Проект "Что такое космос?"
проект (старшая группа)

   В процессе обучения мы выяснили, что дети имеют поверхностные знания о космосе, о планетах Солнечной системы, о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании в нашей стране праздника — День  Космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.odt33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 г. о. Вичуга

ПРОЕКТ

"Что такое космос?"

Подготовила воспитатель

Панкратова И.Л.

 

   Актуальность проблемы:

   В процессе обучения мы выяснили, что дети имеют поверхностные знания о космосе, о планетах Солнечной системы, о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании в нашей стране праздника — День  Космонавтики.

   Проблема: недостаточные представления детей о космосе и об истории развития Российской космонавтики.

   Обоснование проблемы:

  •  поверхностные представления о космическом пространстве и строении Солнечной системы;
  •  недостаточное количество занятий и мероприятий по этой теме;
  •  недостаточное внимание родителей к этой теме.

   Таким образом, необходимость формирования у детей представлений о космосе привели к выбору темы проекта: «Что такое космос?»

   

  Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о космосе.

   Задачи:

  Развивающие:

- провести цикл занятий и мероприятий по теме;

- развивать у детей наблюдательность, любознательность, творческие способности.

  Обучающие:

  • закрепить термины, касающиеся этой темы;
  • привлечь родителей к участию в проекте.

  Воспитывающие:

- воспитывать  самостоятельность и познавательный интерес.

  Тип проекта:  информационно-творческий; среднесрочный.

  Участники проекта:  дети, воспитатели, родители.

  Необходимые материалы:

  • Детская художественная литература;
  • Стихи, загадки о космосе;
  • Модели планет;
  • Дидактические игры;
  • Иллюстрации.

  Предполагаемые результаты: формирование и расширение представлений о космосе, повышение познавательной активности детей, интереса к истории своей страны.

  Результат проекта: пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими и развивающими играми, иллюстрациями, литературой, макетом и поделками на тему «Космос». Выставка поделок и рисунков «Открытый космос».

   Этапы реализации проекта:

  1.   Подготовительный этап —  постановка целей, составление плана совместной деятельности.
  2.   Сбор и анализ информации — подбор иллюстративного, обучающего, наглядного материала для занятий с детьми, организация развивающей среды в группе.
  3.   Коррекция.
  4.   Основной этап — работа с детьми: проведение занятий, изготовление дидактических игр,  макета, поделок для расширения развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  5.   Осуществление проекта.
  6.   Презентация проекта.

  На первом этапе мы обозначили проблему:

   Знают ли дети о космическом пространстве?

   Определили задачи для каждой группы участников:

   для детей: узнать новое и интересное о космосе, выучить названия планет Солнечной системы;

   для воспитателя: помочь детям узнать новое и интересное о космосе, воспитывать познавательную активность. Координировать действия всех участников проекта. Обобщить и систематизировать материал. Совместно с детьми презентовать проект;

   для родителей: поддержать интерес детей к этой теме, совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Открытый космос».

 

   На втором этапе возникла необходимость в подборе информации для реализации проекта. Была проведена консультация с родителями о возможных источниках информации о космосе.

 

   Решение поставленных задач с детьми:

  • проведение организационных мероприятий с детьми;
  • расширение предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
  • подготовка и проведение презентации проекта.

   Решение поставленных задач с родителями:

совместно с родителями организовать выставку «Открытый космос».

На третьем этапе была проведена коррекция, обработка новой информации, увеличилось число мероприятий.

