Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста
консультация

Анна Юрьевна Марченко

Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведе­ния информации. Развитие памяти начинается у ре­бенка с момента рождения (по некоторым данным, даже во внутриутробном периоде). Однако это про­цесс не спонтанный, а включенный в деятельность ребенка и существенно этой деятельностью обуслов­ленный. По мнению Выготского Л.С. память является доминирующей психологической функцией дошкольного возраста.

А основной вид деятельности ребенка-до­школьника — игра. Следовательно, если мы будем определенным образом организовывать игру, то смо­жем и управлять развитием памяти.

Выделить память как специальный «объект тре­нировки» у ребенка раннего и дошкольного возра­ста очень сложно. Процессы запоминания и воспроизведения — основа всех видов физической и психической ак­тивности ребенка, его обучения и развития. В свою очередь продвижение в интеллектуальном и рече­вом развитии дает возможность расти мнемическим способностям, малыша — пускай пока в сти­хии непроизвольного запоминания. Значит, если мы создаем ребенку условия для гармоничного разви­тия, для активного освоения предметного мира и отношений с людьми, тем самым мы содействуем развитию его памяти. Это, так сказать, главная, общая установка.

Один из первых способов научения доступен ребенку еще до рождения. Это приучение, при­выкание к какому-то определенному раздражите­лю или фактору. Привыкание позволяет нам «не слышать» тиканье часов или звуки транспорта за окном. Привыкать способны даже неродившиеся младенцы.

Второй тип научения — «предсказывание» того, что должно случиться. Когда вы слышите приближающиеся шаги, вы ожидаете увидеть кого-то в поле зрения. Младенец в кроватке тоже мо­жет предугадать, что после стимула — звука ша­гов — появится лицо... Но это не означает, что он осознает: за шагами последует лицо. Он только реагирует соответствующим образом (улыбкой, оживлением, движениями). Во многом это про­исходит аналогично тому, как взрослые начина­ют выделять слюну, если чувствуют запах люби­мой пищи.

Такое научение — предсказывать, что за ка­ким-то событием последует еще одно, — вполне определенное, называется классическим, или пав­ловским, условным рефлексом. Американский физиолог Б. Ф. Скиннер занимался изучением условных рефлексов у детей самого нежного воз­раста. В его экспериментах крошечные младенцы научались поворачивать голову в ответ на вклю­чение слайд-проектора или махать ручкой, что­бы заставить двигаться игрушку-мобиль, вися­щую над кроваткой. Все мамы помнят, как быст­ро их новорожденный «догадывался»: достаточно заплакать, чтобы тебя тут же взяли на руки. Если ты улыбаешься, то взрослый обязательно улыб­нется тебе в ответ... Открывая последовательность действий, младенец осваивает новый мощный спо­соб научения. Хотя по-прежнему он не осознает, что делает, так, как это может осознавать взрос­лый.

Следующий шаг — понимание, осознание ре­бенком того, что он может получить что-то, со­вершая определенные действия. Примерно в воз­расте четырех месяцев дети начинают впервые делать что-то намеренно. Это значит, что научение теперь занимает меньше времени и требу­ет от малыша гораздо меньше беспорядочных, случайных действий. Конечно, обучение это свя­зано в первую очередь с освоением предметного мира. Когда малыш впервые толкает мячик, он может делать это снова и снова, заставляя мячик катиться по полу. При этом поначалу не осозна­ет, что это именно его движение рукой заставило мячик покатиться.

Постепенно приходит понимание того, как можно самому влиять на события. «Знание» того, что движения рукой определенным образом за­ставляют колокольчики на погремушке звучать, очень важно для младенца. Это значит, что он может контролировать события, управлять своим  миром.

Память дошкольника носит наглядно-образ­ный характер, то есть он лучше запоминает пред­меты и картины. А из словесного материала — образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания.

Способность малышей дошкольного возраста к произвольному запоминанию на­чинает интенсивно развиваться. Увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса. Дошкольник спосо­бен использовать различные «опоры», структури­ровать материал и т. д. Такие способы запомина­ния называются «опосредованными». Когда вы занимаетесь с ребенком дошкольно­го возраста, не стоит ставить перед собой цель специально тренировать его механическую память или обучать способам опосредованного запоми­нания.

