Сообщение на педагогическом совете
материал (младшая группа)

Шубина Ирина Вячеславовна

Сообщение на педагогическом совете: "Обобщение опыта по экологическому воспитанию в детском саду во второй группе раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie.docx217.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                     Детский сад №7 «Мечта» с. Троицкое

Обобщение опыта по экологическому воспитанию детей  в детском саду во второй группе раннего возраста

                                                               Подготовила и провела:

                                                            Шубина Ирина Вячеславовна

28.11. 2019

с. Троицкое

Экологическое образование – важнейшая задача дошкольного воспитания в настоящее время. Именно в этот период  закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие  эмоциональные впечатления, которые надолго , а порой на всю жизнь остаются в памяти человека. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры.Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка  в детский сад. Ранний возраст – это благоприятное время для накопления представлений об  окружающем мире.

Цель экологического воспитания:

  • Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
  • Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
  • Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Принципы воспитания:

- системность

- наглядность

- доступность

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

- сезонность

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника . За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят .Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использую такие формы работы с детьми:

1 НОД .  Так на занятиях , где дети первично знакомятся с природой , учатся беречь её, знакомятся с правилам поведения, как ухаживать за растениям, животнымиВ своей работе я стараюсь проводить интегрированные занятия, ведь  интегрированное образование позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединяет  разные виды деятельности. Например

на занятии « Почему на улице осень», рассмотрели листопад,  также разобрали , что осенью солнышко часто спит и  не греет, стало холодно и все одели пальто, куртки, потому что настало время года – осень. Потом мы одели куклу Таню на прогулку, где дети закрепили навыки одевания и развивали мелкую моторику.

Большая роль в экологическом воспитании отводится сказкам . Сказки находят в сердце ребёнка эмоциональный отклик.

Вот поэтому на занятиях , где надо рассказать сказку , я часто использую настольный театр. Вот  к примеру взять сказку « Колобок». На данном занятии я знакомлю детей с тем откуда появился колобок, из чего он испечён, с кем он встретился и где. Рассказывая эту сказку я  знакомлю детей  представителями сказочного леса, с которыми встретился колобок: зайцем, медведем, волком, лисой. А второй частью занятия мы с детьми рисовали дорожку  по которой покатился колобок от бабушки и дедушки. Рассказывая сказку « Теремок», где дети тоже знакомятся с животным миром, второй частью занятия я брала конструирование домика для зверей из крупного строительного материала. Дети с удовольствием принимали участие в строительствеОчень интересно прошло занятие « Овощи», где зайка знакомил детей с овощами, а потом мы вместе с детьми делали заготовки на зиму. На занятиях по лепке  « Божья коровка», « Мухомор»   дети с интересом выполняли задание воспитателя

2. Экологические игры. Игра никогда не надоедает малышу. Таким образом, дети и заняты интересным делом и познают азы  экологии.

а) игры с природным материалом Сюда можно отнести  игры с использованием разнообразных природных материалов( листья, шишки, жёлуди и т.д.)  На данный момент мы с детьми познакомились с шишками, листочками клёна , рябины жёлудями, каштанами) .Это самый доступный и эффективный вид игры в работе с детьми. Их можно проводить и на улице и в группе. Детям очень нравится поиграть с листочками, собирать жёлуди, каштаны. Поэтому такие игры которые я провела « Найди , что покажу», « Найди , что назову» проходили  с интересом.

б) Настольно – дидактические игры. Данный вид игр разнообразен:- это пазлы, парные картинки, игры – вкладыши.

Малыши с помощью таких игр знакомятся с животным миром  растительным, у них формируется представление   о живой  не живой природе, о жизни  среде обитания ( птиц, насекомых, животных ), а также развивается наблюдательность, внимание, логическое мышление.Это такие игры как: « Чей малыш?», « Чья мама?»,« Положи все фрукты на тарелочку», « Чудесный мешочек». « Соберём урожай», « Узнай и назови», « Что в корзиночке лежит?», « Две корзины»,  Игры  -пазлы  « Овощи- фрукты», « Насекомые». С большим интересом дети любят играть в игру « Рыболов»,  где я даю задание – поймай божью коровку, яблочко и т. д Все эти игры для малышей занимательны и увлекательны.

в) словесные игры-  играя  в  эти игры,  дети учатся звукоподражанию , развивается у них речевой слух, воображение, - провела  такие игры как :  « Кто так кричит?», « Во дворе»» , « Узнай по голосу». « Это кто к нам пришёл?» , « Угадай . кто я?»

г) для ознакомления детей с дикими и домашними , воспитываю интерес к ним и их детёнышам. Для более глубокого изучения   этой темы изготовила мини-макет « На бабушкином дворе», и « На лесной тропе», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных

Все игры провожу , как со всем детьми, так и индивидуально.

Все игры соответствуют возрасту детей.

3. Экспериментирование. В своей работе использую опытно-исследовательскую  деятельность. Дети , прирождённые исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. И этоздорово открывать для малышей такой большой и непонятный для них  мир.Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают  у детей положительные эмоции и желание действовать. Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам  экспериментам мы постоянно возвращаемся.  В нашей группе экспериментальная деятельность распланирована по месяцам.

На данный момент была проведена работа с песком, водой , бумагой.

а) Игры  -эксперименты с песком . « Здравствуй песок», « Песочный дождик», « Я пеку деткам всем по пирожку»» Песочные следы».

б) Игры – эксперименты с бумагой: « Разноцветная бумага», ««Рвём бумагу», « Бумажные комочки»

в) Игры эксперименты с водой: «Вода теплая и холодная», этот эксперимент закрепляется и в режимном моменте , когда дети моют руки до еды и после еды. « Дождик из лейки», также закрепляем , когда поливаем цветы в уголке природы., на участке в цветнике. Пускание плавающих целлулоидных , резиновых игрушек « Весёлые путешественники», « Уточки плавают», « Весёлые кораблики»

С целью знакомства детей с природой , воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы  где  содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают .Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям В процессе ухода дети  получают представления о многообразии растительного мира, о том , как растут и развиваются растения,  какие условия им нужно создавать . Для решения задач по экологическому воспитанию я обратилась к использованию фольклора, более доступному  для детей раннего возраста. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, поговорки, потешкиВпотешках, в которых имеются звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому: « Петушок, петушок, золотой грешок», « Наши уточки с утра».Для развития слухового внимания использую потешки « Чики, чики-чикалочки», « Ай  качи,  качи, качи». В работе с малышами я ориентируюсь на уровень  их развития, стараюсь преподнести фольклорные произведения доступно. При этом в комплексе использую словесные, наглядные, игровые приёмы.Так же дет с удовольствием рассматривают книги о природе, любят  чтобы им читали .Прошёл квартал учебного года,  уже сейчас наблюдается прогресс. В процессе работы замечены такие изменения:

-у детей повысился интерес к животным и растениям, к их особенностям.

- к простейшим взаимосвязям в природе,

- участвуют в сезонных наблюдениях,

-соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями животными,

- знают и называют некоторые растения и животных

- проявляют бережное отношение к природе

- И вообще,  дети стали добрее.

Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании,  именно в этом возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Список литературы:

1. Николаева С,Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика- Синтез, 2002

2. Николаева С.Н. « Как приобщить ребёнка к природе»М. 1993

3.  В. Ситников М.» Самые маленькие в детском саду»

ЛИНКА- ПРЕСС. 2006г

4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Мозаика – Синтез 2016г

C:\Users\User\Desktop\IMG_20191128_132823.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему « Различия в двигательной активности детей»

Описание поведения детей, и методики работы с детьми имеющими разную двигательную активность....

Сообщение на педагогическом совете

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов) В...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Влияние подвижных игр, физических упражнений и развлечений на двигательную активность детей»

Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошк...

Сообщение на педагогическом совете "Люби и знай свой город"

Показать возможности реализации проекта "Люби и знай свой город"с целью расширения представления детей о рдном городе Саратове, воспитании патриотических чувств....

Сообщение на педагогическом совете "Здоровье - дело престижное"

Давайте представим такую ситуацию. Воспитатель, постоянно держащийся за поясницу, чихающий и кашляющий, а рядом бодрые жизнерадостные дети. Наверное, хуже не придумаешь. А ведь такая картина - весьма ...