На четвертом этапе  был составлен план организационных мероприятий:

  • Рассматривание иллюстраций «Космос»;
  • Чтение художественной литературы Е. П. Левитан «Земля – наша планета» из сборника «В семье Солнышка «танцуют» все».
  • Прогулка: наблюдение за Солнцем. «Почему людям необходимо Солнце?»
  • Беседа «Земля – наш дом во Вселенной»;
  • Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, (Энциклопедия «Что? Где? И почему?», Энциклопедия  дошкольника)
  • Познавательное развитие. Тема: «Космическое пространство». Цель: расширить представления детей о космических полётах, воспитывать восхищение их героическим трудом, гордость за то, что первым космонавтом был русский человек Ю. Гагарин.
  • Беседа – рассуждение «В далеком космосе».
  • Занятие: развитие речи «Профессия - космонавт»
  • Просмотр презентации о космосе и космических кораблях, космонавтах.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: «Звёзды светят постоянно»

Материал: дырокол, картон размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Ход: пробить в картоне дыроколом несколько дырок. Положить картон в белый конверт. Стоя в хорошо освещённой комнате, взять конверт в одну руку, а фонарик в другую на расстоянии 5 см от конверта, сначала посветить на одну его сторону, потом на другую.

Вывод: дырки в картоне не видны, если освещена повёрнутая к ребёнку сторона конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет направлен с противоположной стороны. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светятся тоже, но небо столь яркое, что свет звёзд затемняется.

  • Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты», «Летим на ракете».
  • Гимнастика после сна «Парим в воздухе»:

«Мы друзей хороших на Луне нашли

Пригласили в космос их и летим

Мы парим, как ласточки в вышине

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок - проказник вскоре прилетел,

Опустив на Землю нас, тихо шелестел».

  • Подвижные игры «Земляне и инопланетяне», «Космонавты». Описание: дети делятся на две команды: землян и инопланетян (первые в ракете, вторые в пещере). Музыка играет – все веселятся. Музыка заканчивается – земляне ловят инопланетян, затем наоборот. Убегая, земляне должны вернуться в ракету, а инопланетяне спрятаться в пещере.
  • Дидактические игры «Расположи планеты правильно», «Собери ракету». Цель: обобщение и систематизация представлений о планетах Солнечной системы. Развивать умение применять знания в игре.
  •  Конструирование «Космодром» - строительство из большого конструктора и мелкого конструктора Лего.
  • Изготовление ракет и космических кораблей для выставки;
  • Рисование «Лунный пейзаж». Цель: закреплять навыки рисования «по сырому», рисовать одним цветом по другому по мере высыхания.
  •  Занятие: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Полёт в космос»
  • Аппликация «Звездное небо».
  • Рисование в технике восковые мелки + гуашь «Дорога к звёздам»
  • Организация выставки раскрасок детей: «Разноцветный мир космоса! »
  • Совместное творчество родителей и детей «Выставка космических объектов».

На пятом этапе была проведена встреча с родителями, посвященная реализации проекта: были подведены итоги, показаны знания, приобретенные детьми по данной теме, рассмотрены дидактические игры, макеты, альбомы, созданные родителями, даны рекомендации родителям по ознакомлению детей с историей своей страны.

Шестой этап - презентация проекта.

 

Результаты проекта:

  • участие в проекте более 80% семей обучающихся;
  • изготовление и приобретение новых дидактических игр, альбомов по теме проекта;
  • заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности и индивидуальности;
  • при проведении опроса родителей в конце проекта: «Какую памятную дату отмечает наша страна 12 апреля?» и «Кто первый из людей полетел в космос?» большинство родителей отмечали расширение знаний в этом вопросе;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе новой литературой, поделками по данной теме.
  • Выставка «Открытый космос», в которой приняли участие дети и родители нашей группы.

 «Космическая тренировка» - утренняя гимнастика

Ходьба в колонне.

Все в колонну становись!

Подготовка к полёту началась!

Ходьба высоко поднимая колени

Ровным кругом, друг за другом,

Ходьба обычная

Дружно, весело шагаем

Выше ноги поднимаем.

Ходьба врассыпную

Врассыпную мы пойдём.

Ходьба змейкой, бег змейкой змейкой, шагом и бегом.

Бег приставным галопом. Ходьба приставным галопом, шагом.

Общеразвивающие упражнения

1.«Проверим ремни» 6-8 р.

И. п. стоя на коленях, руки на поясе прикрепи

а) руки в стороны – назад, сесть на пятки б) и. п.