Исследования психологов и педагогов пока­зывают, что механическая память тренировке практически не поддается. Для начала убедитесь в том, что у вашего малыша нормальный для его возраста уровень запоминания. Подберите 10 кар­тинок с изображениями хорошо знакомых ребен­ку предметов — их можно взять из детского лото. Разложите на столе и попросите ребенка хоро­шенько их рассмотреть в течение 30 секунд. Те­перь пусть он отвернется и назовет картинки, которые ему удалось запомнить. Если пяти-шестилетний ребенок правильно назвал 5—6 карти­нок, все в порядке. Если попытка оказалась ме­нее удачной, скорее всего, дело в том, что малыш был не слишком внимателен. Через какое-то вре­мя попробуйте повторить этот опыт.

А в промежутках между проверками основные силы направьте на развитие образной, ассоциа­тивной памяти малыша, его воображения. Это лучшая подготовка к овладению способами про­извольного запоминания, которое будет доступно ребенку немного хуже — в более старшем (школьном) возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти начинается у ребенка с момента рождения (по некоторым данным, даже во внутриутробном периоде). Однако это процесс не спонтанный, а включенный в деятельность ребенка и существенно этой деятельностью обусловленный. По мнению Выготского Л.С. память является доминирующей психологической функцией дошкольного возраста.

А основной вид деятельности ребенка-дошкольника — игра.[1] Следовательно, если мы будем определенным образом организовывать игру, то сможем и управлять развитием памяти.

Выделить память как специальный «объект тренировки» у ребенка раннего и дошкольного возраста очень сложно. Процессы запоминания и воспроизведения — основа всех видов физической и психической активности ребенка, его обучения и развития. В свою очередь продвижение в интеллектуальном и речевом развитии дает возможность расти мнемическим способностям, малыша — пускай пока в стихии непроизвольного запоминания. Значит, если мы создаем ребенку условия для гармоничного развития, для активного освоения предметного мира и отношений с людьми, тем самым мы содействуем развитию его памяти. Это, так сказать, главная, общая установка.

Один из первых способов научения доступен ребенку еще до рождения. Это приучение, привыкание к какому-то определенному раздражителю или фактору. Привыкание позволяет нам «не слышать» тиканье часов или звуки транспорта за окном. Привыкать способны даже неродившиеся младенцы.

Второй тип научения — «предсказывание» того, что должно случиться. Когда вы слышите приближающиеся шаги, вы ожидаете увидеть кого-то в поле зрения. Младенец в кроватке тоже может предугадать, что после стимула — звука шагов — появится лицо... Но это не означает, что он осознает: за шагами последует лицо. Он только реагирует соответствующим образом (улыбкой, оживлением, движениями). Во многом это происходит аналогично тому, как взрослые начинают выделять слюну, если чувствуют запах любимой пищи.

Такое научение — предсказывать, что за каким-то событием последует еще одно, — вполне определенное, называется классическим, или павловским, условным рефлексом. Американский физиолог Б. Ф. Скиннер занимался изучением условных рефлексов у детей самого нежного возраста. В его экспериментах крошечные младенцы научались поворачивать голову в ответ на включение слайд-проектора или махать ручкой, чтобы заставить двигаться игрушку-мобиль, висящую над кроваткой. Все мамы помнят, как быстро их новорожденный «догадывался»: достаточно заплакать, чтобы тебя тут же взяли на руки. Если ты улыбаешься, то взрослый обязательно улыбнется тебе в ответ... Открывая последовательность действий, младенец осваивает новый мощный способ научения. Хотя по-прежнему он не осознает, что делает, так, как это может осознавать взрослый.

Следующий шаг — понимание, осознание ребенком того, что он может получить что-то, совершая определенные действия. Примерно в возрасте четырех месяцев дети начинают впервые делать что-то намеренно. Это значит, что научение теперь занимает меньше времени и требует от малыша гораздо меньше беспорядочных, случайных действий. Конечно, обучение это связано в первую очередь с освоением предметного мира. Когда малыш впервые толкает мячик, он может делать это снова и снова, заставляя мячик катиться по полу. При этом поначалу не осознает, что это именно его движение рукой заставило мячик покатиться.

Постепенно приходит понимание того, как можно самому влиять на события. «Знание» того, что движения рукой определенным образом заставляют колокольчики на погремушке звучать, очень важно для младенца. Это значит, что он может контролировать события, управлять своим  миром.

Память дошкольника носит наглядно-образный характер, то есть он лучше запоминает предметы и картины. А из словесного материала — образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания.

Способность малышей дошкольного возраста к произвольному запоминанию начинает интенсивно развиваться. Увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса. Дошкольник способен использовать различные «опоры», структурировать материал и т. д. Такие способы запоминания называются «опосредованными». Когда вы занимаетесь с ребенком дошкольного возраста, не стоит ставить перед собой цель специально тренировать его механическую память или обучать способам опосредованного запоминания.

