Инклюзивное образование в РФ: юридическая база и опыт реализации программы в Калининградской области.
консультация

Склярова Наталия Вадимовна

Инклюзивное образование в РФ: юридическая база и опыт реализации программы в Калининградской области.
 

(сл. 1) Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в детских садах и общеобразовательных (массовых) школах.

 Инклюзивное образование – это процесс  ключения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду.  Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.

Это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают образовательные организацию месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям образовательной системы.

(сл.2) Детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ООП), считаются  дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке, дети с отклонением в поведении и т.д. а так же талантливые дети и молодые спортсмены, часто отлучающиеся на соревнования и имеющие проблемы по этой причине с усвоением учебного материала и в общении со сверстниками.

Основная задача в этом направлении сформулирована Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Мы просто обязаны, - подчеркнул премьер-министр, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Появление детей в образовательных учреждениях влияет на выбор соответствующих, адаптированных под них организационных форм дошкольного образования. Речь идёт о лекотеках.

(сл. 3) Слово «лекотека» произошло от шведского «leсo», что значит «игрушка», и греческого «theke» — «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская лекотека была открыта в 1980 году, сейчас в США развита сеть лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей. Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. В лекотеках США предполагается вовлечение в игровую деятельность всех желающих членов семьи.

В Санкт-Петербурге и Москве лекотеки активно вошли в сферу услуг, поддерживающих детей с проблемами в развитии. По определению А.М.Казьмина, профессора, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета,— это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся и психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями. Если в первоначальном варианте модели «Российской лекотеки» (2000г.) акцент ставился на игровых и технических средствах, важных для развития ребёнка, то сегодня лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

(сл. 4) Введение инклюзивного образования предполагает готовность педагогов к работе в данных условиях и рассматривает эту готовность в двух аспектах:

Профессиональная готовность это:

  • знание основ специальной педагогики и психологии;
  • владение педагогическими технологиями, готовность использовать вариативность в процессе обучения;
  • готовность к профессиональному взаимодействию с субъектами образовательного процесса.

Психологическая готовность это:

  • эмоциональное восприятие детей с различными видами нарушений в развитии;
  • готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;
  • удовлетворённость собственной педагогической деятельностью.

Так же педагог должен ориентироваться в смежных областях научного знания, готовности к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Сегодня насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. При этом более 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их перемещение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

(сл. 5) В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психофизического развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге серьезных и неизбежных изменений. Но в реальности образовательная интеграция в России реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной политики.

Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

(сл. 6) На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

 Распространение инклюзивного обучения - тенденция, затронувшая систему образования Калининградской области в последние годы. Ей предшествовало становление интегрированного обучения. Так, приказ регионального министерства образования от 23 декабря 2008 г. «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях» упоминает факт увеличения числа таких детей и утверждает положение об интегрированном обучении для:

  • создания адаптивной среды, надлежащих материально-технических условий;
  • обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения и кадрового обеспечения образовательного процесса;
  • создания вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно этому документу, интегрированное обучение можно организовать либо через совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе; либо через создание специализированных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении для детей, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья. При этом интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях считается приоритетной формой организации образовательного процесса по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении.

Всего за 2008 - 2010 гг. на региональном уровне было принято семь нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение условий для организации интегрированного обучения в образовательных учреждениях, обеспечение специальной педагогической помощи сопровождения, создание системы раннего выявления отклонений в развитии детей.

Весной 2011 г. в аппарате регионального Уполномоченного по правам ребёнка обсуждалась концепция нового нормативного акта, регулирующего вопросы образования, воспитания и развития детей с инвалидностью; появились региональные документы, регулирующие вопросы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования сети базовых школ, «реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития».

В школах региона в классах интегрированного обучения сегодня 2064 школьника с ограниченными возможностями здоровья, в специальных (коррекционных) классах учатся 815 детей (таких классов 79). Для сравнения: в 2008 - 2009 учебном году число школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях было на треть меньше. По мнению региональных органов управления образованием, такая динамика связана с желанием родителей обучать детей по месту жительства и вне интернатного учреждения. В детских садах открыто 138 групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пожалуй, стоит считать новым этапом, знаменующим поступательный переход к собственно инклюзивному образованию, строительство школ по проектам, реализующим требования к универсальному дизайну среды. Первой открывшейся школой-новостройкой в Калининградской области стала школа в пос. Большое Исаково Гурьевского муниципального района («Школа будущего»). Пандусы, лифты, подъёмник в бассейне обеспечивают комфортные условия для обучения школьников, использующих кресла-коляски. На сегодняшний день открыты ещё три школы по современным проектам (в Зеленоградске, Советске, Калининграде).

В регионе реализуется целевая программа Калининградской области «Доступная среда» на 2012-2016 гг., которая направлена на интеграцию граждан с инвалидностью; мероприятия её нацелены на повышение доступности объектов социальной инфраструктуры, транспорта, адаптацию Интернет-ресурсов, формирование толерантного отношения к инвалидам в обществе. Определённое внимание в программе также уделяется условиям обучения школьников, один из целевых показателей - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений в 2011 году. Семь школ в Калининградской области были оборудованы в соответствии с требованиями универсальной среды в 2011 году, семь - в 2012, с учётом названных школ-новостроек в регионе уже 18 таких общеобразовательных учреждений (11 %). Заметим, что в первую очередь школы оснащаются для опорников (подъёмники, пандусы и пр.).

Определённый вклад в продвижение идеи инклюзивного образования вносят общественные организации и волонтёры. Так, организация «Эхо войны» сосредоточила усилия на работе с молодыми инвалидами по зрению.
Параллельно с распространением интеграции и инклюзии существует тенденция дальнейшего развития специальных (коррекционных) учреждений. В регионе есть сеть школ-интернатов, в последние годы несколько сократившаяся (сегодня там 634 воспитанника): пять учреждений реализуют программы VIII вида, один - I-II, один - III-IV видов. Имеется также санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении. Создана служба ранней помощи детям с отклонениями в развитии (включает шесть центров в Калининграде, Гурьевске, Гусеве, Черняховске и Советске, функционирующих как структурные подразделения – отделения раннего сопровождения - муниципальных консультативно-диагностических и образовательных учреждений), работает Центр надомного обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья при калининградской школе № 10. С 2012 года в рамках федерального проекта идёт обучение специалистов по направлению «Социализация детей с нарушениями интеллекта через организацию профессионально-трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида».

В Калининградской области функционирует региональная школа дистанционной поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Разнообразные программы предлагаются как находящимся на домашнем обучении, так и учащимся специальных учреждений (программы дополнительного образования).

Научная и педагогическая общественность задаётся вопросом об эффективности внедрения инклюзивного образования в школах. Об этом свидетельствует, например, выделение секции по проблемам инклюзивного образования в рамках международной научно-практической конференции «Современное образование: вызовы времени - новые решения», проводимой Институтом современных образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининградские исследователи и практики среди проблем внедрения инклюзии в Калининградской области называют нехватку опыта по организации педагогического процесса в общеобразовательном учреждении с инклюзивными классами, по отработке взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами - учителями, родителями, администрацией, представителями местного сообщества.

 Также говорят о несовершенной системе подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного обучения. Кроме того, эффективное внедрение инклюзивного образования невозможно без объединения усилий педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и иных, достижение партнёрских отношений с семьями школьников.

 Инклюзивное образование в вузе может выражаться в разных формах обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Е.В. Кулагина выделяет четыре таковых: специальные отделения в вузах, специализированные вузы для инвалидов, центры для поступления инвалидов в вуз, центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. В Балтийском федеральном университете им. И. Канта функционирует лаборатория психолого-педагогической коррекции. Лаборатория оборудована, прежде всего, для незрячих и слабовидящих студентов. Она выполняет несколько функций - довузовская подготовка, помощь абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья; поддержка студентов, обучающихся в университете; консультирование студентов факультета психологии и социальной работы и преподавателей по специфике работы с инвалидами по зрению.

(сл. 7) Проблемы, стоящие перед вузом, реализующим инклюзивное обучение, подобны названным выше: неполная реализация требований безбарьерной среды; недостаточный опыт преподавателей по разработке образовательных программ и учебно-методических комплексов, применению соответствующих методов и приёмов; психологические сложности, обусловленные стереотипами. Одно из решений таких проблем - объединение усилий государственных, региональных, муниципальных структур и общественных организаций разного профиля для осмысления опыта, выработки новых идей, для того, чтобы сделать образовательные учреждения, реализующие инклюзивное обучение, открытыми и эффективными. С одной стороны, такая прозрачность и открытость поощряется новыми стандартами образования; с другой - необходима настоящая перестройка понимания функций образовательного учреждения и достаточная смелость, чтобы перешагнуть от интеграции к собственно инклюзии.

