Главные вкладки

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Адаптация детей к детскому саду"
    методическая разработка (младшая группа)

    Батакова Елена Владимировна

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе с приложениием по адаптации детей к детскому саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie_adaptatsiya.docx931.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное screen1.jpg

    дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Радуга»

    Конспект родительского собрания

    во второй младшей группе

     

    ff7b5b32fbd5f0a835840835d4d447c3.png

    s1200.png

    d4e045d0efebc1901e1f5d47385a002d.png

    257-2579386_providing-video-production-services-near-you-toys-clipart-png.png

    Конспект родительского собрания

    во второй младшей группе

    Тема: «Адаптация детей к детскому саду».

    Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.

    Задачи:

    • Познакомить родителей с понятием “адаптация”;
    • Дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду;
    • Познакомить с  различными способами  и приемами для безболезненного прохождения периода адаптации детей к детскому саду;
    • Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;

    Форма проведения: дискуссия.

    Участники:  родители, воспитатели, заведующий ДОУ, медсестра.

    Место проведения: помещение группы.

    Предварительная работа: анкетирование родителей «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», заполнение листа опроса о семьях воспитанников.

    План проведения:

    1. Вступительное слово.
    2. Основная часть:
    • Знакомство родителей между собой и с воспитателями;
    • Педагогический всеобуч «Адаптация детей к ДОУ»;
    • Обсуждение проблемных вопросов по адаптации к детскому саду;
    • Утверждение плана совместной работы на учебный год;
    • Выбор родительского комитета.
    1. Рефлексия.
    2. Решение родительского собрания.

            

    Ход мероприятия:

    1. Вступительное слово.

        Добрый день,  уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем первом родительском собрании.  Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться друг с другом, обсудить проблему адаптации  детей к детскому саду, ответить на волнующие вас вопросы и познакомить вас с планом работы на учебный год.

           В детском саду вам и вашим детям предстоит прожить долгие 4 года. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас,  счастливыми -  это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы. Во время нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в дружеские отношения.

         

    1. Основная часть.

         Для начала давайте познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Наша группа называется «Осьминожки», поэтому мы будем знакомиться при помощи нашего символа. Берём в руки «осьминожку», сообщаем своё имя, чей вы родитель и одним словом характеризуем  своего малыша. Таким образом, передаём «осьминожку» по кругу и знакомимся.

          Присаживайтесь на свои места. У нас к вам будет одна просьба. Если в течение нашей встречи у вас будут возникать определённые вопросы, записывайте, пожалуйста, их на листочках, и мы постараемся ответить на них в конце нашей встречи.   Спасибо.

    Какое счастье! Ваш малыш подрос!

    И многое умеет сам:

    Играет, ходит, размышляет.

    Пришла пора ребенка в сад отправить.

    Тревожно маме, папе, всей семье,

    Переживает даже серый кот –

    Малыш сегодня в детский сад идет!

    Вздыхает мама: «Как он там один?

    Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

    Играет ли с детьми?

    А если плачет? Как же быть?

    Что делать? Как же все исправить? »

    Всех адаптация переживать заставит!

           Адаптация (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.         

         Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установиться дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т. е. становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.

         Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

    Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду.        

           Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

    Вопрос к родителям: «Кому адаптироваться легче?»

    • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада…)
    • Детям, физически здоровым, т е не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью).
    • Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому).
    • Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).
    • Детям, чей рацион питания приближен к саду.

       

         Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

         Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

          Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

           Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

          Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

         

    Степени адаптации

    Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса. Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

    Лёгкая адаптация

       В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.

     Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

    • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
    • при обращении глядит в глаза педагогам;
    • способен озвучить просьбу о помощи;
    • первым идёт на контакт с ровесниками;
    • способен занять себя на короткий промежуток времени;
    • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
    • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
    • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

    Привыкание средней тяжести

    Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

    • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
    • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
    • общается со сверстниками и воспитателем;
    • придерживается озвученных правил и распорядка;
    • адекватно реагирует на замечания;
    • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

    Тяжёлая адаптация

     Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.

    Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

    • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
    • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
    • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
    • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
    • агрессивность либо замкнутость;
    • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

             

          Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

    Как облегчить степень адаптации?

    Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей.

    Чем можно помочь своему чаду? Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.

    Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения.

    Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки.

    Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.

    Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение. Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

           Главное помните, что это ваш малыш. Побольше проводите сейчас с ним времени. И вы убедитесь, что это ваш тот же крохотный человечек, который благодаря вам появился на свет.

           Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

           Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого мягкого маминого гнёздышка!

    Ответы воспитателей, заведующего и медсестры на вопросы родителей по теме собрания.

    Выбор родительского комитета.

    1. Рефлексия.

    Упражнение «Аплодисменты»

     Мы с вами сегодня хорошо поработали. И в завершении я предлагаю выполнить упражнение. Посмотрите, пожалуйста,  на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ, а  на другой РАДОСТЬ. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах.

    Спасибо! До новых встреч!

    Источники:

    1. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.
    2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа. – М.:ВАКО, 2011.
    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F 
    4. https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-adaptacija-rebenka-k-detskomu-sadu.html 
    5. https://zen.yandex.ru/media/id/5a76e1f100b3dd603fd0a9d7/pravilnaia-adaptaciia-rebenka-k-detskomu-sadu-5a82b33000b3dd7278dfe965 
    6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/02/stepeni-adaptatsii-k-detskomu-sadu-i-vazhneyshie-sovety-psihologa-po 

    Приложение 1

    Анкета для родителей

    «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»

    Ф.И.О. ребенка _________________________, дата рождения _____________

    1. Каков Ваш ребенок? (Уверенный, решительный, не очень уверенный, нерешительный)__________________________________________________
    1. Общительный он или нет? Как это проявляется?_______________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какое у него любимое занятие?_____________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Есть ли у ребенка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?_____________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Каково обычное состояние ребенка или его настроение?_______________

    ________________________________________________________________

    1. Часто ли плачет Ваш ребенок?______________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Как засыпает? Как спит?___________________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Часто ли устает? Если «да», то почему?______________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Как он реагирует на неудачи?_______________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Как реагирует на замечания, наказания?______________________________

    ________________________________________________________________

    1. Как у ребенка проявляется самостоятельность? (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы за него все делали другие)__________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Каковы отношения со сверстниками? (Умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли, успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли, подчиняется другим детям)____________________

    ________________________________________________________________

    1. О каких еще особенностях Вашего ребенка Вы хотите рассказать?_______

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                Благодарим за участие!

    Приложение 2

    АНКЕТА-ОПРОСНИК

    для родителей детей, поступающих в детский сад «Радуга»

    1. Ф.И.О. ребёнка: _______________________________________________

    Дата рождения: _______________________________________________

    Адрес проживания: ____________________________________________

    1. Ф.И.О. мамы: _________________________________________________

    Место работы мамы: ___________________________________________

    Должность: ___________________________________________________

    Образование мамы: ____________________________________________

    Телефон мамы: _______________________________________________

    1. Ф.И.О. папы: _________________________________________________

    Место работы папы: ___________________________________________

    Должность: ___________________________________________________

    Образование папы: ____________________________________________

    Телефон папы: ________________________________________________

    1. Количество детей в семье (указать год рождения детей) _____________

    __________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Кому доверяете забирать ребёнка из детского сада (указать Ф.И.О., степень родства) ______________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Телефоны:

    - бабушки (Ф.И.О.):____________________________________________

    - дедушки (Ф.И.О.): ____________________________________________

    - других родственников, проживающих в г. Каргате (Ф.И.О., степень родства) _____________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    - соседей (Ф.И.О.): _____________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Иная информация о ребёнке, на которую необходимо обратить внимание воспитателям группы и персоналу детского сада: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

    Приложение 3a3_04.jpg

    Приложение 4bc51def86c7d1e2432643eea409d3bb8.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать…» План - конспект родительского собрания во второй младшей группе

    План - конспект родительского собрания во второй младшей группе по нетрадиционным техникам рисования....

    Конспект родительского собрания в первой младшей группе "Адаптация к детскому саду"

    Родительское собрание в первой младей группе "Адаптация к детскому саду"...

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Кораблики» «Новогодние посиделки» Разработала Ломака Л.Н.-воспитатель МБОУ «Начальная школа-детский сад №21»г.Сальск

    Задачи - повышать интерес родителей к воспитанию детей,приобщать к национальной культуре,сплачивать родителей, детей, педагогов — путемсовместной деятельности.Воспитатель — Уважаемые родители! Будущее...

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Адаптация детей к детскому саду"

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Адаптация детей к детскому саду"...

    Конспект родительского собрания во второй младшей группы «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

    Повестка собрания: 1. Итоги адаптации детей к детскому саду.2. Возрастные особенности детей 2-3 лет.3. Предметно-развивающая среда группы....