Консультация для педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Ст.44 п.2 Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

"Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

В.А. Сухомлинский

 

  1. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Ст.44 п.2 Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Кто он, современный родитель?

Осознаёт ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.

Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к детскому саду.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; 

• обеспечить открытость дошкольного образования; 

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

В связи с этим целью педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Таким образом, главной задачей детского сада является «повернуться лицом к семье», заинтересовать родителей, оказать им помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие нашего детского сада, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Современные инновационные формы:

-"Круглый стол" по любой теме;

-устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- тематические выставки;
- соцобследование, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;

-семейные проекты;

-интеллектуальные ринги детей и родителей;

-интервью с родителями и детьми на определенные темы;

-родительская гостиная;

-портфолио семейного успеха;

-аукцион секретов воспитания;

- акции;

- сайт ДОУ

-Электронная почта, интернет-страница на сайте ДОУ, интернет ресурсы.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении детского учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания. «Открытость наружу» - означает, что детский сад готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в районных конкурсах.

Оформление выставок о жизни дошкольников в группе дают родителям возможность узнать, чем занимаются их дети под присмотром педагога, могут понять, что у их ребенка получается лучше или хуже всего.

В процессе воспитания ребенка у родителей могут возникать спорные вопросы по процессам обучения и воспитания их детей, для их решения организовываются круглые столы. Здесь родителям предоставляется возможность высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения. Родители совместно с педагогами делают выводы или находят для всех общее компромиссное решение возникающих проблемных ситуаций.

Родительская почта – это коробка или тетрадь, которые пополняют родители. Они пишут туда свои заметки, идеи и предложения, могут задавать интересующие их вопросы. Эти вопросы обсуждают на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем, достаточно эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Организация и проведение акций позволяет родителям воспитанников одной группы сближаться друг с другом и становиться ближе к своим детям, и лучше узнавать их. Эта форма дает возможность увидеть своего ребенка в общении с другими детьми.

Семейные посиделки позволяют сплотиться, лучше узнать друг друга, узнать особенности воспитания каждой из семей, поделиться новыми событиями. Семейные посиделки могут проходить в форме организованного чаепития, с приготовлением сладостей и вкусностей для всех участников.

Дни открытых дверей, на которых родители знакомятся с задачами, правилами и традициями детского сада. На тематических консультациях сотрудники детского сада отвечает на все вопросы, интересующие родителей воспитанников.

Интернет - форумы пользуются большой популярностью среди занятых родителей, у которых не хватает времени на личное общение с педагогическим составом ДОО и другими родителями. Там родители могут задать интересующие их вопросы, обсудить проблемы, касающиеся обучения и воспитания своего ребенка, высказать личное мнение или рассказать о своих предложениях. Можно делиться фотографиями и видеозаписями с утренников и праздников.

Преимущества новых форм взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. 
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, 
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Внедрение Новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные предста...

Консультация для педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников".

Консультация для педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"....

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет реб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

В материале даны рекомендации по  созданию условий для конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников....