Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»
материал

Совет педагогов  «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko.docxpechatayu.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 комбинированного вида «Детский сад «Пукане»города Ядрин Чувашская Республика

СОВЕТ ПЕДАГОГОВ

     

«Роль инновационно -педагогических технологий

в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»

Разработала:

Воспитатель

I квалификационной категории

Селиванова Н.В.

Ноябрь – 2019 год

Роль инновационно -педагогических технологий

в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста. 

Теоретическая основа

Под  логико-математическим  развитием  понимается  детская  деятельность,  насыщенная  проблемными  ситуациями,  творческими  задачами,  играми  и  игровыми  упражнениями,  ситуациями  поиска  с  элементами  экспериментирования  и  практического  исследования,  схематизацией  математического  содержания –

Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений.

 Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что– то новое, – это беда для всех (для педагогов, для родителей и для самого ребенка).

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

•Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Сегодня  логико-математические  игры  конструируются  с  учетом  современного  взгляда  развития  у  детей  4-7 лет  математических  способностей.  Современные  логико-математические  игры  стимулируют  настойчивое  стремление  ребенка  получить  результат  (собрать,  соединить,  измерить),  проявив  при  этом  познавательную  инициативу  и творческие способности.  Они  помогают  развивать внимание, память, речь, в воображение  и  мышление,  создают  положительную  атмосферу.   

Многие современные  игры  способствуют  развитию  у детей  умений  действовать  последовательно,  пользоваться  символами  (геоконт, прозрачный  квадрат, кубики  для  всех, логическая  мозаика и др.). 

Однако  в  практике  ДОУ логико-математические  игры  во  всем  своем  многообразии  не  находят  должного  применения.  Чаще  всего  они  используются  бессистемно,  стихийно,  единично.   

   Как  известно,   в  дошкольном  образовании  наиболее  популярны  игровые  методы.  Преимущество  таких  методов  доказано.  Кроме  того,  они  могут  применяться  в комплексе  с  другими  методами: проблемными,  исследовательскими,  ситуационными. 

      Логико-математическое  развитие  детей  невозможно  осуществить  вне  включения  их  в  проблемную,  исследовательскую  деятельность,  экспериментирование,  моделирование,  поэтому  педагогам дошкольных учреждений  предлагаются  проблемно-игровые  методы.    Цель  использования  проблемно-игровых  методов  -  развитие  у  детей  познавательной  активности,  интеллектуально-творческих  способностей. 

      При  использовании  проблемно-игровых  методов  обычно  исключаются  демонстрация  и  подробное  объяснение  со  стороны  взрослого,  гиперопека  ребенка.  Ребенок  вынужден  самостоятельно  находить  способы   достижения  цели  и  в  случае  отсутствия  необходимого  умения – осваивать  его  здесь  же,  в  рамках  текущей  ситуации.  При  этом  ребенок,  естественно  принимает  помощь  со  стороны  взрослого  (частичная  подсказка,  диалог  по  поводу  развития  ситуации,  оценка пройденного  этапа  и т.п.) Проблемно-игровые   методы  обеспечивают  активный,  осознанный  поиск  способа  достижения  результата.  Непременным  условием  такого  поиска  являются  принятием  ребенком  цели  деятельности  и  самостоятельные  размышления по  поводу   действий  ведущих  к  результату.

    Активность  ребенка  в деятельности  достигается  через:

Мотивацию  (доступную,  реально  жизненную,  яркую)

Участие  ребенка  в  выполнении  интересных,  в  меру  сложных  действий.

Выражение  сущности  этих  действий  в  речи.

Проявление  соответственных  эмоций,  особенно  познавательных.

Использование  экспериментирования, решение  творческих  задач  и  применение  их  в  разных  видах  деятельности.     

       Рассмотрим  подробнее  современные средства  реализации  проблемно-игровых  технологий  логико - математического развития дошкольников.

 Проблемно-игровые   технологии  логико-математического  развития  детей  дошкольного  возраста   реализуются  с  использованием  разнообразных  средств: это-

  • Проблемные  ситуации,  задачи,  вопросы
  • Логико-математические  сюжетные  игры
  • Экспериментирование  и  исследовательская  деятельность
  • Творческие  ситуации,  задачи,  вопросы

.

1)  Проблемные  ситуации -  в  условиях  применения  проблемно-игрового  метода  рассматривается   не  только  как  средство  активизации  мышления,  но  и  как  средство  овладения  исследовательскими  действиями,  умение  формулировать  собственные  мысли  (предположения)  о  способах  поиска  и  результате.    Одно  из  основных  назначений  проблемной  ситуации  -  способствовать  развитию  творческих  способностей  ребенка. 