Исследования психологов и педагогов показывают, что механическая память тренировке практически не поддается. Для начала убедитесь в том, что у вашего малыша нормальный для его возраста уровень запоминания. Подберите 10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов — их можно взять из детского лото. Разложите на столе и попросите ребенка хорошенько их рассмотреть в течение 30 секунд. Теперь пусть он отвернется и назовет картинки, которые ему удалось запомнить. Если пяти-шестилетний ребенок правильно назвал 5—6 картинок, все в порядке. Если попытка оказалась менее удачной, скорее всего, дело в том, что малыш был не слишком внимателен. Через какое-то время попробуйте повторить этот опыт.

А в промежутках между проверками основные силы направьте на развитие образной, ассоциативной памяти малыша, его воображения. Это лучшая подготовка к овладению способами произвольного запоминания, которое будет доступно ребенку немного хуже — в более старшем (школьном) возрасте.

Мнемотехника как инструмент развития памяти дошкольника

В Древней Греции среди других богов и богинь эллины особо почитали богиню памяти Мнемозину. Она считалась еще и матерью всех девяти муз, то есть основой всех искусств. Особые приемы запоминания получили свое название по имени этой богини и стали называться мнемотехническими приемами. Система таких приемов называется мнемотехникой, или мнемоникой.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что сам термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в VI веке до н. э. Знаменитыми мнемонистами древности, кроме самого Пифагора, были древнегреческие ученые Сократ, Ксенофонт, Платон. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Конечно, и тогда уже существовала письменность, но все же основной объем информации хранился не в рукописном виде, не в древних книгах, а в памяти людей. Благодаря писателю и историку Плутарху с искусством мнемоники познакомился Древний Рим. Мнемотехникой в совершенстве владел оратор Цицерон, один из приемов запоминания носит его имя. Правда, изобретение этого приема связывают и с именем древнегреческого поэта Симонида. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Легенда гласит, что Симонид был в числе приглашенных на пир в богатый дом. В разгар торжества он был вызван кем-то и ненадолго вышел на улицу. Когда же вернулся, обнаружил, что крыша здания рухнула и все участники пира погибли под обломками. Тела людей были так изуродованы, что опознать их смогли только благодаря Симониду — он вспомнил, кто где сидел за столом.

Если Симониду нужно было что-то запомнить, он «помещал» информацию в комнаты хорошо знакомого дома. Когда ему требовалось подготовиться к выступлению с большой речью, он сначала делил ее на несколько достаточно крупных частей: семь, максимум девять. Каждой части он присваивал какой-нибудь знак. Например, если речь шла о флоте, он представлял себе якорь, о войне — оружие. А затем мысленно заходил в комнату и раскладывал эти предметы на мебели. Первым у двери стоит ларь — на него он положил якорь, затем кровать — на нее он положил оружие, и т. д. Когда же Симонид говорил речь, он как бы собирал эти предметы, проходя по комнате. Информацию для более долгосрочного хранения он размещал уже не в комнате, а в городе. В одном районе он «держал» знания по философии, в другом — по литературе.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике, датированные примерно 86—82 гг. до н. э., принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Один из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственный деятель Римской республики Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) прославился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи. Он хранил в своей памяти и легко извлекал оттуда множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Запоминаемые единицы информации он мысленно расставлял в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем ему достаточно было вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нем ключевые моменты своей речи. Метод Цицерона (его называют еще методом мест, или системой римской комнаты) входит во все современные системы эффективного запоминания.

Современная мнемотехника до сих пор пользуется и некоторыми другими положениями, сформулированными Цицероном. Например, он особо подчеркивал: для успешного запоминания словесную информацию надо специально переводить в зрительные образы. Кроме того, он обратил внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но и стирать.

Классическая мнемотехника уже во времена Цицерона и Квинтилиана разделилась на два направления. Цицерон сам в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образных зрительных кодов и учил этому своих последователей. В сочинениях Квинтилиана разрабатывался другой подход. Этот подход был доступен людям, которые в силу своей психофизиологической организации испытывали трудности с визуализацией информации. Эти люди не могли ярко представлять зрительные образы и манипулировать ими в своем воображении. Им предлагались различные способы многократного повторения материала (в том числе и с помощью переписывания); дидактические опоры в виде наглядных пособий и т. д.

Известный мнемонист В. Козаренко называет работы Квинтилиана первыми ростками «педагогической мнемотехники». Некоторые ее положения официальная педагогика в общеобразовательных школах использует до сих пор. Полностью это направление сформировалось в XVI веке.

