Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.
материал (старшая группа)

Черкашина Мария Александровна

Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №7 пгт Серышево

Опыт работы.

«Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.»

воспитатель

 высшей квалификациооной категории:

Черкашина М. А.

2022г

Актуальность.

Умение контактировать со сверстниками, взрослыми, а также общительность – это необходимые составляющие самореализации ребенка в различных видах деятельности. В последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные затруднения  в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Как научить ребенка не бояться трудностей, быть более раскованными? Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?

Практическая значимость

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И мы должны уже с дошкольного детства научить детей размышлять, анализировать, т. к. это самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, полностью задействовать воображение и фантазию.

Проблемные ситуации позволяют убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Одой из новых и эффективных технологий развития способности нестандартно мыслить является решение проблемных ситуаций с использованием кейсов. 

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения детей на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, таких как:

 аналитические умения (классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы, социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение,

коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать, умственные, сенсорные и речевые способности.

Поэтому главная цель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.

Задачи:

1. Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы).

2. Развивать связную, грамматически правильную речь.

3. Развивать речевое творчество.

4. Развивать аналитическое, творческое мышление.

5. Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

6. Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях.

7. Ориентироваться на индивидуальные данные детей.

8. Раскрывать способности детей, создавать благоприятные условия для реализации этих способностей.

Название метода образуется от латинского термина «casus», который переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии это название образовано от английского слова «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на основе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. В процессе рассмотрения этих ситуаций дошкольники осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать решения.

В процессе освоения кейс – технологии дети:

-научатся получать необходимую информацию в общении;

-смогут соотносить свои устремления с интересами других;

-научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

-научатся отстаивать свою точку зрения;

-смогут принимать помощь.

Также кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• смогут работать в команде;

• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;

• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Новизна опыта работы.

Новизна моего опыта работы состоит в ситуативно-деятельном подходе к ребенку через проблемные ситуации с использование иллюстраций, презентаций, которые активизируют мысли детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства, мотивируют интерес детей.

Ситуативно-деятельный подход выбран не просто, т. к. своей главной задачей он ставит развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы, дает возможность ребенку самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Эти задачи развивают не только предметную, коммуникабельную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Описание опыта работы.

Одним из эффективных путей применения кейс-технологии являются нестандартные ситуации. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Таким образом, ребенок сам добывает информацию и познает мир.

В своей работе с кейс-технологией я опираюсь на совокупность следующих принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

2. Вариативность – предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что дает свободу выбора.

3. Прагматизм – при работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.

В своей работе с детьми я стараюсь внедрить проблемные ситуации по всем образовательным областям. Кейсы могут применяться в любых режимных моментах в течение дня в игровой деятельности детей, в опытно-экспериментальной деятельности, в художественно-эстетической деятельности.

Если кейс применяется для образовательной деятельности, то он может быть использован в разных частях занятия (и в начале, и в середине, и в конце).

Для решения проблемных ситуаций я использую следующие этапы:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);

Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия);

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

Так как сданной технологией я работаю первый год, то в своей работе я использовала следующие виды кейс – технологии:

Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Кейс – инцидент;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:

Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – ребёнок видит иллюстрацию и рассматривает её

Второй этап -  ребёнок должен увидеть, что за проблема изображена на иллюстрации

Третий этап – Каковы могут быть последствия, если ничем не помочь в данной ситуации?

Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации?

Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс

Кейс – иллюстрация – это картинки, которые можно взять из интернета, а фото кейс – это фото из реальной жизни.

Решается эта ситуация, которая изображена на фото также, опираясь на этапы работы, которые использовались в кейс- иллюстрации

Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.

 Например:

Мальчик качается  на стуле

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах безопасного поведения дома, за столом.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, обсуждение

Ход:

1.Вводная часть.

Один из воспитанников качается на стуле.

2. Основная часть.

- Ребята, что не правильно делает Вова? (качается на стуле)

- Почему вы считаете, что это не правильно? (упадет, удариться, будет плакать)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (не качаться)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не качаться на стуле!)

Проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, если тот поступает также как Вова.

3. Заключительная часть.

Ребята, что вы сегодня делали? (обсуждали ситуацию с Вовой).

Для чего? (Чтобы самим быть внимательнее)

Правило: Никогда не качаться на стуле!

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.

В данном случае дети вспомнили, как правильно сидеть на стуле за столом, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и вывели правило. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.

Кейс – инцидент.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим воспитанником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Например:

Кейс, направленный на формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах

«Безопасность на льду». Чтение худ. литературы, сказка «Волшебные вороны»

Вопросы:

Где Саша каталась на санках?

С кем познакомилась девочка у реки?

Что рассказал Саше рыболов Василия?

Как помогли Саше волшебные вороны?

Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?

Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А в начале зимы?

В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?

Правило:

- Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.

Перспективность.

Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, т. к.:

-кейсы дают возможность воспитателю использовать их на любой стадии обучения и для различных целей, т. е. могут применяться во всех возрастных группах;

- организация работы не требует проведения дополнительных занятий, а предусматривает интеграцию содержания работы во все виды деятельности согласно годовому комплексно-тематическому планированию

Результативность.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

Вывод:

Данный метод может применяться в работе с детьми любого дошкольного возраста. Но мне кажется, что лучше вводить его в образовательную практику уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

На следующий год я планирую использовать данный метод в своей работе с малышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических   технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способа...

Статья «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных новых педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими ставят современные ФГОС ДО.Одной из актуальн...

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

laquo;Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров до...

Метод кейс - технологии в дошкольном образовании

Выступление на педагогическом совете...