Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога - психолога
учебно-методический материал (младшая группа)

Кудрявцева Светлана Валентиновна

  Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.  Развитие у детей воображения имеет огромное воспитательное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудрявцева С. В., педагог – психолог

ГКУЗ «Психоневрологический Дом ребенка №8 Красногвардейского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга

           Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога – психолога.

       Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.  Развитие у детей воображения имеет огромное воспитательное значение.

         Начав работать в данном направлении поставила перед собой главную цель: включить игры на развитие фантазии

        Опыт актуален, так как позволяет решить задачи:

  1. Ознакомить детей с игровым сюжетом.
  2. Развивать у детей воображение, фантазию.
  3. Определять связь воображения с игровой деятельностью, детскими эмоциями, интересами, талантливостью и личностью.
  4. Раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

        Исходя из опыта практически, пришла к выводу, что наиболее эффективно развитие воображения у детей раннего возраста будет осуществляться через игровую деятельность. Игра – ведущая деятельность ребенка, в которой формируется его личность. В играх детей отражаются впечатления, события, жизненный опыт детей.

         В процессе становления опыта мною была проведена следующая работа:

           1. Анализ программы Васильевой М.А. «Воспитание и обучение детей в детском саду», вариативных программ и положений ФГОС ДО методической литературы по разделам: «Игра», «Умственное воспитание», «Художественная литература», «Художественно-Эстетическое воспитание».

           2. Разработан перспективный план занятий, игр, игры-«придумки» по развитию воображения у детей, система занятий по рабочим тетрадям «Развиваем воображение».

           Мною используются различные формы организации занятий, в которые включены: сюрпризный момент для мотивации детской деятельности, использование музыки; занимательные задания, веселые игры, свободные перемещения по игровым зонам, физические упражнения с мячом, для снятия напряжения мышц, мимические и имитационные упражнения, а также занимательное художественное слово: сказки, рассказы, игровые упражнения, загадки. Используемый материал делает процесс развития воображения у детей более занимательным, интересным, доступным, веселым и эффективным. Для подготовки занятий проводится большая предварительная работа, в которой я использую следующие методы и приемы:

          -  беседы (вводные, сопровождающие, итоговые);

          -  обыгрывание жизненных ситуаций;

          -  чтение художественной литературы, волшебных сказок;

          -  игры: дидактические, словесные, театрализованные, строительные, подвижные, игры – «небылицы»; - рассматривание картин, иллюстраций, предметов различной тематики;

          -  поощрение активности ребенка.

         Игры на развитие воображения способствуют:

  • развитию творческого воображения;
  • развитию эмоциональной сферы детей;
  • развитию талантливости у детей, интересов;
  • развитию личности ребенка;
  • развитию интереса к окружающей действительности;
  • воспитанию уверенности в себе.

На основе полученных знаний у ребенка развивается:

  • воображение;
  • фантазия;
  • речь;
  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • наблюдательность;
  • любознательность;

          В работе с родителями использую следующие формы взаимодействия:

  1. Консультации, рекомендации;
  2. Советы для родителей.

          Эти формы работы с родителями позволяют мне как педагогу психологу грамотно и наиболее полно знакомить родителей с особенностями развития детского воображения, с наиболее эффективными методами и приемами воспитания, с особенностями детей раннего возраста.

          Проводимая работа по развитию воображения у детей раннего возраста через игровую деятельность дает положительные результаты. Специалисты, коллеги по работе, отмечают, что у детей стала более развита фантазия, воображение, свои фантазии дети применяют в жизни, различных деятельностях, играх, ситуациях, речи (связной, монологической, диалогической, рассказывании, звуковой культуре, словаре). Можно сделать вывод, что использование игровой деятельности как средства развития воображения у детей позволяет:

  • проявлять активное воображение у детей в игровой деятельности;
  • развивать при помощи интересных методов и приемов игру-фантазию;
  • стимулировать интересы детей, развивая их личности, обогащая эмоции, не подавляя, а развивая детскую талантливость;
  • развивать талантливость, гибкость мышления, креативность, самостоятельность, инициативность;

        Благодаря специально организованной работе у детей формируются умения проявлять в играх оригинальность, необычность, отражать в игровой деятельности как впечатления от реальной жизни, так и фантазийные образы, создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации. Большинство детей легко включаются в игровую деятельность со сверстниками, воспитателем, тем самым развивая воображение, фантазию, творческие и коммуникативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность»....

Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность

Презентация "Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность"...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (из опыта работы)

Статья из опыта работы по развитию речи через игровую дечятельность во второй младшей группе...