Использование нетрадиционных техник рисования как средство опытно-экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Криволапова Елена Васильевна

Эффективным средством развития творческого потенциала
дошкольников являются продуктивные виды деятельности.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с
развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из
интересных путей развития исследовательской деятельности
детей реализуется в художественно-продуктивной
деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование нетрадиционных техник рисования как средство опытно-экспериментальной деятельности.

Эффективным средством развития творческого потенциала
дошкольников являются продуктивные виды деятельности.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с
развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из
интересных путей развития исследовательской деятельности
детей реализуется в художественно-продуктивной
деятельности.
Цель художественно-эстетического экспериментирования
направленное и последовательное воспитание детей
эстетической культуры, формирование эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.
Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия.

Задачи художественного экспериментирования:

- знакомить с художественными особенностями и конструктивными
возможностями различных материалов;
-
упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции
(
складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно
целое и др.) ;
-
содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования,
аппликации, художественного конструирования и труда;
-
развивать художественное восприятие, наглядно - образное мышление,
творческое воображение и художественный вкус;
-
формировать позицию художника - творца, побуждать самостоятельно
выбирать техники изображения при создании выразительных образов;
поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;
-
активизировать творческие проявления в процессе собственной
продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального
образа;
-
согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения
коллективных творческих работ.
-
привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной
инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;
-
воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.

 Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

- упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок) :
-
их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать
солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»,
-
игровое экспериментирование с материалами (мазать
ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать
отпечатки) ;
-
применение нетрадиционных техник и материалов:
рисование ладошками, пальцами, нитками, толченой
скорлупой, лепка из разноцветного теста с нанесением
рисунка штампами или последующим раскрашиванием.

Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются: богато насыщенная разнообразными изоматериалами для детского
художественного творчества предметноразвивающая среда;
-
свободный доступ к этим материалам и
возможность экспериментирования с ними;
-
создание эмоционально-положительной
атмосферы творческой мастерской на
занятиях;
-
использование детьми продуктов
художественного творчества при подготовке
атрибутов спектаклей, организации выставок,
участия в конкурсах;
-
интерес родителей к процессу и результатам
художественного творчества детей и
вовлечение их в этот процесс.

 В своей работе провожу экспериментирование с различными материалами:

- традиционные – гуашь, краски, карандаши,
фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон;
-
не традиционные – солёное тесто, жатая бумага, ткань,
лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки,
листья, зубная щетка, вата, бросовый и природный
материал.
Внесение новых материалов в работу дают возможность
выбора, развивают фантазию и воображение.

Применение нетрадиционных техник, таких как, рисование пальчиками, ладошками, печать листьев, кляксография, рисование свечой, рисование по мокрому, поролоном, зубной щеткой, набрызгивание, граттаж способствуют обогащению знаний и
представлений детей о предметах, материалах, их использовании, их
свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность
переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, использовать ватные палочки, мыльные пузыри, поролон, различные штампы и т. д.
Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек) и природных материалов (листьев). Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов («… а вот и пальчик, да в краску! »). Всё необычное привлекает детей, у них появляется
познавательный процесс.
Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки
из соленого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Соленое тесто простой и доступный материал, обладающий высокими пластическими свойствами. Поделки оформляются бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.

Для художественного экспериментирования можно использовать такой
вид деятельности как ручной труд, в процессе которого ребенок создает
конкретный продукт:
-
модульная техника - цветные мячики, домики из палочек;
-
техника папье-маше - миски для трех медведей, грибы, цветы;
-
техника «плетение» - пестрый коврик, корзинка;
-
плетение из ниток, с использованием природного материала нарядные бусы и браслеты, разные цветы;
-
изготовление игрушек, путем сворачивания, скручивания, завязывания
куколки.

Компонентами художественного экспериментирования являются
активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В
старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать
задумки. Показателями их самостоятельности является умение
переносить свой опыт из одних условий в другие, поиск способов и
приемов в создании выразительного образа. Например, работа с
засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж.
Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет
границы содержания продукта своего творчества, опираясь на
личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.
Таким образом, художественное экспериментирование с
разнообразными материалами, инструментами и изобразительными
техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в
новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию
любознательности успешного ребенка, уверенного в собственных
силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

Презентация "Использование нетрадиционных техник рисования, как средство опытно - экспериментальной деятельности"

В презентации представлена работа проведенная по самообразованию по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования, как средство опытно - экспериментальной деятельности"...

Программа самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ»

Тема саморазвития по повышению  уровня  компетентности и профессионализма в изучении развития  мелкой моторики рук детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования....

Консультация для педагогов Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ.

Присущие детям с ОВЗ грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность. В связи с этим актуальны поиски...