Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Диана Александровна Лавренова

Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektskazka_uchit_skazka_lechit.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»

 

Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения человека. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.

Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

Цель нашего проекта: содействие  эмоциональному сближению ребенка и его родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника

 Задачи:

  1. Содействовать регулированию психоэмоционального состояния детей.
  2. Ознакомить родителей с методом сказкотерапии.
  3. Вовлечьродителей в совместную с ребенком творческую деятельность.

Тип проекта: творческий, информационный.

Длительность/сроки реализации: продолжительный.

Ожидаемый результат:

- оптимизация психоэмоционального состояния детей;

- повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания ребенка

- становление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок».

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети, родители.

Продукт деятельности: сборник авторских (родительских) сказок с иллюстрациями детей.

Этапы реализации проекта:

  1. «Подготовительный»

- Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы, журналов, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.

- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, обсуждение проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта.

- Озвучивание темы проекта, постановка целей и задач, выдача домашнего задания.

- Вовлечение детей в решение проблемы: «Чему нас учит сказка?» через игровые ситуации и дидактические игры способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

- Консультации.

- Выпуск буклета для родителей по теме «Как сочиняют сказки?».

II. «Основной»

1. Воспитатель – психолог - дети.

- Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).

- Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).

- Рисование иллюстраций к сказкам, лепка, аппликации сюжетов и героев сказок.

- Постановка различных драматизаций и спектаклей с использованием разных видов театра и кукол.

2. Родители – дети.

- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.

- Заучивание отрывков из сказок.

- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.

- Пополнение театральных уголков в группе.

3. Воспитатель -психолог– родитель.

- Консультации для родителей с рекомендациями психолога.

- Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

- Индивидуальные беседы-консультации.

- Подготовка театрализованного развлечения для детей.

4. Воспитатель – родители – дети.

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Сказка».

5. Воспитатель-психолог.

- Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка в гости к нам пришла».

- Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

III. «Заключительный»

- Оформление сборника авторских (родительских) сказок с иллюстрациями детей.

- Подготовка интерактивной игры-презентации «В мире сказок».

- Выставка «Я-люблю читать!».

Итоги реализации проекта.

1. Совместные занятия детей и родителей способствовали обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

2. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

3. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

4. Пополнение библиотеки в группе, новыми книгами сказок.

 

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.

2. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». - М.: АРКТИ, 2004.

3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.