 

 

 

Литература

  1. А. Л. Хохлов, М. И. Кохановская, Калининград.
  2. Давыдовская А. Ф. Внедрение инклюзивного образования в школе / Материалы XI научно-практической конференции «Современное образование: вызовы времени - новые решения» // Официальный сайт Балтийского федерального университета им. И. Канта. Электронный ресурс.http://www.kantiana.ru/upload/iblock/9d8/bldbmcylq%20nzddwhhnql.doc/
  3. Кулагина Е.В. Актуальные вопросы модернизации специального образования // Материалы Интернет-конференции «Инклюзивное образование: повышение доступности образования для детей с ограниченными возможностями». Электронный ресурс. Режим доступа: <http://socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/ >
  4. Официальный сайт Министерства образования Калининградской области. Электронный ресурс. Режим доступа: < www.edu.baltinform.ru>
  5. Официальный сайт Министерства социальной политики Калининградской области. Электронный ресурс. Режим доступа:

< www.social.gov39.ru>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.pptx991.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование в рф : юридическая база и опыт реализации программы в калининградской области.

Слайд 2

Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. «Инклюзия» от франц. « Inciusif » – включающий в себя, от лат. « Include » - включаю.

Слайд 3

Детьми с особыми образовательными потребностями ( дети с ООП ), считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К ним относятся дети с физической или ментальной инвалидностью, и дети с отклонениями в поведении.

Слайд 4

Лекотека – система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Слово « лекотека » произошло от шведского « leсo », что значит «игрушка», и греческого « theke » — «собрание», «коллекция».

Слайд 5

Введение инклюзивного образования предполагает готовность педагогов к работе в данных условиях и рассматривает эту готовность в двух аспектах: Профессиональная готовность это : -знание основ специальной педагогики и психологии; -владение педагогическими технологиями и готовность использовать вариативность в процессе обучения; -готовность к профессиональному взаимодействию с субъектами образовательного процесса . Психологическая готовность это: -эмоциональное восприятие детей с различными видами нарушений в развитии; -готовность включать детей с овз в деятельность; -удовлетворённость собственной педагогической деятельностью.

Слайд 6

Подходы в обучении детей с ооп : Дифференцированное обучение ( дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и задержкой психофизического развития в специальных (коррекционных) учреждениях ). Интегрированное обучение ( в специальных группах или классах общеобразовательных учреждениях ). Инклюзивное обучение ( когда дети с ооп обучаются вместе с обычными детьми )

Слайд 7

Документы , регулирующие введение инклюзивного образования: 1. Конституция РФ. 2. федеральный закон «об образовании». 3. федеральный закон «о защите прав инвалидов в рф ». 4. конвенция о правах ребёнка. 5. конвенция оон «о правах инвалидов» (2008г.)

Слайд 8

В калининградской области на основании приказа регионального министерства образования «Об интегрированном обучении детей с овз в общеобразовательных учреждениях» от 23.12.2008. предполагается: - создание адаптивной среды и надлежащих материально-технических условий; - обеспечение комплексного психолого- педагогического сопровождения и кадрового обеспечения образовательного процесса; - создание вариативных условий для получения образования детьми с ооп .

Слайд 9

В регионе реализуется целевая программа «Доступная среда». Определённый вклад вносят волонтёры и общественные организации. Создана служба ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Функционирует региональная школа дистанционной поддержки детей с ооп .

Слайд 10

Решение проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования – объединение усилий государственных, региональных, муниципальных структур и общественных организаций разного профиля для осмысления опыта, выработки новых идей, для того, чтобы сделать образовательные учреждения открытыми и эффективными.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Реализация программы «Мир в твоих руках» в проектной деятельности".

Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Для того, чтобы ребенок научился сопереживать, его необходимо научить осознан...

Условия инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности в условиях реализации ФГОС.

Условия инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности в условиях реализации ФГОС....

Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»

Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

"Опыт реализации программы по финансовой грамотности в детском саду"

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Сертификат участника Всероссийского методического марафона «Опыт реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров (лучшие практики)», 24.11.2021

Сертификат участника Всероссийского методического марафона «Опыт реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров (лучшие практики)», 24.11.2021...

Методические пособия и программы для музицированияПеречень пособий, способствующих реализации программы в образовательной области «Музыкальное развитие»

Перечень пособий, способствующих реализации программы в образовательной области «Музыкальное развитие»...