Главные вкладки

    Использование нетрадиционных техник рисования как средство опытно-экспериментальной деятельности.
    опыты и эксперименты (подготовительная группа)

    Криволапова Елена Васильевна

    Эффективным средством развития творческого потенциала
    дошкольников являются продуктивные виды деятельности.
    Человек будущего должен быть созидателем, личностью с
    развитым чувством красоты и активным творческим началом.
    Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из
    интересных путей развития исследовательской деятельности
    детей реализуется в художественно-продуктивной
    деятельности.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Использование нетрадиционных техник рисования как средство опытно-экспериментальной деятельности.

    Эффективным средством развития творческого потенциала
    дошкольников являются продуктивные виды деятельности.
    Человек будущего должен быть созидателем, личностью с
    развитым чувством красоты и активным творческим началом.
    Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из
    интересных путей развития исследовательской деятельности
    детей реализуется в художественно-продуктивной
    деятельности.
    Цель художественно-эстетического экспериментирования
    направленное и последовательное воспитание детей
    эстетической культуры, формирование эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.
    Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия.

    Задачи художественного экспериментирования:

    - знакомить с художественными особенностями и конструктивными
    возможностями различных материалов;
    -
    упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции
    (
    складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно
    целое и др.) ;
    -
    содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования,
    аппликации, художественного конструирования и труда;
    -
    развивать художественное восприятие, наглядно - образное мышление,
    творческое воображение и художественный вкус;
    -
    формировать позицию художника - творца, побуждать самостоятельно
    выбирать техники изображения при создании выразительных образов;
    поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;
    -
    активизировать творческие проявления в процессе собственной
    продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального
    образа;
    -
    согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения
    коллективных творческих работ.
    -
    привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной
    инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;
    -
    воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.

     Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

    - упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок) :
    -
    их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать
    солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»,
    -
    игровое экспериментирование с материалами (мазать
    ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать
    отпечатки) ;
    -
    применение нетрадиционных техник и материалов:
    рисование ладошками, пальцами, нитками, толченой
    скорлупой, лепка из разноцветного теста с нанесением
    рисунка штампами или последующим раскрашиванием.

    Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются: богато насыщенная разнообразными изоматериалами для детского
    художественного творчества предметноразвивающая среда;
    -
    свободный доступ к этим материалам и
    возможность экспериментирования с ними;
    -
    создание эмоционально-положительной
    атмосферы творческой мастерской на
    занятиях;
    -
    использование детьми продуктов
    художественного творчества при подготовке
    атрибутов спектаклей, организации выставок,
    участия в конкурсах;
    -
    интерес родителей к процессу и результатам
    художественного творчества детей и
    вовлечение их в этот процесс.

     В своей работе провожу экспериментирование с различными материалами:

    - традиционные – гуашь, краски, карандаши,
    фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон;
    -
    не традиционные – солёное тесто, жатая бумага, ткань,
    лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки,
    листья, зубная щетка, вата, бросовый и природный
    материал.
    Внесение новых материалов в работу дают возможность
    выбора, развивают фантазию и воображение.

    Применение нетрадиционных техник, таких как, рисование пальчиками, ладошками, печать листьев, кляксография, рисование свечой, рисование по мокрому, поролоном, зубной щеткой, набрызгивание, граттаж способствуют обогащению знаний и
    представлений детей о предметах, материалах, их использовании, их
    свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность
    переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, использовать ватные палочки, мыльные пузыри, поролон, различные штампы и т. д.
    Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек) и природных материалов (листьев). Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов («… а вот и пальчик, да в краску! »). Всё необычное привлекает детей, у них появляется
    познавательный процесс.
    Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки
    из соленого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Соленое тесто простой и доступный материал, обладающий высокими пластическими свойствами. Поделки оформляются бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.

    Для художественного экспериментирования можно использовать такой
    вид деятельности как ручной труд, в процессе которого ребенок создает
    конкретный продукт:
    -
    модульная техника - цветные мячики, домики из палочек;
    -
    техника папье-маше - миски для трех медведей, грибы, цветы;
    -
    техника «плетение» - пестрый коврик, корзинка;
    -
    плетение из ниток, с использованием природного материала нарядные бусы и браслеты, разные цветы;
    -
    изготовление игрушек, путем сворачивания, скручивания, завязывания
    куколки.

    Компонентами художественного экспериментирования являются
    активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В
    старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать
    задумки. Показателями их самостоятельности является умение
    переносить свой опыт из одних условий в другие, поиск способов и
    приемов в создании выразительного образа. Например, работа с
    засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж.
    Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет
    границы содержания продукта своего творчества, опираясь на
    личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.
    Таким образом, художественное экспериментирование с
    разнообразными материалами, инструментами и изобразительными
    техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в
    новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию
    любознательности успешного ребенка, уверенного в собственных
    силах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

    Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

    Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

    Использования нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества

    Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не  требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более "рельефно" продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств. что по...

    Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

    Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

    Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...

    «Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68»       Образовательный проект. Использование не...