Основателем педагогической мнемотехники считают Пьера де ла Раме, французского философа, логика и математика. Приемы запоминания, которые пропагандировал Раме, были доступны и понятны большинству людей, и в первую очередь тем, кто не обладал развитым визуальным мышлением. Педагогическая мнемотехника отдавала предпочтение многократному повторению, интенсивному «пережевыванию» изучаемого материала, игнорируя специальные способы его кодирования в зрительные образы. Учащимся и студентам предлагалось многократно перечитывать один и тот же текст; многократно повторять его вслух (сейчас мы называем это «зубрежкой»); переписывать учебный материал из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовывать иллюстрации из учебников. Эти методы до сих пор используются в официальной системе образования.

Так постепенно в XVI веке классическая мнемотехника, казалось, полностью уступила свои позиции мнемотехнике педагогической. И все же искусство запоминания с упадком древней цивилизации не было полностью забыто. Классическую мнемотехнику, например, изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно.

Новый расцвет мнемотехника пережила в XIX веке — системам запоминания стали обучать студентов во многих университетах Европы, в том числе и в России; издавались многочисленные книги и журналы по искусству запоминания.

Многие приемы запоминания передаются из поколения в поколение. Всем знакомый и стопроцентно работающий мнемотехнический прием — это фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С помощью этого предложения мы с детства затвердили не только названия всех цветов спектра, образующих радугу, но и порядок их расположения. Есть и другой, менее распространенный вариант: «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь».

Наверняка немало забавных приемов запоминания вы можете припомнить из своего дошкольного детства. Часть приемов запоминания — плоды собственного педагогического творчества — предлагают своим воспитанникам педагоги.

Прием рифмовки используется педагогами для обучения самым разным дошкольным навыкам. Все это примеры ярких, действительно помогающих, но, так сказать, стихийно возникающих мнемотехнических приемов — они не организованы в какую-то единую систему запоминания учебного материала. Специалисты-мнемонисты называют такие находки «народной мнемотехникой».

Современная мнемотехника, считает В. Козаренко, значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Она не только делает возможным стопроцентное запоминание текстового материала. Освоив ее технологии, можно безошибочно сохранять в памяти любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой. Например, списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, биографические данные большого количества людей, сложные учебные тексты, содержащие множество терминов и статистических сведений и т. п.

Очень важная особенность современной мнемотехники, по сравнению со всеми ее предшественницами, в том числе классическим и педагогическим направлением, — это разработанная теоретическая база. Новейшие исследования человеческой памяти позволяют доработать известные приемы запоминания и объединить их в четкие системы. Каждая такая система успешно решает свои, специфические задачи. Есть специализированные системы, направленные, например, только на изучение иностранных языков или на заучивание сложных двигательных навыков.

Самые эффективные приемы мнемотехники могут называться по-разному, но в своей основе они все очень похожи. Трудно выделить какой-то из них в чистом виде — в зависимости от материала, ситуации, психофизиологических особенностей человека для запоминания чаще всего используются комбинации нескольких приемов.

Метод опорных точек основан на выделении ключевых слов, тезисов (так называемые «крючки, ключи») либо на переводе словесной информации в символические изображения (пиктограммы); применяется для запоминания логически связанных текстов.

Привязка к хорошо знакомой информации используется, как правило, для запоминания новой и сложной информации, например при изучении иностранных слов.

Фонетический метод выделение слогов и создание по ним образов; рекомендуется мнемо-нистами для заучивания терминов, сложных названий.

Способ создания естественных и искусственных ассоциаций используется в качестве опоры для запоминания неструктурированной, не объединенной логически информации.

Метод римской комнаты (метод Цицерона), или привязка к месту, очень эффективен для запоминания последовательности в текстах сообщений, речей.

Метод социального этикета Тони Бьюзена с успехом используется для запоминания имен и лиц. Суть этого способа заключается в выделении характерных черт внешности: прически, формы носа, расцветки галстука и т. п. После выделения ключевой черты ее привязывают к образу человека. Главное правило — образ должен быть большим, динамичным и по-доброму шаржированным. К примеру, если клиент увлекается гольфом, тренер-мнемонист предлагает представить его с клюшкой, но не в руках, а за ухом. Стимулируется не только запоминание имени, но и его ассоциирование с деятельностью и особенностями внешности человека.

Словесно-числовой код — перевод цифр в осмысленные образы плюс их оживление; помогает запоминать телефоны, даты, ПИН-коды и другую цифровую информацию; использует прием символизации.

Символизация — это подготовка информации к запоминанию, преобразование разнообразных сведений в образную форму. Одно и то же понятие можно обозначить разными зрительными образами. В образной форме информация воспринимается и сохраняется гораздо легче и быстрее, чем в знаковой (алфавит, математические символы и другие знаковые системы). В мнемотехнике прием символизации используется очень часто. При определенном навыке кодирование информации в зрительные образы может происходить достаточно быстро. Логически связанный отрывок текста с внутренней логической связью.