Структура  проблемной  ситуации включает  в  себя  проблемные  вопросы  (например,  педагог  спрашивает  «Как  распределить  все блоки  по  трем  обручам?»).

В  проблемные  ситуации  включаются  занимательные  вопросы,  задачи,  задачи-шутки  (Например: на  столе  лежат  две  красных  палочки,  между  ними  черная.  Что  нужно  сделать  для  того,  чтобы  черная палочка  стала  крайней,  не  трогая  её?).

2) Логико - математические  игры  - в  настоящее  время  широко  используются. Направлены  на  плоскостное  и  объемное  моделирование,  комбинирование  (цвет,  форма,  размер);  составление  целого  из  частей.  В  каждой из  игр  ребенок  сталкивается  с  необходимостью  осознания  цели;  осуществления   практического  действия;  получения  результата.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности,  но  и  определенные,  заранее  спроектированные  логические  структуры  мышления  и  умственные  действия,  необходимые  для  усвоения  в  дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Результатом  освоения  ребенком игр  становится  развитие  у  него интереса  к  познанию  («Хочу  все  знать!»),  к  участию  в  играх,  заявления  ребенка  «Хочу  играть»,  «Давайте  еще  поиграем»,  «Жалко,  что  так  мало»  и т.п. Всё  это  свидетельствует  о  наличии  у  ребенка  устойчивого  интереса.  Значит,  у ребенка  развивается  умение  думать,  он  становится  более  настойчивым,  сосредоточенным  в  деятельности,  способным  к  проявлению инициативы. 

3)  Экспериментирование  и  исследовательская  деятельность – особый  вид  интеллектуально-творческой  деятельности, который  включает  поисковую  активность,  анализ  получаемых  результатов,  их  оценка.  Для  детского  экспериментирования  характерна  чрезвычайная  гибкость.  Она  проявляется  когда  ребенок  в  процессе  деятельности  получает  неожиданный  результат  и  вследствие  этого  меняет  направление  деятельности.  По  мере  получения  новых  сведений  об  объекте  ребенок  может  ставить  перед  собой  более  новые  сложные цели  и  пытаться  их  достичь.

4) Творческие   задачи, ситуации,  вопросы – способствуют  уточнению  и  углублению  представлений  ребенка  о  разнообразных  свойствах,  связях,  отношениях  и  зависимостях,  развитие  творческой  инициативности.  Например, творческая  задача  «Как  нарисовать  солнышко,  если  у  тебя  только  палочки»  (взять  побольше  маленьких  палочек).  Или  детям  предлагается  построить  дорожки  по  определенным  правилам;  нарисовать  картину  «Зимний  лес».

      Вопрос использования логико - математических игр поднимался давно.

Активный  поиск  подходов  к  содержанию  математического  развития   дошкольников,  а  также  средств,  форм  и  способов  его  реализации  начался  в  60-70  годы  XX  века.  В  это  время  появились  развивающие  игры  Б. Никитина,  обучающие  логико-математические  игры  А.А. Столяра.  Особо  значимым  для  этого  периода  было  признание  за  рубежом  развивающих  и  обучающих  игр  с  использованием  блоков  З. Дьенеша  и  цветных  палочек  Х. Кюизенера.

 В  80-е  годы,  отечественная  методика  развития  математических  представлений  у детей  дошкольного  возраста  обогатилась  идеей  предлогической  подготовкой,  предложенной  А.А. Столяром.   Основным  содержанием  предлогической  подготовки  являлось  освоение  детьми высказываний  с  включением  операции  отрицания,  использования  логических  связок  «и»,  «или, «если .. , то»;  развитие  умений  анализировать, сравнивать, обобщать,  классифицировать. При  этом  первоначально  обучающие  игры  были  сориентированы    на  6-летних  детей.

       В  90-е  годы, ученица  А.А. Столяра   Е.А. Носова, начала  исследования направленные  на  изучение  проявлений  детей  в  играх  с  блоками  Дьенеша  и  практического  опыта  реализации  идей  логико-математической  подготовки  в  условиях  детского  сада. 

 Стала  возможной  разработка  системы  игр  и  приемов  для  детей  более  раннего  возраста  (3-5 лет). 

Были  определены  основные  линии  движения  в  педагогическом  развитии  детей  дошкольного  возраста  (в  играх  с  блоками  Дьенеша):

  • От  простых  предметных  действий  к  мыслительным  действиям  (сравнение,  обобщение,  классификация);
  • От  действий  с  одним  свойством  к  действиям  с  двумя,  с  тремя  свойствами (формой  и размером)

   Далее  была  разработана  система  и  технология  реализации  идей  логико-математического  развития  детей  дошкольного  возраста.  В  качестве  средств  обучения  предлагалось  использовать:

  • блоки  Дьенеша,  набор  геометрических  фигур  (плоские  блоки Дьенеша)  и 
  • цветные палочки  Кюизенера.   

