Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)
план-конспект занятия (средняя группа)

Попова Татьяна Александровна

Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_russkaya_matreshka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности

по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром.

Тема:  «Русская матрешка»

Составила воспитатель Попова Т. А., 1кв. категория.

Цель:

Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире.

Задачи:

  1. Образовательные

-  Познакомить детей с историей создания первой русской матрёшки.

- Дать представления о разнообразии матрешек и различных видах росписи матрешек.

- Закреплять приобретенные навыки.

     2. Развивающие

- Развивать у детей познавательный интерес к народной игрушке – матрешке.

- Продолжать развивать связную речь, мышление, воображение.

- Развивать творческую фантазию, инициативность при украшении матрешек готовыми элементами.

    3. Воспитательные

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, любовь к народному искусству, национальным культурным традициям.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический, игровой.

Оборудование:

Деревянные куклы-матрешки, плоскостные матрешки. Сюрпризная коробка, приглашение. Фотографии первой русской матрешки и японской деревянной куклы Фукурума. Сладости. Заготовки для украшения матрешек. Косыночки, кепки., деревянные ложки.  Магнитофон. Аудиозаписи.

Предварительная работа:

 Изготовление плоскостных матрешек и заготовок для росписи.

Ход занятия

Воспитатель: 

Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас в группе гостей. Давайте с ними поздороваемся, и я вас им представлю.

Это наши дети, самые лучшие на свете.

Они очень любят, играть, рисовать, петь и танцевать

Они очень весело смеются и просят вас улыбнуться.

Давайте улыбнёмся друг другу.

Воспитатель: 

Ребята, вы любите сюрпризы? (ответ детей).

( достает красивую коробку)

У меня для вас сюрприз, одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

(матрешка)

Воспитатель: 

вы угадали, это матрешка (достает матрешку).

А, что у нее в руках? Какое-то письмо. Давайте прочитаем?

(воспитатель читает письмо, прикрепленное к матрешке)

 «Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки. Вы меня узнали без сомненья, да, меня Матрешкою зовут. Принесла я вам сегодня приглашение - от матрешек, они вас в гости очень ждут».

Пойдем в гости к матрешкам? (ответ детей)

Ребята, давайте встанем в круг,

На минутку закроем глазки

И окажемся у матрешек в сказке,

Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.

1,2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.

 Вот так чудеса, мы попали к матрешкам в гости. Посмотрите, какие они? (ответы детей. Воспитатель дополняет) красивые, нарядные, расписные.

Цветастые платья,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячутся дочки.

(показывает детям разных матрешек)

Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Как называется страна, в которой мы живем? (ответ детей - Россия)

Давайте присядем на стульчики, и вы мне расскажите,  что вы знаете о русской матрешке,

(рассказы детей, стихи о матрешках и др.)

Воспитатель:

(рассказ сопровождается показом фотографий): 

А  теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки. Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный лысоватый старичок с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий, внутри которого помещалась вся его семья. И звали его Фукурума.

Игрушка очень понравилась нашему художнику Сергею Малютину, и он решил сделать такую же для русских детей. Изготовить свою небывалинку он заказал токарю Михаилу Звездочкину. Так появилась розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Почему игрушку назвали матрешкой, да потому, что имя Матрена было самым распространенным на Руси. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. Так родилась в старинном русском городе Загорске, а ныне этот город называется Сергиев Посад первая русская матрешка.

Сегодня появились самые разнообразные матрешки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрешки-мужчины.

А как вы думаете, из чего делают матрешек? (Ответы детей) 

Правильно, матрёшек делают из дерева липы, берёзы, ольхи или осины. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан.  Узор, нанесенный на матрешку, называется роспись. После того как матрешку расписали, ее покрывают лаком.

А чем отличаются матрешки друг от друга? (Ответы детей) 

Матрешки отличаются формой, размером, росписью.

Как вы думаете, а что можно узнать по росписи матрёшки? (Ответы детей).

По росписи можно узнать, откуда матрёшка родом, какие мастера её расписывали.

Воспитатель: 

Есть самые известные матрешки - Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская.

 Давайте посмотрим на наших матрешек. Чем же эти матрешки отличаются друг от

(Воспитатель помогает детям с ответами).

Воспитатель: 

Эта матрешка из г. Семенов. В этом городе есть центр росписи матрешек, отсюда и название. Особенность росписи Семеновской матрешки в том, что весь фартук этой матрешки  занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Ротик бантиком, на щеках малиновый румянец. Какие самые основные, яркие цвета вы видите?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый.

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка.

Эти матрёшки всегда в сарафанах расписных , кофточка на них с вышивкой, на голове...

Дети: Платок.

Воспитатель: 

А поверх сарафана…

Дети: Фартук.

Воспитатель: 

Эта матрешка хозяюшка. Что у нее в руках?

Дети: горшочек.

Воспитатель: 

На Загорской матрешке какие основные цвета?

Дети:  красный, зеленый, синий, желтый.

Воспитатель: 

И третья матрёшка из села Полхов-Майдан.  

Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!

У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук. 

Воспитатель:

 Молодцы, ребята, вы меня внимательно слушали и узнали какие матрешки самые известные. А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Мы веселые матрёшки».

Подойдите ко мне, встанем в круг, что бы всем было удобно.

Проводится игра «Мы веселые матрёшки».

Мы – веселые матрешки (шагают на месте)

Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки. (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)

В сарафанах ходим пестрых. (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)

Мы похожи, словно сестры. (указательные пальцы приложили к щечкам)

Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)

Завязали мы платочки. (Наклоны головой влево - вправо)

Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки. (потереть щечки)

Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите, здесь спряталась целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга.

Матрешки очень яркие, красивые, веселые, но чего-то им не хватает. (ответы детей).

 Действительно, у них совершенно чистые, белые фартуки. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую. А чтобы лучше отличать сестричек - матрешек  друг от друга, мы их украсим, каждый на свой вкус. (Дети садятся за столы).

Проводится физкультминутка:

Прежде, чем матрешек украшать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Пальчиками поиграли,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель: 

Подбирайте цвета узоров так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.                      

Звучит русская народная мелодия в записи, дети начинают украшать матрешек.

По окончании работы дети аккуратно расставляют своих матрешек на доске.

Воспитатель: 

Какие яркие, веселые, нарядные матрешки у вас получились!

Вы славно потрудились, а теперь, мастера и мастерицы, можно и повеселиться, ведь делу время, а потехе - час! И сейчас мы в пляс пойдем, хоровод мы заведем. А для этого нам надо принарядиться и в матрешек превратиться.

Вместе с воспитателем исполняется танец с ложками «Хлоп-хлоп ложки, топ-топ ножки»

Воспитатель:

 Ребята, вы славно повеселили наших матрешек, и они вам дарят вкусные сладости. А теперь пришла пора попрощаемся с матрешками, нам пора возвращаться в нашу группу.

На минутку закроем глазки,

И вернемся домой из матрешкиной сказки.

Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.

1,2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.

Вот мы и в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие? У кого в гостях мы сегодня были?

Что нового вы узнали? А, что вам запомнилось больше всего?  

 (Ответы детей).

Спасибо вам, ребята, на этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром, миром природы "Звезды"

Задачи: познакомить детей с профессией людей, занимающихся изучением космического пространства,  со звездами, связанными с ними народными приметами и загадками, сообщить ребятам названия некоторы...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением, с миром природы в старшей группе «Лето красное пришло!»

Данный учебный материал должен помочь детям старшего дошкольного возраста:- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышл...

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "...

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "  поможет проводить образовательную деятельность с использованием видео и ауд...