Главные вкладки

    «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
    статья

    Поправко Галина Ивановна

    Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических   технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

                                                                                                                                               Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических   технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

    Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

    Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

    Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

    Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

    1. Для чего нужен кейс?
    • Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решенияучиться на ошибках других.
    • Кейс – метод развивает: 
    • 1. умственные, сенсорные и речевые способности.
    • 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
    • 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
    • 4. практические умения.
    • 5. социальные умения (оценивать поведение  детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение)

         Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

    • соответствовать четко поставленной цели создания;

    • иметь соответствующий уровень трудности;

    • иллюстрировать типичные ситуации;

    • развивать аналитическое мышление;

    • провоцировать дискуссию;

    • иметь несколько решений.

    При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

    Как правило, кейс включает в себя:

    • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

    • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

    • комментарий ситуации, представленный автором,

    • вопросы или задания для работы с кейсом,

    • приложения.

    К кейс-технологиям относятся:

    • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадиикейс-иллюстрации; фото-кейсы);

    • метод инцидента;

    • метод ситуационно-ролевых игр;

    • метод разбора деловой корреспонденции;

    • игровое проектирование;

    • метод дискуссии.

    Например:

    Ситуационно-ролевая игра.

    Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

    Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

    Игровое проектирование:

    Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

    Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

    Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

    В процессе освоения кейс-технологий дети:

    • учатся получать необходимую информацию в общении;

    • умение соотносить свои устремления с интересами других;

    • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

    • учатся отстаивать свою точку зрения;

    • умение принимать помощь.

    Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

    • происходит формирование у детей навыков работы в команде;

    • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

    • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

    • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

    • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

    Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

    Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

    Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

    Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

    Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

    В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрациикейс-фото.

    Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

    Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

    Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

    Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

    В «фото – кейс» входит:

    1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

    2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

    3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

    Вывод:

    Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

    Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.



    Предварительный просмотр:

    «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

                                                                                                                                               Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических   технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

    Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

    Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

    Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

    Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

    1. Для чего нужен кейс?
    • Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решенияучиться на ошибках других.
    • Кейс – метод развивает: 
    • 1. умственные, сенсорные и речевые способности.
    • 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
    • 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
    • 4. практические умения.
    • 5. социальные умения (оценивать поведение  детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение)

         Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

    • соответствовать четко поставленной цели создания;

    • иметь соответствующий уровень трудности;

    • иллюстрировать типичные ситуации;

    • развивать аналитическое мышление;

    • провоцировать дискуссию;

    • иметь несколько решений.

    При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

    Как правило, кейс включает в себя:

    • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

    • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

    • комментарий ситуации, представленный автором,

    • вопросы или задания для работы с кейсом,

    • приложения.

    К кейс-технологиям относятся:

    • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадиикейс-иллюстрации; фото-кейсы);

    • метод инцидента;

    • метод ситуационно-ролевых игр;

    • метод разбора деловой корреспонденции;

    • игровое проектирование;

    • метод дискуссии.

    Например:

    Ситуационно-ролевая игра.

    Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

    Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

    Игровое проектирование:

    Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

    Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

    Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

    В процессе освоения кейс-технологий дети:

    • учатся получать необходимую информацию в общении;

    • умение соотносить свои устремления с интересами других;

    • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

    • учатся отстаивать свою точку зрения;

    • умение принимать помощь.

    Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

    • происходит формирование у детей навыков работы в команде;

    • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

    • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

    • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

    • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

    Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

    Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

    Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

    Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

    Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

    В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрациикейс-фото.

    Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

    Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

    Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

    Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

    В «фото – кейс» входит:

    1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

    2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

    3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

    Вывод:

    Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

    Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Интерактивные методы и технологии в дошкольном образовании"

    Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое р...

    Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

    Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

    Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

    Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

    Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

    Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....

    Метод кейс - технология в ДОУ

    Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на п...

    Статья «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

    Внедрение в образовательный процесс интерактивных новых педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими ставят современные ФГОС ДО.Одной из актуальн...