«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
статья (старшая группа)

Истомина Елена Сергеевна

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с другими областями развития из в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozhestvo.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Истомина Елена Сергеевна

Воспитатель

ГБОУ СОШ №38 отделение дошкольного образования детей

Приморского района, г. Санкт-Петербурга

Тема: «Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

        Не в столь давнее время педагогика пережила, и продолжает переживать, ряд явлений, связанных с изменением целей образования, реализацией задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. И, в свою очередь, дошкольное образование целенаправленно решает поставленные задачи, а также учитывает компетенции будущего, которые должны быть сформированы у воспитанников.

        В содержании п. 1.6.4. ФГОС ДО определена задача по созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. На уровне дошкольного образования во внимании педагогов находятся такие личностные качества ребёнка как: эмоциональность, открытость внешнему миру, самостоятельность и инициативность в различных видах деятельности, способность к волевым усилиям, любознательность, креативность и конкурентоспособность. В процессе развития творческих способностей ребёнок дошкольного возраста первоначально усваивает ценности, традиции, культуру общества, и в дальнейшем становится способным к созданию чего-то нового, оригинального и самобытного.

        Формирование и развитие художественно-творческих способностей дошкольников осуществляется с опорой на следующие педагогические принципы: свободу выбора; открытость; деятельность; обратную связь; амплификацию развития. Эффективными формами взаимодействия педагога с воспитанниками по развитию художественно-творческих способностей являются: проблемные ситуации; творческие игровые ситуации; проектная деятельность.

        Творческие способности имеют следующую структуру:

- мотивационный компонент (осознанное понимание того, насколько дошкольник стремится к выполнению творческих заданий, к познанию, к новизне);

- креативный компонент (способность к творческому воображению, гибкость и оригинальность мышления);

- волевой компонент (целеустремлённость, инициативность и решительность).
         Педагогические условия, необходимые при организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:

- наличие у педагога представлений об организации совместной творческой деятельности;

- рациональная организация коллективной творческой деятельности дошкольников;

- создание мотивирующей предметно-пространственной среды;

- создание эмоционального комфорта для ребенка;

- создание атмосферы творчества;

- наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;

- применение методов и приемов, развивающих творческие способности детей;

- оценка индивидуальных достижений дошкольника.

        Планируемыми результатами творческого развития являются следующие параметры:

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах творческой деятельности;

- ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности;

- получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

        Современные педагогические технологии носят интерактивный (inter – взаимный, act – действовать) характер и их можно отнести к интерактивным технологиям обучения.

        К современным  креативным педагогическим технологиям творческого развития воспитанников ДОО можно отнести:

- проектную технологию (предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными

этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду);

- технологию развития изобразительной и художественно-творческой деятельности (использование нетрадиционных (неклассических) техник изобразительной деятельности);

- арт-технологию (применяют с целью раскрытия творческого потенциала личности, высвобождением её скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения своих проблем);

- технологию детского дизайна (это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста – это область художественного проектирования объектов и направление художественного воспитания, включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда, в процессе которой создаются сувениры, игрушки, гирлянды, украшается посуда, предметы кукольной мебели);

- информационно-коммуникационные технологии (освоение цифровых, медийных, информационно-коммуникационных технологий эффективнее осуществляется через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей);

- игровые технологии (именно они учитывают индивидуальное развитие детей и направлены на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, игровая технология  обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью (дидактическая игра));

- STEM-технологию (решает задачи развития научно-технического творчества и основана на интегрированном подходе к решению современных проблем. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный продукт деятельности).

        Но на данном этапе развития научно-технического прогресса в ДОО пока что самым доступным и реализуемым остается технология «нетрациционных» методов и техник рисования. К ним мы и обратимся.

        С целью обеспечения условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности внедряется педагогическая технология с использованием «нетрадиционных» («неклассических») техник изобразительной деятельности. Данный термин подразумевает под собой использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными. «Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов, помогающих ребенку на ранних» стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. В педагогической практике распространены различные неклассические техники и приёмы рисования. Но нас интересует определенный возрастной контингент, а именно это 5-6 лет. И мы выделим некоторые нетрадиционные техники развития детского творчества по данному возрастному критерию. К ним относятся: кляксография, набрызг, оттиск смятой бумагой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, рисование поролоном, рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, гравюра, монотипия предметная

пейзажная печать по трафарету, пластилинография, эбру.
        Система занятий может быть разработана с опорой на блоки-циклы Т.С. Комаровой с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности и приемов рисования: «Волшебный сад», «Моя любимая игрушка», «Наши четвероногие друзья», «Кем ты хочешь быть?», «Зоопарк», «Мы едем, едем, едем…», «Наш город» («Город, в котором мы живем»), «Сказочный город» («Волшебный город»), «Круглый год», «Разноцветная страна», «Твоя любимая сказка», а также создание коллективных композиций (рисование, аппликация, лепка) по мотивам сказок. Более подробно познакомиться с содержанием блоков-циклов можно в работе Комарова Т.С. «Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет».
        В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной деятельности дошкольников.

        Первый этап – «экспериментирование» предполагает обучение воспитанников умению использовать традиционные материалы в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется цвету, его подбору, смешиванию, получению новых цветов; определению выразительных элементов каждой техники в создании рисунков. Для лучшего запоминания этапов работы в различных техниках предполагается использование «опорных элементов» (Н.П. Сакулина), а именно создание

технологических карт и эмблем нетрадиционных техник.

        Второй этап - «вариативность» - предполагает развитие умения воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ), рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ). Несомненно, в начале данного этапа требуется участие взрослого, а в дальнейшем воспитанникам предлагается самостоятельно выбирать технику, выполнять изображение и объяснять свой выбор. Постепенно обогащается опыт художественно-творческой деятельности воспитанников как в индивидуальных, так и коллективных формах работы.

        Третий этап - «творчество» - предполагает создание условий развития самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.

        Подводя итоги, можно сказать, что технология развития изобразительной деятельности ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения, а опыт использования художественных техник в изобразительной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста представлен в современных журналах по дошкольному образованию «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОО», «Дошкольная педагогика», «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Педагогические технологии, которые успешно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений....

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Статья на тему "Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)"...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...