2. «Подышим глубже при взлёте» 6-8 р. Ракета ввысь лети!

и. п.: сесть с прямыми ногами, руки на коленях

а) руки в стороны – назад, туловище слегка назад; б) и. п.

3. «Состояние невесомости» 4-6 р.

и. п.: лёжа на животе, руки в стороны

а) приподнять голову, ноги, руки

б) и. п.

4. «Пытаемся сесть в кресло» 3 – 4 р.

И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища

а) – сесть с прямыми ногами, руки вниз.

б) – и. п.

5. «Разминаемся перед выходом» 6-8 р.

И. п. - ноги врозь, руки в стороны

а) – выпад вправо, коснуться правой

рукой носка правой ноги,

б) и. п.

в-г) тоже влево

6. «Радость прибытия»

и. п. – Ноги вместе, руки на поясе.

Прыжки на месте на двух ногах.

Чередование с ходьбой

Ходьба. Бег. Ходьба.

Стихи о космосе

Планеты по порядку

(Аркадий Хайт)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Стихи о комете

(Римма Алдонина)

Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!


Млечный путь

 Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.

Юрий Гагарин

(В.Степанов)

В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

ЛЕТИТ КОРАБЛЬ

(В. Орлов)
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!

* * *

 (Ю.Синицын)
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно -
«Изучайте глубины Вселенной!»

Стихи о звездах

(Римма Алдонина)

Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!

***
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.

Детские стихи о созвездиях

(Римма Алдонина)

На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет — найти, где север, — прост:
По направленью крайних звёзд
Прямую линию веди,
Звезду Полярную найди,
Стань прямо, на неё гляди,
И север будет впереди.

(Г.Сапгир)

Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.

Стихи о Полярной звезде

(Г.Кружков)

Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.

К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.

Стихи о Солнечной системе

Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время

Меркурий

Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета -
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже.

Венера

(В.Берендеев)

Очень близко к нам, но все же
С несусветной высоты
Смотрит вниз на нас Венера.
Названа планета эта
В честь богини красоты.
Хоть красивое названье
И приятный внешний вид -
Планетарный дух Венеры
Из-за плотной атмосферы
Страшен, грозен и сердит.
Там повсюду ветры, тучи
И кислотные дожди,
Ураганы, и вулканы,
По долинам и курганам
Там жара кружит кругами…
Очень длинные там дни.
А видна Венера утром
Очень яркою звездой,
Что висит над горизонтом
И глядит на нас с тобой.

Земля

(Роман Сеф)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!

Луна

(В.Алдонина)

Верный спутник, ночей украшенье

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

Марс

Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.

Юпитер

Пятую именем Вселенского владыки
И римского царя богов зовут Юпитер.
Юпитер очень, очень уж большой
И лун за шестьдесят уже открыто
Космический глотает мусор хорошо
Имеет три кольца элитных.
Массивней разом спутников, планет
Быстро вращается с цветными облаками
А иногда «сверхмолнии» прочертят след
Владеет сильными магнитными полями.
Построен, как слоеный шар из газов
И твердым внутренним ядром.
Посмотрим в телескоп, увидим сразу,
Столетних вихрей, Красный Дом.
А к спутникам, открытым Галилеем:
Каллисто, Ио, Ганимед, Европа,
Давно космические зонды долетели,
Через пространство, проложили тропы.
Всех ярче звёзд, после Венеры,
Юпитер в небе выглядит у нас.
Немного не добрал в размере
И стать звездой не выпал час.

Сатурн

(Римма Алдонина)

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

Нептун

Нептун в сиянье голубом – “морское божество”
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
Всех, чьи труды законы неба открывали.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.

Загадки про космос

 

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
 (телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
(Луна)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(Ракета)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
 (Космонавт)

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -…
(Кометам)

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора

 — Это черная … (Дыра)

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
 (Звездолёт)

Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
(Галактики)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звёзды)

Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)

Синие потолочины
Золотыми гвоздями приколочены.
(Звезды на небе)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.
(Спутник)

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Комета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...