Так как  мы ранее уже познакомились  с такими технологиями как геометрик,  и кубик Блума. и.т.д.,  то сегодня я хочу познакомить вас с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. 

Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша . 

Золтаном Дьенешем - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки».

Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами .

• формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

• цветом - красные, желтые, синие

• размером - большие и маленькие

• толщиной - толстые и тонкие.

Играя с блоками Дьенеша дети учатся:

1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие

3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства

4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Палочки Кюизенера. Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.

«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Задачи:        

1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

2.Подвести к осознанию отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше» и мн. др.

3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.

7. Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка. Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между»«каждый»«одна из.»«какой-нибудь»«быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову».

 Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально- развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшими  дидактическими  пособиями  логико-математического  развития  дошкольников,  которые  представляют  собой  единую, последовательную  систему  внедрения  в педагогический  процесс,  являются:

  • Логические  блоки  Дьенеша  и  Цветные  палочки  Кюизенера  и наглядно-дидактические  пособия  для  игр  с блоками  и палочками.

   Их использование для логико-математического развития детей в образовательном процессе решаю основные задачи:

 Способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческих проявлений в условиях активного участия их в поиске и проверке эффективности игрового действия, нового и  неизвестного им способа решения познавательных задач.

Развивает у детей познавательные способности:

  • умение устанавливать связи и зависимости между действием и получаемым результатом ,
  • обосновывать логику перехода к следующему действию,
  • выражать в речи результаты практических и умственных действий.

  Таким образом, логико-математическое развитие детей дошкольного возраста происходит главным образом через игровую деятельность, в режимных моментах. Задача педагога, помочь развитию логико-математических способностей ребёнка, используя логические и математические игры и средства логико-математического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей.

 В заключении   хочу сказать о компетентности  педагога  в логико-математическом  развития детей.

Математика  -  наука  сложная.  Чтобы  развивать  ребенка-дошкольника  в  логико-математическом  направлении   необходимо  и  педагогу  быть  готовым  к  осуществлению  задач логико-математического  развития детей.

1)  Педагог  должен  знать  цель,  задачи,  содержание  логико-математического  развития  ребенка  на  каждой  возрастной  ступени.

2) Знать  способы  педагогической  поддержки  ребенка  в  логико-математической  деятельности.

3) Уметь  создавать  условия  для  продуктивного  продвижения  в  логико-математической  деятельности.

4) Понимать  сущность  и  особенности  освоения  детьми  логических  способов  познания:  сравнение,  сериация,  классификация. 

(Всё  это  подробно  описано  в  пособии  Михайловой  З.А, Носовой  Е.А.

«Логико-математическое  развитие  дошкольников» стр. 55- 70)

Практическая основа.

Вот и все на сегодня, спасибо за внимание. Надеюсь, что информация, полученная на нашей встрече, поможет вам в работе с детьми.

Литература:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897

 2.Вербенец А.М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста СПб.: Детство-ПРЕСС,2008.

 3.Гарднер Г. «Структура разума. Теория множественного интеллекта». М.- СПб.- Киев,2007.

4.Смоленцева А. А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей СПб.:Детство-ПРЕСС,2008.

5.Никитин Б.П, Развивающие игры.- М.:Педагогика,1985. 6.Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем М.-Просвещения.,1992. 7.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников СПб.:Детство-ПРЕСС,2008.

6.Методические рекомендации к использованию блоков Дьенеша «Давайте вместе поиграем»;

7. Методические рекомендации к использованию палочек Кюизенера «На золотом крыльце»;

8.Учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша;

9.Учебно – методический комплекс игровых материалов к цветным, счетным палочкам Кюизенера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"

консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...

Моделирование как средство логико - математического развития детей дошкольного возраста

Гукова Марина Викторовнавоспитатель МКДОУ д/с "Радуга"ЯНАО Тюменская область...

Использование информационно- коммуникативных технологий в логико- математическом развитии детей дошкольного возраста

Информационно - коммуникативные технологии  в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных  технологий в детском саду  д...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

Мастер-класс для педагогов "Блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов, с целью оказания помощи по внедрению учебного пособия "Блоки Дьенеша" в развитие логико-математического мышления и ФЭМП детей младшего и старшего дошкольного возр...

Технология логико-математического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием Логических блоков Дьенеша

В данной презентации я делюсь своим опытом использования пособия Логические блоки Дьенеша, которое открывает безграничные просторы для развития у детей логического мышления, основ математики, речи, мы...