Как научить детей разгадывать ребусы
консультация

Бурляева Любовь Петровна

.Ребус это головоломка с использованием букв и цифр, а также определенных предметов или фигур. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать нарисованные задания. Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок. Особенно такой вид головоломок полезен детям. Занимаясь ребусами малыши не только повышают словарный запас, но и развивают свой интеллект. Они учатся правильно писать, запоминают новые слова и даже подбирают синонимы, тренируют память и внимание. Ребусами можно заниматься даже трехлетним детям. В этом случае важно правильно подобрать тип и сложность головоломки, исходя из возраста малыша. Благодаря разгадыванию головоломок мышление становится нестандартным, развивается логика, что особенно важно для детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_razgadyvat_rebusy.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056»

Выступление на педагогическом совете на тему:

                   «Как научить ребенка разгадывать ребусы?»

                                консультация для воспитателей.

Подготовила и провела воспитатель Д/О 4  Бурляева Л.П.

Москва 2019

 Как научить ребенка разгадывать ребусы?

  • Ребус в переводе с латыни означает «вещи». Это увлекательная головоломка, в которой слово, словосочетание или предложение зашифровывается с помощью картинок и специальных символов. Задача решающего – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованное слово.  Самые юные эрудиты любят такие задачки из-за ярких веселых картинок, детям постарше просто интересно решать подобные головоломки. Чего уж говорить,  разгадывать ребусы настолько увлекательно, что порой от них тяжело оторваться даже взрослому.

Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции.

В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века. Позднее этим занятием увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.

  • В  России  издавался журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет. Логотип журнала "Ребус" был сам выполнен в виде ребуса.

  • В чем секрет популярности ребусов?

Сегодняшнее время отличается ускоренным развитием детей, их ранней технической грамотностью. И это не удивительно, поскольку высокотехничный окружающий мир обуславливает потребность быстро ориентироваться в окружающей обстановке, дает необходимые стартовые условия для интенсивного развития детей. У детей еще нет стереотипов, комплексов, дети видят мир в истинном свете. Именно поэтому важно приучать ребенка самостоятельно мыслить, создавать логические цепочки, искать выход, и самое главное находить его. Лучшего способа научить ребенка логически мыслить и видеть суть вопроса, чем разгадки ребусов, и быть не может! Занимаясь ребусами малыши не только повышают словарный запас, но и развивают свой интеллект. Они учатся правильно писать, запоминают новые слова и  подбирают синонимы, тренируют память и внимание.

  • Разгадывание ребусов можно отнести к игровым и проблемно-поисковым

методам обучения детей дошкольного возраста.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных. Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.    

Если еще недавно существовало мнение что детские ребусы подходят для ребят школьного возраста, то с учетом возрастных особенностей, ребусы сегодня предлагают и самым маленьких, предоставляя возможность изучать окружающий мир, предметы и явления. важно правильно подобрать тип и сложность головоломки, исходя из возраста малыша.

  • Какими бывают ребусы? Существует несколько основных типов ребусов:

 Классический ребус  это головоломка в виде картинок и иллюстраций.

 - ребусы-слова.

 - математические ребусы.

Чаще всего встречаются первый и второй типы, или их сочетание. Красочные рисунки заинтересовывают ребенка, привлекают его внимание. Такие головоломки, но с разными уровнями сложности, можно использовать в любом возрасте. Детям старшего возраста интересно решать ребусы содержащие знаки, символы, цифры и буквы. Маленьким деткам предлагают ребусы, состоящие только из картинок.

  • С детьми работу проводим в несколько этапов.

Первый этап - обучение детей разгадыванию ребусов.

 На первом этапе знакомим детей с правилами разгадывания ребусов. Для этого мы проводим серию бесед по темам «Что такое ребус?», «Такие разные загадки»,

рассказываем детям историю возникновения ребуса, а затем знакомим с правилами разгадывания ребусов.  Эти правила закрепляются конкретными

примерами и упражнениями для детей.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, здесь понадобятся смекалка и логика.

  • . Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
  • Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п.  Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п.  Подбирать нужно подходящее по смыслу.
  • Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д. ъ
  • .Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, читайте данное слово справа налево. Кот- ток, нос – сон.

 Перечёркнутая буква около изображения предмета означает, что эту букву читать нельзя.  Глаз-газ

 Если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы.  Кость-гость.

    Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что эти буквы надо заменить. Муха- мука

  • Если два каких либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а», или «в-о-семь».

В этих ребусах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «семьво», а вместо «вода»-«даво», но таких слов не бывает! Тут и приходят на помощь смекалка и логика.

Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».   Например, «из-б-а».

  • Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать надо с прибавлением «за». Например, «за я ц».

Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать надо с прибавлением «на», «над» или «под», то есть нужно выбрать предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри», «под-у-шка»

  • Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». лук дуб

  • Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове. Стрелки справа налево говорят о том, что слово или несколько слов надо читать наоборот: справа налево.
  • Криптарифмы это Математические (числовые) ребусы применяются только тогда, когда ребенок уже хорошо знает написание некоторых слов, цифры, умеет считать. Их используют для развития логического мышления у дошкольников. Основой математического ребуса служат обычные арифметические действия. Часть или все цифры могут быть заменены на звёздочки, точки или другие символы, каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9.  В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе.
  •  Решить головоломку – означает восстановить первоначальный вид математического выражения.
  •  Существует несколько разновидностей математических ребусов:

- буквенный: каждой буквой шифруется одна определенная цифра. Если в задании одна и та же буква используется несколько раз, значит и зашифрованная цифра повторяется такое же количество раз.

  • - математический буквенный ребус: при разгадывании получается какое-то слово или фраза.
  • Следующий этап работы это включение игр-загадок, ребусов, кроссвордов, в воспитательно-образовательный процесс с целью закрепления у детей навыков разгадывания. Для этого мы включаем задания такого характера в различные виды деятельности детей: утренний и вечерний отрезок времени, прогулку, на занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Так же задачи данного характера подкрепляются индивидуальной работой с детьми.

На первых этапах обучения детей решению ребусов и кроссвордов нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры ни в коем случае нельзя, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка.

  • Там, где он может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно отнести к ряду досуговых игр, используемых, как развлечение детей дошкольного возраста. Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей у детей.

  • Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста игр-загадок, ребусов, кроссвордов способствуют решению таких задач в развитии детей, как развитие воображения, креативности мышления; гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал; развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия; развитие настойчивости и находчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как разгадывать ребусы

Карточки-подсказки помогут взрослым научиться легко разгадывать любые ребусы...

Консультация "Как разгадывать ребусы"

Консультация для родителей "Учимся разгадывать ребусы"Знакомство с основными правилами разгадывания ребусов...

Разгадываем ребусы.

Цель. Развитие речевой и мыслительной деятельности. Презентация обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему поминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мыш...

Учимся разгадывать ребусы

Для того чтобы активно работали логика и мозг, необходимы тренировки. Прекрасным вариантом тренировки будет разгадывание кроссвордов и ребусов. Ребусы – это наиболее легкий и красочный вариант, ...

Как научить детей разгадывать кроссворд

Разгадывание кроссвордов – интересное и полезное занятие для детей. Они развивают любознательность, мышление, воображение. ...

консультация для родителей " Как разгадывать ребусы"

консультация для родителей " Как разгадывать ребусы"...

Презентация "Как научить детей разгадывать ребусы"

Ребус - как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников....