«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, что
всё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и главное: связь между ними. Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Передо мной стояла задача, выбрать новые инновационные методы и приемы для развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. И, конечно же, я обратилась к интернету, перечитав много литературы и пересмотрев многие вебинары, я познакомилась и подружилась с эйдетикойПринцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.             

         Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_na_pedsovete_po_samobrazovaniyu.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

                        Доклад по самообразованию по теме

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего  

дошкольного возраста»

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

 К.Д. Ушинский.

Актуальность:

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, что
всё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и главное: связь между ними. Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Передо мной стояла задача, выбрать новые инновационные методы и приемы для развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. И, конечно же, я обратилась к интернету, перечитав много литературы и пересмотрев многие вебинары, я познакомилась и подружилась с эйдетикой.

       

Эйдетика («эйдос» в переводе с греческого – «образ, фотографическая память») - особый характер памяти преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ также входят образы восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Когда ребенок еще не говорит, родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ. Следовательно, если дети мыслят образно, нам необходимо этим пользоваться в их обучении. Эйдетика метод, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. По возможности надо стараться учить детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда. 

        Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.              

         Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. 

Вся работа велась в трех направлениях:

1.Изучение методической литературы.

2. Работа с детьми.

Использование эйдетики как метода развития памяти у детей, открыл для меня огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием эйдетики всегда проходили интересно не только для детей, но и для меня.  Дети обучались в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

- это «Лото ассоциации». Здесь дети работали над ассоциативными картинками или игрушками-героев сказок. Давала детям задание по ассоциации составить рассказ или сказку. Дети работали в группе, а также индивидуально.

- «Запомни движение» Детям показывался на экране различные движения в сопровождении музыки. Дети должны были запомнить движение и повторить далее самостоятельно.

- «Запомни слова». В данном занятии создавала картотеку с картинками Дети  хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений и скороговорок.

-«Что изменилось» В данном занятии поставила на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики. Попросила ребенка назвать каждую фигуру и постараться запомнить их расположение. После этого переставила фигуры. Задача малыша — угадать, где какая фигура находится, как изменился расположение фигур.

- «Что исчезло»

- «Что так звучит» Игра проводилась с применением музыкальных инструментов и аудио записей голосов животных. Дети должны угадать что так звучит и это чей голос.

Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.  Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

3. Работа с родителями

1.Выступила докладом на тему: «Применение средств эйдетики на занятиях по развитию речи» в методическом объединении воспитателей во второй младшей группах.

2. Проводила родительское собрание по теме  «Применение метода Эйдетики по развитию речи детей». Провела мастер-классы:

- по составлению таблиц, схем.

- по заучиванию стихотворений, текстов.

- использование метода эйдетики в доме, составление мнемотаблиц.

3. Консультации для родителей:

- «Эйдетики – понятие и особенности метода эйдетики»

-«Необходимость применение эйдетики»

Подведение итогов самообразования

1. Углублен уровень теоретических и практических знаний;

У детей:

1. развит интерес, мотивация к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительно расширился кругозор;

2. сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;

3. некоторые дети проявляют самостоятельность при использовании схем, мнемотаблиц;

4. значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;

5. повысился уровень в области развития у детей основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности. Я продолжу работу по данной теме и надеюсь, что это поможет детям в дальнейшем (например, в школе).

Воспитатель Ашимова Г.К.

Литература

  1. Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор,
  2. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
  3. Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

Ознакомление на интернет-сайтах с опытом работы педагогов.

https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/ejdetika-dlya-malyshej/ 

https://vse-pro-detey.ru/uprazhneniya-ejdetiki-dlya-detej/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста.

Память, младшие дошкольники, дидактические игры....

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...