Защита долгосрочного практико-ориентированного проекта.
материал

Анопченко Татьяна Геннадьевна

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_proekta.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые  члены  жюри  и  коллеги!

Вашему  вниманию  предлагается  защита долгосрочного практико-ориентированного    проекта:

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Стандарт в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривает развитие инициативности, любознательности, склонности к экспериментированию, наблюдательности. Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем, результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Новизна проекта состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по формированию познавательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития посредством опытно-экспериментальной деятельности и составлена картотека опытов.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложен конкретный путь формирования познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности, разработаны и адаптированы применительно к детям группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития МБДОУ «Детский сад №5 «Крепыш» методы и приемы по формированию познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Цель проекта: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности воспитанников.
  2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами неживой природы.
  3. Развивать умение делать выводы, умозаключения.
  4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  1. Воспитанники будут проявлять познавательную активность в различных видах деятельности.
  2. Будет сформирован интерес к экспериментированию и дети смогут использовать приобретённые навыки в познавательной деятельности.
  3. Будет выработано умение проводить опыты и эксперименты с объектами неживой природы.
  4. Будет сформировано представление о различных физических свойствах и явлениях предметов.
  5. Будет составлена картотека опытов, отвечающих интересам и возможностям детей по формированию познавательной активности.

 

Участники проекта – воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития от 6 до 7 лет, посещающие МБДОУ ДС №5 «Крепыш», воспитатель, учитель-дефектолог, родители.

Реализацию проекта вы можете увидеть на экране.

В сентябре проводилось диагностирование уровня познавательной активности детей от 6 до 7 лет. Я знакомила детей с понятием эксперимент. Проводилось анкетирование с родителями: «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей», подбирала материал для картотеки опытов и экспериментов. Уточнялись представления о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство).  Познакомились с понятиями: наука, познание, гипотеза, предположение  об эксперименте (опыте) и с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем.

В октябре  приступили к первым опытам. Мы знакомились с водой и ее свойствами. Проводились опыты: «Волшебный снег», «Воздух и вода», «Свойства льда» и т.д.

В ноябре и декабре дети изучали темы: «Человек» и «Магнетизм», они узнали что можно почувствовать кожей, почему всё звучит и как мы чувствуем запахи. А так же познакомились с магнитом фокусником и с работой термометра.

В январе дети узнали много интересного о песке и глине. Опытно-экспериментальным путём сравнили их свойства. Сделали свои соответствующие выводы.

Февраль был посвящён изучению воздуха и его свойств. Проводились опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух» и другие. Выявили что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх, как воздух вытесняет воду. Обнаружили что воздух легче воды, что он сжимается, познакомились с атмосферным давлением и многим другим.

В марте мы изучали солнце, землю и её место в солнечной системе, а так же вещество и камни. Дети узнали что на нашей земле есть и «живые» камни. Опытно –экспериментальным путём выявили можно ли менять форму камня и глины.

А в апреле мы с детьми попали в мир электричества. Познакомились с электроприборами, узнали можно ли увидеть и услышать электричество, откуда берётся радуга и из каких цветов состоит солнечный луч.

Май диагностика детей с целью определения эффективности проведённой работы (сравнительный анализ), информирование родителей об итогах проведенной работы, презентация проекта для педагогов ДОУ.

 Обратите внимание на экран. Здесь представлена моя совместная работа с детьми, педагогами, родителями во время реализации проекта. Хочется сказать, что данное сотрудничество внесло неоценимый вклад в реализацию проекта.

 На первоначальном этапе реализации проекта было проведено исследование формирования познавательной активности детей. Исследование проводилось по методикам, изложенным в проекте. В эксперименте приняли участие воспитанники групп компенсирующей направленности в количестве 24 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 12 человек в каждой). Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий.

На этом этапе с экспериментальной группой проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Дети, составлявшие контрольную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей групп компенсирующей направленности в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обеих групп (контрольной и экспериментальной) находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.

Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности  позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у дошкольников компенсирующих групп.

На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 58% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 33% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей 9% находились на высоком (поисково - продуктивном) уровне развития познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности.

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательной активности у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих эксперимента стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.

В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 58% детей уменьшился до 9%, средний уровень увеличился с 33% детей до 50% детей, в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 9% детей до 41% детей. В контрольной группе существенных изменений не произошло.

Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия, разработанные нами, являются эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. можно сказать, что на конец года мы имеем положительную динамику по развитию познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Спасибо за внимание!

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Тема: «Путешествие в мир Красной книги России. Вопросы экологии и защиты природы». Тип проекта: долгосрочный (3 месяца) Направление: экологическое, патриотическое воспитание Целевая аудитория: дети 5-7 лет, родители воспитанников, пед

ЦЕЛЬ проекта Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гарм...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Консультация для родителей "Как защитить здоровье детей зимой" 10 важных правил, как защитить здоровье детей зимой.

Продолжительные прогулки на свежем воздухе укрепляют защитные силы и здоровье наших детей зимой. Чем чаще мы с малышом будем выходить на улицу, тем больше вероятность того, то его организм даст надежн...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...