Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности. (Из опыта работы воспитателя Бережной Е.В.)
презентация
Представленный опыт работы содержит следующие материалы: условия возникновения, становление опыта, актуальность, ведущая педагогическая идея, теоретическая база, новизна, диапазон, технология, результативность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бережная Елена Васильевна воспитатель МДОАУ «Детский сад №35 «Светлячок ». Стаж работы 24 года , из них 5 лет в детском саду. Студентка 2 курса ОГТИ (филиал ОГУ) психолого-педагогического факультета. Моё педагогическое кредо : Увидеть в душе ребёнка то зёрнышко, ухаживая за которым можно вырастить цветок. "Чтобы цветку души ребёнка Достигнуть полного бутона, Подняться ввысь и расцвести, Должны мы в жизнь его внести Доверье будущим успехам, Свободу играм и потехам, Счастливой чтоб была семья, И детский сад, где есть друзья. Нам нужно очень постараться: Дать Детству в Детстве состояться!"
Одним из главных составляющих современного стандарта дошкольного образования является познавательно-речевое развитие дошкольников. В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес и развитие речи. Развитие речи ребёнка, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной. Как же нам пробудить и удовлетворить детское любопытство? Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Обучение и игра это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает, а при умелом руководстве и продуманной организации – обучает прекрасно!
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений. К сожалению в домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. А про то что бы поиграть вмести родители и вовсе порой забывают. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов: - ухудшение состояния здоровья детей; - существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей ; - снижение познавательного интереса, потребности в новых знаниях и в целом познавательной активности детей; - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Актуальность выбранной темы также определилась с рядом противоречий , с которыми я столкнулась в процессе наблюдений и диагностик : 1. Между формами обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребенка. 2. Между методологическими подходами традиционной программы и использование в педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников. 3. Между необходимостью высокого уровня познавательно-речевой готовности к школе и возможностями обеспечения оптимальных условий . Необходимость перемен очевидна, но она должна происходить не за счет здоровья детей. и уж тем более не за счет сокращения его детства у которого «….есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ребенку время поиграть. Но и пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра!» (А. Макаренко ). Поэтому я выделила для себя приоритетное направление познавательно – речевое развитие детей. А так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому вся моя работа проходит через игровую деятельность .
Игровая деятельность является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является, создание эффективных условий для активизации познавательно-речевой активности у детей с использованием игр в различных видах деятельности детей. Основой организации моей работы с детьми является следующая система принципов : принцип развивающего обучения: развитие всех познавательных психических процессов; принцип научности обучения и его доступности; принцип воспитывающего обучения: обеспечение благоприятных условий для воспитания ребёнка; принцип гуманизации педагогического процесса и индивидуального подхода: обучение на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка; принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми; принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения; принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации . . развивающего обучения и обеспечивают решение задач познавательно- . . речевого и личностного развития каждого ребенка в моей группе.
Наличие теоретической базы опыта. Моя педагогическая деятельность имеет достаточное теоретическое обоснование, основанное на анализе: воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приёмы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание . Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно-речевой активности средствами игровой деятельности лежат научные исследования: Л.С.Выготского , Д.Б.Эльконина , А.Н.Леонтьева , М.Монтессори , А.С.Макаренко , К.Д.Ушинского . Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками . Также в своей работе пользуюсь методическими рекомендациями: О.С. Ушаковой, В.В.Гербовой , Е.В.Колесниковой , Л.Г.Петерсон , И.А.Помораевой , Л.С.Метлиной .
Цель педагогической деятельности -развитие познавательно-речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующие не только усвоению и обогащению знаний, но и активизации речи детей в различных видах деятельности . Задачи: Формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность. Развитие игрового опыта детей на основе расширения и углубления знаний об окружающем. Формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддержание условий для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Предполагаемые результаты : • Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. •Появляются умения и навыки, соответствующие возрасту детей. • Решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. • Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми. • У детей возникает желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться. • Повысится компетентность родителей при выборе игры для своего ребёнка. Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными путями .
Технология опыта работы Работа над опытом продолжалась в течение четырёх лет. 1 этап – начальный (констатирующий) - май 2012 года 2 этап - основной (формирующий) – с сентября 2012 по апрель 2016г . 3 этап – заключительный (контрольный) – апрель, май 2016г. На начальном этапе имело место обнаружение проблемы, выбор диагностик и выявление уровня познавательно-речевых умений у дошкольников, непосредственно диагностика, изучение научно-методической литературы по этой проблеме, создание развивающей предметно-пространственной среды. Формирующий этап включил в себя проведение работы в единой образовательной деятельности. Заключительный этап с контрольной диагностикой подтвердил успешность данного опыта работы. Диапазон опыта представлен различными видами игр , которые используются и в образовательной деятельности, и в свободной, самостоятельной деятельности, и в групповой и индивидуальной работе, и как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития познавательно-речевых способностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда Центр познания и развития речи Центр природы Центр сенсорного развития Центр конструирования Центр книги Центр театра
Центр сюжетно-ролевых игр Игра – учёба, игра – труд, игра – способ познания окружающего мира.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны : Наглядны е - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов , презентаций. Практически е - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательская деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Используемые педагогические технологии Игровые технологии Технологии «ТРИЗ» Личностно-ориентированные технологии
Технологии исследовательской деятельности Технологии проектирования Здоровье сберегающие технологии Информационно коммуникационные технологии
Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры: • Сюжетно-дидактические • Подвижные • Музыкально-дидактические • Учебные Досуговые игры : • Интеллектуальные • Игры-забавы , развлечения • Театрализованные игры • Празднично-карнавальные Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспериментирования : • Игры с природными объектами • Игры с игрушками • Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры : • Сюжетно-ролевые игры • Режиссёрские игры • Театрализованные игры
Познавательное развитие Речевое развитие Результатом работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов : восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников . Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение, анкетирование, беседа).
Высокий Средний Низкий Младшая группа 2012-2013 уч.г . 20% 72% 8% Средняя группа 2013-2014 уч.г. 49% 47% 4% Старшая группа 2014-2015 уч.г. 79% 20% 1% Подготовительная группа 2015-2016 уч.г. 95% 5% 0% Динамика развития игровых способностей детей Правильно организованная предметно-развивающая среда, система мониторинга, организация деятельности по познавательно-речевому развитию детей, использование различных технологий, применение интересных форм организации участников процесса дала и даёт хорошие результаты.
Через познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком . На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей. Жизнь детей в детском саду стала интересней и разнообразней. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют разные виды игр.
Библиографический список • Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000 • Образовательная программа дошкольного образования МДОАУ «Детский сад №35 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Новотроицка, Оренбургской области., 2015 г • Петерсон Л.Г. Игралочка . Практический курс математики для дошкольников. Ювента , 2004 г. • Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н/ Д : Феникс, 2007. • Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004 . •Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников.-М.:ТЦ «Сфера», 2008. • Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 1971. • Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе изобразительной деятельности (из опыта работы)
Художественно-эстетическое развитие ребёнка происходит с первых шагов маленького человечка, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизн...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (из опыта работы)
Статья из опыта работы по развитию речи через игровую дечятельность во второй младшей группе...
