Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
статья (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Полина Евгеньевна

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

(из опыта работы воспитателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Полина Евгеньевна

Должность: воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

(из опыта работы воспитателя)


Дошкольное детство - важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. Важную роль для умственного воспитания детей играет художественная деятельность. Именно она формирует интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству и развитие интеллекта у детей.  В процессе развития творческих способностей ребёнок дошкольного возраста сначала усваивает ценности, традиции, культуру общества и только потом он сможет создать что-либо новое, оригинальное и самобытное.

Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста осуществляется с опорой на следующие педагогические принципы:

  • Свободу выбора;
  • Открытость;
  • Деятельность;
  • Обратную связь.

Самыми эффективными формами взаимодействия развития художественно-творческих способностей педагога с детьми являются: проблемные ситуации, творческие игровые ситуации, проектная деятельность.

        Творческие способности имеют следующую структуру:

  • мотивационный компонент (осознанное понимание того, насколько дошкольник стремится к выполнению творческих заданий, к познанию, к новизне);
  • креативный компонент (способность к творческому воображению, гибкость и оригинальность мышления);
  • волевой компонент (целеустремлённость, инициативность и решительность).

         

Педагогические условия, необходимые при организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  1. наличие у педагога представлений об организации совместной творческой деятельности;
  2. рациональная организация коллективной творческой деятельности дошкольников;
  3. создание мотивирующей предметно-пространственной среды;
  4. создание эмоционального комфорта для ребенка;
  5. создание атмосферы творчества;
  6. наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;
  7. применение методов и приемов, развивающих творческие способности детей;
  8. оценка индивидуальных достижений дошкольника.

Планируемыми результатами творческого развития являются следующие параметры:

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах творческой деятельности;
  • ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности;
  • получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других;
  • адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

        

Выделяют следующие современные педагогические технологии творческого развития воспитанников в образовательном процессе ДОО:

  • технологии проектной деятельности (предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными

этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду);

  • технологию развития изобразительной и художественно-творческой деятельности (использование нетрадиционных (неклассических) техник изобразительной деятельности);
  • арт-технологию (применяют с целью раскрытия творческого потенциала личности, высвобождением её скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения своих проблем);
  • технологию детского дизайна (это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста – это область художественного проектирования объектов и направление художественного воспитания, включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда, в процессе которой создаются сувениры, игрушки, гирлянды, украшается посуда, предметы кукольной мебели);
  • информационно-коммуникационные технологии (освоение цифровых, медийных, информационно-коммуникационных технологий эффективнее осуществляется через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей);
  • игровые технологии (именно они учитывают индивидуальное развитие детей и направлены на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью (дидактическая игра));
  • STEM-технологию (решает задачи развития научно-технического творчества и основана на интегрированном подходе к решению современных проблем. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный продукт деятельности).

Но на данном этапе в ДОО пока что самым доступным и реализуемым остается технология «нетрадиционных» методов и техник рисования.

        

В педагогической практике распространены различные нетрадиционные (неклассические) техники и приёмы рисования. В моей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую такие нетрадиционные техники как: кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, рисование с использованием природных материалов, монотипия и др.

        Система занятий может быть разработана с опорой на блоки-циклы Т.С. Комаровой с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности и приемов рисования: «Волшебный сад», «Моя любимая игрушка», «Наши четвероногие друзья», «Кем ты хочешь быть?», «Зоопарк», «Мы едем, едем, едем…», «Наш город» («Город, в котором мы живем»), «Сказочный город» («Волшебный город»), «Круглый год», «Разноцветная страна», «Твоя любимая сказка», а также создание коллективных композиций (рисование, аппликация, лепка) по мотивам сказок.

        В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной деятельности дошкольников.

  1. «экспериментирование» предполагает обучение воспитанников умению использовать традиционные материалы в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется цвету, его подбору, смешиванию, получению новых цветов; определению выразительных элементов каждой техники в создании рисунков.
  2. «вариативность» - предполагает развитие умения воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ), рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ). Конечно, вначале требуется помощь взрослого, в дальнейшем ребёнок сам сможет выполнять и выбирать технику рисование самостоятельно.
  3. «творчество» - предполагает создание условий развития самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.

        Таким образом, можно утверждать, что технология развития изобразительной деятельности развивает у дошкольников творчество, раскрывает индивидуальную особенность и потенциал каждого ребёнка, а также в процессе деятельности формируется взаимопонимание между взрослыми и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Педагогические технологии, которые успешно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений....

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Статья на тему "Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)"...