«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
статья (старшая группа)

Симонова Ирина Евгеньевна

Статья на тему "Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                Симонова Ирина Евгеньевна

                                                                    Воспитатель

                                                                                         ГБДОУ детский сад №16

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тема: «Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дошкольное детство - важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. Знакомство детей с художественным творчеством начинается с дошкольного возраста – одним из признанных современной психологией путем формирования личности, развитие ее творческого потенциала. Она дарит детям радость, познание, творчество. Художественное творчество имеет большое значение для умственного воспитания ребенка. В процессе художественного творчества постепенно расширяется и усваивается запас знаний об окружающем мире. На основе представлений дети знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной и др.) их свойствами и выразительными возможностями. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед детьми богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорства, выдержка. У детей формируется умение трудиться, воспитывать желание добиваться положительного результата. Основное значение в художественно-творческой деятельности в том, что она является важным средством эстетического воспитания. В. А. Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дошкольный путь к знаниям.

Художественно-творческая деятельность дает большой простор для проявления творческой активности детей. Тематика детских работ разнообразна – дети рисуют все, что их интересует или доступно использование выразительных средств рисунка.

Однако сознание и овладение приемами художественно-творческой деятельности представляют довольно большую сложность для ребенка. Поэтому мы, педагоги, должны с большим вниманием подойти к формированию эстетического отношения к миру, чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой. Мы должны научить владеть необходимыми способами художественно-творческой деятельности, грамотно организовать его художественно-эстетическое развитие. Современные тенденции развития социокультурной ситуации в стране порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности. Важным моментом становится возможность развития творческого потенциала каждой личности, то есть развитие способности каждого человека к активному и сознательному творчеству, творческой инициативе, чтобы каждый мог творить, а не только воспроизводить.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, и воплощать его в своем рисунке, используя все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Прежде всего – это интересы, постепенно приобретающие в условиях воспитания более выраженную общественную направленность. Художественно-творческие способности, умение и навыки нужно начинать развивать как можно раньше, так как это способствует развитию художественного мышления, воображения, памяти детей, наблюдательности. Это нужно делать при условии правильного руководства, учитывая индивидуальные особенности дошкольников. Развивая интерес к художественно-творческой деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, поддерживать его, помогать творчески выполнять работу и оценивать его старания. Важно помнить, что именно в процессе художественно-творческой деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Таким образом, обучение приемам художественно-творческой деятельности может быть вполне реальным делом, что позволяет осуществить главную цель - дать детям средства образного выражения, дать им возможность испытать трудности, радости, связанные с творческими достижениями.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги активно используют нетрадиционную методику Г.Н. Давыдовой «Пластилинография». Принцип этой техники заключается в создании лепной картины более или менее выпуклых, полуобъемных деталей картины. В средней и старшей группах широко используется лепка из соленого теста. Соленое тесто - экологически чистый материал, эластичный и приятный в работе.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

-  во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

-  во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная.

По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами. Например, техника «Кляксография» выполняется обычным путем: накладыванием второго листа на кляксы, снятием его и рассматриванием полученного изображения. В технике «Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы, а в технике «Кляксография с ниточкой» (цветные ниточки). При этом каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое, в соответствии со своим замыслом.

Для развития воображения, фантазии используется техника «Монотипия». Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы.

В работе с детьми старшей группы практикуется тычковое рисование. Метод тычкового рисования не требует от детей четкого изображения тонких линий, несущих художественную нагрузку. Достаточно уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и, только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками, эти недостатки будут незаметны. Для закрашивания понадобится густая гуашь и жесткая кисть. Важно научить ребенка правильно держать кисть: вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычковые движения. В результате получается большая, пушистая точка. Этот метод очень увлекает детей, поэтому используют его как на занятиях, так и в свободной деятельности. Очень забавными получаются ежики и котята, собаки, зайцы, утята на пруду, снегири на ветках, цветы на лугу и сказочные елочки в зимнем наряде. Очень нравится детям работать в технике «Черно-белый граттаж» или «Цветной граттаж», в которой используются необычные материалы: как восковая свеча, жидкое мыло и зубной порошок, палочка с заточенным концом или пустой   стержень.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)

Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Педагогические технологии, которые успешно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений....

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Современные технологии развития художественной деятельности детей...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...