и теневых театров детям младших групп.
5. Показ навыков кукловождения на праздниках детского сада.
6. Создание сборника сказок совместного творчества детей и родителей «Сказки дошколят».

Летний период (июнь-август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с театром актеров, театральными терминами.
2. Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).
3. Игры для развития актерского мастерства «Страна эмоций», «Скажи без слов», «Пантомима» и др.
4. Постановка спектаклей по сценариям собственного сочинения методом моделирования сказок:
• «Избушонок»;
• «Колобок в гостях у козлят»;
• «Лисичка-сестричка и котёнок  Гав».
5. Привлечение родителей к помощи в изготовлении театральных кукол.

Описание проекта
 Работа по проекту начинается со средней группы. Предварительной работой по проекту будет проведение диагностики по изучению способностей детей к творчеству, которое важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. В среднем дошкольном возрасте один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств.
Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константными, поэтому некоторые методики проводятся во всех возрастных группах.
Так же для коррекции психоэмоционального состояния театральная деятельность полезна застенчивым детям с высоким уровнем тревожности. В комплекс психодиагностических методик детей среднего дошкольного возраста включены:
• Методика «Три ступеньки» для изучения самооценки ребенка;
• Методика исследования тревожности ребенка;
• Методика изучения личности «Три желания»;
• Методика определения уровня развития творческих способностей «Солнце в комнате».


Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с видами театров.
Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми:

1.Театр масок
2.Пальчиковый театр
3.Шагающий театр
4.Настольный театр
5.Теневой театр
6.Кукольный театр «Бибабо»
7.Театр марионеток
8.Театр ростовых кукол
9.Театр актеров

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Куклы
шагающего театра устроены таким образом, что ребенок может просунуть указательный и средний пальцы в ее ножки (сзади) и заставить персонажа «шагать». От этого кукла «оживает» в глазах ребенка. А можно работать и разными парами пальцев, разными руками и двумя руками одновременно.

Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.

В
театре бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой.

Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение.

Театр марионеток. Марионетка – сложная в управлении кукла, но зато она «волшебная» - кажется, что живет она отдельно от того человека, который ею управляет.

 Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами, а навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста:
• Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
• Методика исследования тревожности ребенка;
• Методика «Диагностика природной памяти»;
• Методика изучения личности «Цветик-семицветик»;
• Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;
• Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения.

    Дети старшей группы с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России.
Различными видами театра детьми обыгрываются сценарии русско-народных сказок. Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю.
  Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», детям задается ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? и т.д. Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Таким образом, с детьми можно придумать новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка».
Метод моделирования является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (по выбору объекта, сюжета и т. д

   Дети старшей группы закрепляют навыки приемов кукловождения. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров. Выступают на праздниках детского сада, представляя свой опыт манипуляций кукол-марионеток (в марте).
К концу учебного года (в мае) дети старшей группы готовят итоговый отчётный спектакль».
В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей подготовительной группы:
• Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
• Методика исследования тревожности ребенка;
• Методика «Диагностика природной памяти»;
• Методика изучения личности «Если бы я поймал золотую рыбку»;
• Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;
• Методика моделирования сказок.

В подготовительной группе дети знакомятся с
 театром актеров.

Театр актеров. Самый большой и трудоемкий вид театра, в котором выступают сами дети. Играя в театр актеров, ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
   С помощью слайдовых презентаций дети знакомятся с театральными профессиями, театральными терминами. Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, дети знакомятся с различными эмоциями, пантомимикой.
    Все театрализованные постановки требуют большой подготовки не только в заучивании ролей, но и в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов и др. Поэтому родителей воспитанников необходимо привлекать к участию в театрализованных постановках, причем в качестве не только зрителей, но и изготовителей декораций и костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера и темперамента.

Условия, необходимые для полноценной реализации проекта
• четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении проектной деятельности;
• наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
• наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;
• овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
• взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ;
• серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.
Заключение.
  Представление сказок и веселых сценок  способствуют развитию у дошкольников мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромное воспитательное значение имеют театрализованные игры. В процессе таких игр у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
  Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» МТЦ «Сфера» 2006

2. Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников» М.»Просвещение» 1991

3. Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-Петербург 2002

4. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» М. «ВАКО»2007

5. Захарова С.Н. «Праздники в детском саду» «Владос» 2001

6. Мерзлякова С.И. «Фольклор, музыка, театр» М. «Линка-пресс» 1999

7. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М. «АРКТИ» 2004

8. Сорокина Н.Ф. « Сценарии театральных кукольных занятий» М. «АРКТИ» 2007

9. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет»

Москва «Мозаика- Синтез» 2008

10. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду»

11. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в гости к нам спешит" для детей младшего возраста"

Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувств...

Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Педагогический проект "Сказка за сказкой"

Педагогический проектпо развитию речина тему: «Сказка за сказкой»во второй младшей группы...

Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»

Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче ...

Педагогический проект "Сказка за сказкой "

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.   Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в ранне...