Консультация для педагогов
учебно-методический материал

Артюшина Наталья Васильевна

Экспериментальная деятельность как средство развития

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperement.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность как средство развития

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

        На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.

    Детство пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники

прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность,

постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить

решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование –

замечательное средство интеллектуального, познавательного развития

дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает

возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Познавая мир, он делает множество открытий.

Самое «лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо

Эмерсон. На этом и основано активное внедрение детского

экспериментирования в практику нашей педагогической работы.

   Именно исследовательская деятельность помогает детям соответствовать

требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник детского сада сегодня

должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,

побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться

экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и

планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели,

помогает в овладении универсальными предпосылками учебной

деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и

выполнять его инструкции.

    Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

  Какие же задачи мы ставим перед собой, вовлекая детей в

исследовательскую деятельность.

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять

детскую любознательность.

2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его

практического исследования.

3. Создавать условия для самостоятельного установления связей и

отношений между системами объектов и явлений с применением

различных средств.

4.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении опытов и экспериментов.

 Работа с детьми построена на основе следующих принципов:

* Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

* Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и

развития.

* Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как

основы саморазвития и развития.

* Принцип «развивающей интриги».

* Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

* Принцип деятельного подхода к развитию личности.

* Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.

* Принцип системного подхода к объединению направлений работы,

подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности

* Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем,

оборудования интеллектуального содержания)

При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:

* Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

* Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную

пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны

своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

* Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,

необычности.

   Мы используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе

этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные

понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое,

игровое и нестандартное оборудование,

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные

поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой

гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм

работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает

детей к самостоятельным исследованиям.

   В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности

дошкольников мы используем комплекс разнообразных методов и приемов.

Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером

воспитательно-образовательных задач.

Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове, тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

   С чего начинается процесс экспериментирования?

Наблюдение - это первая ступенька к началу экспериментальной

деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет

интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается

логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению

эксперимента.

    Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента

отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при

наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику

мышления. Размышление о том, что видит дошкольник , помогает ему

выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для

себя, интересно ли это, оригинально ли.

   Следующий этап очень трудный для детей - измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка. Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о немерной детской фантазии и воображении.

   Следующий этап - предсказание. О том, зачем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти.

   Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.

Этапы экспериментальной деятельности.

     Остановимся кратко на основных этапах эксперимента в детском возрасте:

Появилась проблема. Высказываем предположения. Проверяем

предположение в процессе проведения опыта на практике. Делаем выводы.

Какие материалы и оборудование используются в экспериментальной

деятельности? Для проведения опытов и экспериментов в качестве

материалов используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться,

показывают, как они действуют. Например, на примере использования воды и стакана, можно показать детям, что происходит с жидкостью, если ее

поместить в очень холодную среду - морозильную камеру. Можно

использовать различные формочки, в них налить воду и таким образом

создать красивые ледяные фигурки. Детям такие опыты очень нравятся.

Другим интересным экспериментов является, когда с детьми в детском саду в

почву помещают семечки. Почву регулярно увлажняют, рыхлят. И через

несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы. Дети с

удовольствием наблюдают, как растет маленький росток. Наблюдая за

водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на теплый

подоконник, дошкольники получают знания о том, что вода может

испаряться. Основные блоки экспериментальной деятельности. Начнем с

того, что обучение экспериментированию детей должно быть организовано

специально. Это первый блок. Совместное творчество педагога с детьми

развивает у детей активность, познавательную и творческую. Втором блоком

является то, что в ходе проведения эксперимента взрослый оказывает

всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты, проводит

познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы. Третий

блок заключается в свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

В группе отводят место для детской лаборатории, уголки природы, где и

осуществляется самостоятельная экспериментальная деятельность

дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, альбомы для

рисования, в которых дети изображают результаты своих экспериментальных

опытов.

    Для занятий опытно-экспериментальной деятельностью в группе должен

быть «Уголок экспериментирования».

   Там должны быть самые разнообразные материалы и инструменты для

опытов: лупы, микроскоп, пробирки, весы, компас, песочные часы, мыльные

пузыри, разнообразный природный материал, бросовый материал,

разнообразная бумага и ткани, технические материала многие другие

средства, которые могут пригодиться для опытов.

   Все должно быть доступно и безопасно для детей. Это важно: чем старше

дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию.

Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить

детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного

характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его

активная субъективная деятельность.

   В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя

исследователем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а

равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку

проявлять свою исследовательскую активность. Правила, которые следует

соблюдать при организации исследовательской работы с детьми: Учить детей

действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. Не

сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать

(или могут научиться делать) самостоятельно. Не спешить с вынесением

оценочных суждений. Помогать детям учиться, управлять процессом

усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и

явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем

исследования.

   В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.

У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа

и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он

воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные

закономерности, делает выводы.

   Важно запомнить, что когда ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает. Не надо подавлять самостоятельность детей!

Хочу остановиться на двух экспериментах, проведённых в нашей группе.

Первый эксперимент «Эта удивительная соль».

Второй эксперимент «Радужная вода»

   Цель эксперимента: Формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом – солью и природным явлением - водой. Какие виды соли (воды) бывают? Как

добывают соль? Свойства соли и воды? Как и где человек использует и

применяет соль и вода.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о

свойствах, формах и видах соли и света («Познание»).

2. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, логическое

мышление, внимание, память («Коммуникация»), («Познание»).

3.Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение делать

выводы («Познание»).

4. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно

находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации

(«Познание»).

5. Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и

чувств у детей («Социализация»).

6.Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях,

эмоциональных и физических состояниях («Социализация»).

7. Развивать связную и диалогическую речь; зрительное и слуховое

внимание, развивать речевой слух ; умение ориентироваться в пространстве;

мелкую и общую моторику рук («Коммуникация»).

Ожидаемый результат:

* Дети получат представления о соли и воде их свойствах, способах добычи,

видах соли, о их пользе и вреде, используя разные методы для

получения информации.

 * Обогатится опыт детей проводить опытно-экспериментальную

деятельность, опыт в творческой деятельности.

*Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть

причинно - следственные связи.

*У родителей повысится уровень компетентности в вопросах детского

экспериментирования.

   Продукт экспериментной  деятельности: изготовление летбука «Эта

удивительная соль», коллекция творческих

работ с применением соли: изготовление поделок, рисование акварелью,

лепка из солёного теста, проведение опытов с солью и светом.

   Методы и приемы реализации эксперимента:

   Словесный метод – беседы, рассказы воспитателя. Основная задача этого

метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или

явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей,

побуждает их к обмену впечатлениями.

Наглядный метод: (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций

об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных

задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного

вида: распознающего характера, в ходе которых формируются знания о

свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и

преобразованием объектов.

   Практический метод: (разнообразное обследование предмета, игры-опыты,

игры-эксперименты, дидактические игры, творческая деятельность).

Взаимодействие с родителями:

1. Поисковая работа по подбору материала по теме.

2. Подборка загадок, пословиц и поговорок, сказок, стихотворений.

3. Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии

исследовательской деятельности дошкольников», «Опыты без взрывов».

   Подведем итог. Из всего сказанного можно сделать вывод, что

экспериментирование — это эффективный способ обучения детей

исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является

методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к

деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному

восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в

обучении.

   В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные

исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и

обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные

эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

   Экспериментирование детей дает толчок к развитию у ребенка многих

необходимых для обучения в школе качеств.

   В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не

должно быть четкой границы между обыденной жизнью и

экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только

способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....