Другой важный навык, который успешно используется в комбинированном способе запоминания, — это прием скрепления, связывания отдельных элементов информации. Скреплять запоминаемые объекты можно как с помощью образных приемов, так и с помощью логических связей. Как сказал один из специалистов по мнемотехнике: «Лишь только вы перестали воспринимать два события как отдельные, можно сказать, что вы скрепили их, как кирпичи цементным раствором; теперь, беря один кирпич, вы можете не бояться, как бы не потерять второй.»

Так само знание об ограничениях объема памяти заставляет нас формировать другие, более эффективные технологии запоминания, чем обычное повторение.

Практические методики развития памяти в игре

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т.д.) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например «в «магазин», «дочки-матери» и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметах, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх - имитация определённых отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, к которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудную деятельность, в ходе которой ребёнок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребёнок учится пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

Особо следует рассказать о развитии восприятия, памяти, внимания и мышления дошкольника.

В период времени от 3 до 7 лет под влияние конструкторской продуктивной, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединить их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребёнку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно - исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятие превращается в умственное.

Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владенье речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникшее под влияние внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточить внимание уже с 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2 -2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной или той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к. уже и в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка.

Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3 -4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольным, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4 летнего возраста в играх могут произвольно запомнить, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связи с развитие мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребёнок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трёх - четырёхлетний ребёнок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Игры и задания

Учим ребёнка описывать различные свойства окружающих его детей.

Можно попросить описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена?

Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычайную фантастическую историю. Например, яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идёт о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт тоже о яблоке или яблоках.

Продолжаем знакомить ребёнка со свойствами предметов.

Предлагаем спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать ребёнку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребёнок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты), то получит её в подарок.

Если в семье есть дети более старшего возраста, предложите им поиграть в эту игру со своими младшими сестрами и братьями.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить и следующим образом: попросите ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему обще употребляемых слов. Допустим, слова «книга». Обязательно надо дать пример: «красочная книга». Затем задаёте вопрос «Какая ещё бывает книга?»Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребёнку. Но затем, предлагая новое слово (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т.д.)ограничьте время выполнения задания 3 минутами. Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.

Знакомство с свойствами предметов можно проводить в виде игры.

Игра «Кто летает?»

Игра может проводится как родителями с одним ребёнком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят.

Она способствует формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее «Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает», - и показываете, крылья. Если я вас спрошу: «Поросёнок летает?» - молчите и поднимайте руки.

Итак, отвечайте. Орёл летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолёт летает? Собака летает? Змей летит? Вертолёт летает?!!»

Игра «Съедобное - несъедобное»

Эта игра проводится на улице с использованием мяча, способствует формированию внимания ребёнка, продолжает знакомить ребёнка с существенными признаками, свойствами предметов.

Можно играть с одним ребёнком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.

Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы (например яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, мел, лук, книга и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны отбить брошенный мяч и передвинетесь по «классам» вперёд на одну клетку. Если названный предмет не съёдобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем так же передвинуться вперёд на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), от ребёнок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете 4-5 детьми. Тот ребёнок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.

Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для шестилетних детей, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует всё-таки попробовать.

1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.

2. Молоко пьёт, песенки поёт, чисто умывается, а с водой не знается.

3. Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.

4. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост под колечком.

Ответы: 1 - кошка; 2 - кошка; 3- курица с цыплятами; 4 - собака.

Следующее задание можно предложить ребёнку для лучшего знакомства со способами применения или использования предметов.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно приводим пример: «газета используется для чтения. Ты можешь придумать и другие предметы её использования.?». Можно рекомендовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т.д. Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда ребёнок будет полностью понимать, что от него требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а так же оригинальность предложенных способов использования предметов. Это задание, как и предыдущее, будет развивать речь ребёнка, мышление, творческие способности.

Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.

Можно использовать следующее задание:

А) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?

Б) среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.



[1] Субботина Л. Ю.  Учимся играя: Развивающие игры для детей 5— 10 лет. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 144 с:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста.

Память, младшие дошкольники, дидактические игры....

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...

Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все э...

«Из опыта работы по развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала и игр».

В статье раскрыто понятие памяти, как неотъемлемой составляющей человека. Рассматриваются особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста и приводятся примеры игр и упражнений на раз...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...

"Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"

Дидактическая игра как средство развития памяти детей дошкольного возраста....